Разговор с «братком». О «жизни по понятиям», о ментах и «блатных»

В ресторане базы отдыха, где блатные собрались поздравить с освобождением авторитета Игоря Агеева, мне удалось поговорить с одним из «братков». Он просил не называть его имя. Но согласился рассказать о том, как нарушаются права осужденных в местах лишения свободы. 

На сходке блатных в Закарпатье один из «братков» дал эксклюзивное интервью для газеты «Сегодня». Он рассказал, что в отечественных СИЗО «опускают» даже детей, а надзиратели колоний пытают осужденных и устраивают «Маски-шоу»

Ресторан. В заведении «Золотая подкова» гуляли блатные в честь освобождения Игоря Агеева

Ресторан. В заведении «Золотая подкова» гуляли блатные в честь освобождения Игоря Агеева

В ресторане базы отдыха, где блатные собрались поздравить с освобождением авторитета Игоря Агеева, мне удалось поговорить с одним из «братков». Он просил не называть его имя. Но согласился рассказать о том, как нарушаются права осужденных в местах лишения свободы. Конечно, мы не станем утверждать, что все, что он говорит, — правда. Но и не будем скрывать, что мнение заключенных о происходящем в колониях крайне редко становится известно обществу.

— Долгое время о блатном мире ничего не было слышно. А в последнее время о вас вдруг появилось много противоречивой информации. Вы возвращаете себе прежние позиции?

— Мы их никогда и не теряли. Просто об этом не все знали.

— Милиция утверждает, будто среди вас много наркоманов. Это правда?

— Есть больные люди. Но зарабатывать на наркоте наши законы не позволяют. Да, мы — преступники. Но ломать людям жизнь из-за денег не станем. А вот менты все наркопритоны курируют. Им все с рук сходит.

— А как вы вербуете молодых?

— А что их вербовать? Закрыли меня в очередной раз в КПЗ. Сижу. А через пару дней пацана 14 лет приводят. Отца он не знает, мать пьет, сестренке младшей 12 лет. Жрать дома нечего. Менты ему предлагали сестру проституткой сделать. Он отказался. Украл еду в киоске. Они его повязали. Повесили на малолетку вместо одного 28 эпизодов. Что было делать? Я связался с нашими.

Они собрали ему денег на адвоката, еду и одежду передали. Теперь парень с нами. Я вам так скажу: менты нам сами пополнение готовят. Отправляют нормальных людей в тюрьму за мелкие преступления (например, за кражу курицы), избивают, унижают, фальсифицируют дела. А потом пожинают плоды своей деятельности.

— Говорят, в последние годы «воровские законы» изменились. Теперь ворам можно иметь дом, жену, бизнес…

— Ерунда все это. Играть в «понятия» легко, а жить тяжело.

— А за что в воровском мире могут наказать?

— У нас не Уголовный кодекс. Если человек не знает, что нельзя, а что можно, его никто наказывать не будет. Но нельзя терять уважение к людям. Если я, пользуясь своей силой, буду избивать слабого, это будет не «по понятиям». Проще говоря, чтобы не нарываться, надо быть нормальным человеком: честным и порядочным. Кроме того, у нас никто никого не заставляет что-то делать. Первое правило: живи как хочешь, лишь бы окружающим от этого вреда не было.

— Мне рассказали, что случилось с Игорем Агеевым три года назад в Изяславской колонии. А где еще творится беспредел?

— Везде. Поэтому зеки от безысходности и режут себе вены. Это единственный способ защитить себя. Вот смотрите. Сначала осужденного везут из суда в РОВД, и по дороге оставляют в «воронке» на 5 часов на солнцепеке без воды. Потом отправляют на «Столыпине» в зону (имеется в виду вагон, который перевозит заключенных. — Авт.), и в туалет часами не выпускают. А как только переступил порог колонии, избивают. Как говорится, чтобы понял, куда попал. Не можешь встать на зарядку утром (например, нога у тебя больная) — отдубасят.

Спишь ночью — ворвутся надзиратели и устроят «Маски-шоу». Все вещи, еду выбросят. Людей «помнут». И хорошо еще, если ногами. А бывает — противогаз надевают на голову и кидают в него зажженный окурок. Смирительные рубашки натягивают и бьют дубинками. Подвешивают за руки-ноги на наручниках к потолку. Да что там говорить, способов множество! И чем больше человек будет отстаивать свои честь и достоинство, тем больше ему достанется. Зачем далеко ходить? Год назад в Луцком СИЗО 11 зеков в течение 21 дня током пытали, душили, вешали. После чего в некоторых колониях зеки бастовали…

— Я слышала, что в СИЗО до сих пор существуют пресс-хаты (камера, в которой несговорчивого зека будут «прессовать» специально посаженные туда администрацией отморозки, которым нечего терять)…

—Да! В Днепропетровской области, в Харьковском регионе. Так, в Днепре, например, опера использовали для этих целей маньяка, который детей насиловал. Он выбивал из малолеток показания. А тех из них, кого он сломал, потом в камеры как «петушков» продавали. И подобные вещи творятся сплошь и рядом. Во время своих «Масок-шоу» надзиратели обычных мужиков убивают. А ублюдка, который изнасиловал и задушил свою 8-летнюю дочь, и пальцем не трогают…

— Получается, что в колониях не перевоспитывают преступников, а напротив…

— Конечно! Там никто не разбирается, почему человек оказался в заключении. Просто ломают всех подряд. А когда эти люди выходят на свободу, они уже не могут жить нормально. У них больная психика. В результате они снова совершают преступление.

— Граждане, которые работают в колониях, получают мизерную зарплату. А ездят на иномарках. На чем они зарабатывают?

— Это старая тема. Способов заработков у них множество. Например, Хозяин (начальник колонии. — Авт.) может открыть на имя своей жены при колонии магазин и поставлять туда продукты, которые предназначаются для кормежки осужденных. А зекам при этом дают только хлеб и воду или гнилье. Естественно, еда и предметы первой необходимости в этом магазине стоят гораздо дороже, чем на свободе. Но родственникам зеков приходится их покупать. Потому что Хозяин приказал принимать передачи, только если продукты были куплены в этом ларьке.

А бывает и так, что приобретенную за государственные деньги еду просто продают на сторону. Зачем с магазином морочиться? Так проще. Еще один распространенный способ получить прибыль — продавать за границу товар, который производят на зоне. Например, «толкают» в Европе тапочки по цене 5 евро за пару. При этом зекам за эти шлепки платят 5 копеек за 100 пар. Кроме того, часто-густо в колониях открывают мастерские по ремонту автомобилей, где совершенно бесплатно батрачат осужденные. Проще говоря, на зоне зарабатывают на всем.

— Сейчас в Департамент по исполнению наказаний (ДИН) после выборов пришло новое начальство. Может быть, стало легче? Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— Раньше цепь была короткая — до кости не доставал, а теперь цепь удлинили, но кость забрали. Никто ничего делать не будет. Такое положение вещей выгодно чиновникам. Когда в 1980-е годы численность сотрудников зон и тюрем решили сократить, в зонах произошел ряд захватов заложников — в основном медперсонала. А делали это «шестерки» надзирателей.

— Какие зоны вы «греете»?

— Стараемся все. Нельзя людей в беде бросать.

— Не могу не спросить у вас, кто и почему убил московского вора в законе по прозвищу Япончик?

— Подонки. Япончик большим уважением пользовался. Начинал как картежник и входил в десятку лучших шулеров на территории СССР. А потом, когда стал вором, много добра сделал. Всегда телефон держал включенным. Ему каждый мог позвонить и пожаловаться, попросить о помощи…

— И все-таки, кто это сделал?

— Это убийство до сих пор для всех загадка. Есть две версии. Первая — виноваты менты. Им выгодна война между ворами. Они на этом себе карьеру делают. А вторую версию все знают. Еще до убийства в Москве на Пироговском водохранилище была сходка. Потом приехали менты и всех повязали. Уже в камере два вора поссорились из-за очень больших денег. Один из них был грузином (мой собеседник не говорит, но я догадываюсь, что речь идет о Тариэле Ониани), а второй — курдом (видимо, Аслан Усоян по прозвищу Дед Хасан). Естественно, они втянули в свой конфликт и свои кланы. Ну и началось… Япончик с курдом были дружны. Поэтому грузины его и убрали. Но это, конечно, только слухи.

ФАКТЫ НАРУШЕНИЙ ПРОВЕРЯТ

— Нет ничего удивительного в том, что Агеев отбывал окончание срока в Ужгородском СИЗО, — говорит глава пресс-службы Госдепартамента исполнения наказаний Оксана Велкова. — У нас есть подобная практика и она совершенно законна. Например, в некоторых СИЗО мы содержим пожизненно осужденных. Отмечу также, что по всем фактам нарушения прав осужденных, о которых идет речь в вашей публикации, мы обязательно проведем расследование и сообщим вам о его результатах. Но не стоит забывать о том, что заключенным выгодно нагнетать обстановку вокруг мест лишения свободы. Так они пытаются облегчить условия содержания.

Автор: Инна Золотухина, «Сегодня» 

You may also like...