Очень ценный для власти подонок: Черновецкий до востребования
Отодвинуть «людей Черновецкого» от «золотой жилы» чрезвычайно сложно. Мэр Киева, очевидно, хорошо владеет информацией о том, в чьих интересах были разворованы коммунальные активы столицы, кто зарабатывал миллионы на строительных подрядах, кто сидел на инвестиционных потоках. Вероятно, это позволяет его команде до сих пор диктовать ребятам на Банковой свои требования, с их помощью находить в КГГА мостики для проталкивания и лоббирования определенных интересов.
После возвращения киевского мэра из рекордно длительного отпуска неожиданно произошли серьезные кадровые перестановки в городских структурах, в частности в прокуратуре. Многие задаются вопросом: по силам ли было Черновецкому снять главу столичной надзорной инстанции?
Прошел месяц с той поры, как г-н Черновецкий вернулся из дальних странствий. Не будем упрекать Леонида Михайловича в том, что он даже не счел нужным публично пояснить жителям Киева причину столь длительного отсутствия на рабочем месте. Оставим за рамками разговора и тот факт, что в феврале-марте городской голова не был замечен на официальных мероприятиях с участием руководителей государства.
Важно другое — показать, какие процессы происходят в столице после появления в главном ее офисе — на Крещатике, 36 — человека, который еще недавно называл себя «хозяином Киева», пытался убедить, что «относится к горожанам с любовью, живет их проблемами, думает о них». Даже находясь за границей, мэр, оказывается, был полон забот о родном городе: «Я контролировал повестку дня сессии, мне привозили документы, я их подписывал», — поведал он в начале прошлого месяца. То есть нити контроля не были утрачены?
Лезгинка с выходом. Для прокурора
Датой «возвращения Черновецкого» называют 6 февраля — якобы в этот день его видели в мэрии. По странному совпадению, в начале февраля на вышестоящую работу в Генпрокуратуру был переведен прокурор Киева Юрий Ударцов. В связи с этим в кулуарах мэрии стали слышны разговоры о том, что прокурора «ушли» по просьбе Черновецкого. 9 февраля был назначен новый прокурор столицы — Анатолий Мельник.
Что любопытно, именно 9 февраля Леонид Михайлович выступил в телеэфире «5-го канала», где сообщил, что путешествовал по Грузии и странам Европы (градоначальник ушел в отпуск в середине лета 2010 г.). Лично мне совсем не интересно, чем он занимался на Кавказе — декламировал стихи, пел, танцевал лезгинку или налаживал там частный гостиничный бизнес.
Я обратил внимание на ряд знаковых моментов в его ТВ-интервью. Первое — отдохнувший чиновник заявил, что никому не позволит «дестабилизировать ситуацию через досрочные выборы мэра». Второе — осторожно намекнул, что с его персоной следует непременно считаться. Значит ли сие, что отношения мэра с «верхами» вышли на более продуктивный уровень, посему у него появилось право даже выдвигать свои требования?
— Я буду требовать от власти прекратить шельмование меня, — произнес он, заметив, что сегодня нет никаких оснований для возбуждения против него уголовных дел.
Возможно, в битве между группой Черновецкого и прокурорскими генералами наступило перемирие? По указанию сверху? Хотя была ли сама битва?
Вспоминается, что еще год назад киевский градоначальник в телепрограмме «Свобода слова» (ТРК «Украина») с уверенностью сказал:
— Никакая прокуратура мне не страшна.
Однако спустя несколько месяцев он, наверное, забрал бы свои слова назад. После смены власти в стране стражи закона, милиция, СБУ сформулировали свои претензии к молодой команде Черновецкого: было возбуждено 25 уголовных дел, фигурантами которых стали некоторые управленцы, начальники коммунальных предприятий, да и просто мелкие сошки. Например, в сфере земельных отношений было предъявлено 248 исков.
На переднем крае этого наступления находилась столичная прокуратура во главе с Юрием Ударцовым. Она же сообщила, что в случае необходимости на допрос может быть вызван и Леонид Черновецкий. Но сказано это было, скорее, для красного словца: прокуратура так и не побеспокоила мэра. Правда, стражи закона в документах прокурорского реагирования выступили против продажи пакетов акций предприятий «Киеводоканал», «Киевгаз», «Хлеб Киева» и ряда других.
Вот почему у Черновецкого был повод для недовольства Ударцовым. И не более того. Правоохранительный прессинг не имел серьезных последствий для ближайшего окружения городского головы, ведь никому из его заместителей, членов семьи, состоятельных депутатов из блока Черновецкого в Киевсовете не были предъявлены обвинения. Многие независимые наблюдатели выдвинули версию, что «мэра всех киевлян» попросту держат «на крючке».
Голова умывает руки
Каков коэффициент полезного действия градоначальника в феврале? В поисках ответа на вопрос я зашел на официальный веб-портал Киевсовета. По запросу «Черновецкий» поисковая система выдала 25 документов — в основном стенограммы депутатских пленарных заседаний прошлых лет. В разделе «распоряжения городского головы» нашел всего лишь три документа, датированных 2011 г. Они о созыве VII сессии Киевсовета.
Поинтересуемся содержанием рубрики «городские новости». О Черновецком здесь ни слова. В основном размещена информация о повседневной деятельности госадминистрации. Делаю вывод, что КПД Черновецкого почти нулевой.
На этом же сайте отыскал два решения Киевсовета от 17 февраля с. г. об утверждении двух городских целевых программ («Дети столицы», проблемы военно-патриотического воспитания молодежи). Как известно, 17 февраля состоялась сессия Киевсовета. Черновецкого не было в зале.
Вместо него заседание вел Олесь Довгий. Однако 24 февраля под нажимом депутатов мэр соизволил почтить своим присутствием сессионное заседание, которое касалось внесения поправок в городской бюджет. Депутаты приняли решение вернуть 20-процентную надбавку к зарплате сотрудникам бюджетных организаций (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физкультура и спорт).
Напомним, что эти доплаты Киевсовет ввел в 2007 г., однако при формировании бюджета-2011, учитывая тяжелую финансовую ситуацию в столице, их отменили. На протяжении длительного времени тема «20%» была главной фишкой почти всех агитационно-пропагандистских кампаний Черновецкого. Пиарщики особенно сильно раскручивали ее перед выборами. Например, пару лет назад Леонид Михайлович обещал увеличение ежемесячных надбавок к зарплатам учителей и врачей до 100% основной заработной платы.
Много чего гарантировал этот известный человек — в частности до 2012 г. построить минимум 13 новых станций метрополитена, обеспечить социальным жильем всех киевлян, стоящих на квартучете, выполнить реконструкцию всех хрущевок, переселив в новые дома их обитателей.
А еще — 100%-ный ремонт жилого фонда Киева, учебных заведений и медучреждений, полную модернизацию лифтового хозяйства, максимальное обеспечение поликлиник и больниц необходимым современным оборудованием и медикаментами, создание при школах разветвленной системы бесплатных детских спортивных секций, кружков детского творчества, реконструкцию и благоустройство всех столичных парков и скверов, озеленение всех киевских дворов и т. д. и т. п.
На деле же все эти «гарантии» были исключительно популистскими. Пыль в глаза, да и только. Похоже, некоторые господа из молодой команды Черновецкого красивыми фразами прикрывали наглый дерибан.
— Хочу, чтобы киевляне знали: я как мэр, как бы меня ни обвиняли и ни шантажировали, никогда не пойду на тотальную распродажу киевской земли, — во всеуслышание объявил пару лет назад Черновецкий.
Но вот что в 2010 г. утверждал в СМИ прокурор Киева Юрий Ударцов:
— В Деснянском районе 19 человек получили землю площадью 0,1 га на каждого и понятия не имели, что все эти участки в одночасье якобы от их имени продали одному человеку… Кроме того, мы завершаем проверку фактов получения неким гражданином более 100 государственных актов на землю (Соломенский р-н) на жителей других регионов Украины… Решением киевской власти 32 гражданам были выделены участки за счет Дарницкого лесопаркового хозяйства.
Вернемся к теме «20%». После отмены этих надбавок некоторые депутаты Киевсовета, в т. ч. из блока Черновецкого, обрушились с критикой в адрес руководства КГГА — дескать, под откос пущены социальные завоевания прежних лет. В феврале оппонентам публично ответил зампред КГГА Руслан Крамаренко, упрекнув их в популизме и стремлении повысить свой политический рейтинг.
Тем не менее городская исполнительная власть вынуждена была все же принять решение об увеличении расходов работникам социально-культурной сферы на 200,6 млн. грн. К примеру, труженики сферы образования будут получать зарплату в среднем на 11,3% больше, чем в начале 2011 г.
А где взять эти дополнительные деньги, да еще во время кризиса? Напомним, что город имеет колоссальную задолженность перед кредиторами — 11 млрд. грн. В зале Киевсовета во время сессии оригинальным рецептом наполнения бюджета поделился Леонид Черновецкий:
— Я обращался в Кабинет Министров, чтобы забрали их (профтехучилища. — Авт.) на баланс. Кроме того, к чему нам эти театры и музеи, когда нам нечем кормить учителей и врачей? Какое отношение они имеют к Киеву?
Действительно, к чему Леониду Михайловичу все эти учреждения культуры? Всего лишь несколько фактов. Сегодня в помещении Киевской малой оперы развернута торговля секонд-хендом. А здание Национального академического театра оперетты в течение длительного времени, что называется, трещит по швам. Однако этих проблем не замечает городской голова. Он вообще в феврале сделал довольно неожиданное признание:
— Я разочаровался в сегодняшних обязанностях мэра, в том, что от них осталось после разграничений полномочий главы КГГА и председателя Киевсовета. Эти полномочия недостаточны для того, чтобы я мог выполнять все свои обязательства перед киевлянами.
То есть чиновник умывает руки? А ведь, кажется, только недавно он, обращаясь к киевлянам, заявлял:
— Мне нужно время, терпение, упорство, сила духа и ваша поддержка.
Цена вопроса — 150 млн.
Сегодня никто из киевлян не владеет информацией о рабочем графике мэра, о том, какие объекты, учреждения он собирается посетить. Да будет известно, что Черновецкий вообще не ведет личный прием граждан. Многие помнят, как недавно группа оппозиционных депутатов прорвалась в кабинет мэра и устроила ему «допрос с пристрастием».
— Мэр выглядел подавленным и растерянным, — рассказала журналистам депутат Киевсовета Наталья Новак. — На все наши вопросы о том, когда он будет выполнять свои обязанности, Черновецкий начинал нервничать и говорить, что сам знает, как ему работать.
Но, пожалуй, было бы ошибкой утверждать, что мэр Киева полностью потерял административные и прочие рычаги. Конечно, он уже не является ведущим игроком на экономическом и политическом поле, тем не менее в городе есть начальники разного уровня, депутаты, которые ему многим обязаны. Не секрет, что «люди Черновецкого» до сих пор сохраняют влияние на размещение торговых киосков. Ведь за годы «мэрского» правления в Киеве были незаконно сооружены тысячи МАФов.
Похоже, что новое руководство КГГА сегодня не может кардинально переломить ситуацию к лучшему. В ходе февральской коллегии КГГА Александр Попов, затронув проблему МАФов, вынужден был признать:
— Могу сказать, что мы много здесь теряем…
По его словам, город пока не принял окончательных соответствующих решений, как быть с этими киосками. В итоге бюджет ежегодно теряет 100—150 млн. грн. А ведь мы помним, что в прошлом году в госадминистрации была создана рабочая группа по вопросам размещения временных сооружений (ее возглавил замначальника главка архитектуры и градостроительства Андрей Вавриш).
Тогда звучали оптимистические заявления. Мол, еще немного — и с ларьками будет наведен порядок. И мы поверили, ведь обсуждалось формирование эффективных механизмов благоустройства. В частности, речь шла о цене при пользовании сервитутом и паевом участии предпринимателей.
Г-н Вавриш уверял, что стоимость договора сервитута сделают справедливой, при этом будут учитываться все необходимые нормы, в том числе и коэффициент экономической и функциональной зональности. Интересно, почему мы сегодня ничего не слышим о том, как продвигается эта работа?
Наверное, отодвинуть «людей Черновецкого» от «золотой жилы» чрезвычайно сложно. Мэр, очевидно, хорошо владеет информацией о том, в чьих интересах были распределены коммунальные активы Киева, природные ресурсы, кто зарабатывал миллионы на строительных подрядах, кто сидел на инвестиционных потоках.
Вероятно, это позволяет его команде до сих пор диктовать определенным бизнес-группам свои требования, с их помощью находить в КГГА мостики для проталкивания и лоббирования определенных интересов. В связи с этим обратим внимание на то, что в феврале произошли некоторые перестановки в управленческом звене КГГА.
Так, начальником главного управления коммунальной собственности КГГА был назначен Дмитрий Парфененко. К слову, ранее этим главком руководил депутат Киевсовета Анатолий Чуб, который входит в ближайшее окружение Черновецкого. Именно во время «правления» г-на Чуба это ведущее подразделение оказалось в эпиценте скандала в связи с таинственным исчезновением приватизационных документов.
В госадминистрации долго взвешивали, кого же пригласить на эту значимую должность. Предпочтение было отдано г-ну Парфененко, который сделал блестящую карьеру в Фонде госимущества. Некоторые СМИ предполагают, что за это назначение могла замолвить слово бизнес-группа Хмельницкого — Иванова, с которой, по некоторым сведениям, имеет хорошие отношения зять столичного мэра — Вячеслав Супруненко.
О том, что тандем Хмельницкого—Иванова усиливает влияние в столице, свидетельствует и февральское (повторное) решение Киевсовета о передаче в аренду на 49 лет фирме «Мастер-Авиа» зданий и сооружений аэропорта «Киев» (Жуляны). Этот документ завизировали руководители КГГА.
Согласно версии, озвученной в массмедиа, к «Мастер-Авиа» могут иметь отношение все те же Хмельницкий—Иванов. Как утверждают очевидцы, планы по строительству новых объектов на аэродроме в Жулянах, в частности вип-терминала, вызвали ряд закономерных вопросов у главного архитектора города Сергея Целовальника (они в основном касались стратегии развития аэропорта).
Кучук и другие
Именно в феврале, после появления в столице Леонида Черновецкого, под огонь критики попали ряд главных управлений КГГА. Александр Попов раскритиковал деятельность их руководителей, пообещав кадровые изменения. Среди провинившихся — главк архитектуры и градостроительства, который возглавляет Сергей Целовальник.
В некоторых кругах архитектурной общественности стали прогнозировать возможную отставку г-на Целовальника. По одной из версий, сегодня у Сергея Анатольевича нет влиятельной «крыши» в верхах. Впрочем, о том, что главный архитектор слегка не вписывается в реформаторскую команду КГГА, свидетельствует и выговор, который он недавно получил.
Кто может занять пост архитектора № 1 в Киеве? Это будет протеже Леонида Черновецкого? Вряд ли. Знающие люди поговаривают, что портфель может быть отдан кому-то из видных одесских архитекторов или же некоему киевскому чиновнику из властных структур районного уровня.
Поясним. В последнее время в архитектурном главке очень сильно и заметно усилил свои позиции заместитель Александра Попова одессит Михаил Кучук, в руках которого, как сообщали СМИ, ранее были все рычаги влияния на застройку в Южной Пальмире. И не только потому что г-н Кучук является куратором этого управления. «Правильная» расстановка в этом главке своих кадров, да еще имеющих отношение к согласовательным делам, — одна из составных определенного успеха г-на Кучука, рассказали «Уикенду» хорошо осведомленные источники в КГГА.
Думаю, что ситуация в градостроительном подразделении небезразлична и депутатскому корпусу. В кулуарах Киевсовета я услышал такую новость: якобы часть депутатов, среди которых есть и предприниматели, недовольна возрастающим влиянием Михаила Кучука на архитектурную сферу.
Несколько надежных источников из аппарата КГГА поведали «Уикенду» о том, что делегация «недовольных» недавно побывала в кабинете у Александра Попова. И там шел острый и жесткий разговор о ситуации в градостроительной сфере — депутаты возмущались ликвидацией (в угоду другим) определенных преференций, которые они имели во времена Черновецкого. Договорились ли?
Похоже, зашаталось кресло еще под одним чиновником — начальником главного управления земельных ресурсов КГГА Виктором Петруком. Этой структуре, которую курирует Михаил Кучук, тоже досталось на орехи в ходе работы недавней коллегии госадминистрации. Виктор Петрук, кстати, бывший зампред Госкомзема, был назначен на должность в 2010 г., когда рычаги полноценного управления городом взял в свои руки Александр Попов.
Остается только гадать, кому выгодно смещение Петрука, который раньше, как нам кажется, не давал серьезных поводов для критики. Некоторые независимые наблюдатели выдвигают версию, что за этот пост между собой ведут борьбу влиятельные сторонники Черновецкого и Кучука. И аргументируют: якобы контроль над земельным главком людям мэра нужен для того, чтобы завершить ранее начатые процессы масштабного распределения ресурсов.
Так это или нет — покажет время. Мне же вспоминается высказывание городского головы: «Главная моя боль — земля».
Может быть, отставка мэра поможет избавиться от этой «боли»? Однако уходить с должности г-н Черновецкий не собирается. О своем будущем он высказался так:
— Скорее всего, в 2012 г. я на пост мэра баллотироваться не стану. Но в парламент — наверняка.
Мы не знаем, когда городской голова снова появится в зале Киевсовета. Может быть, через год. Но вот что он сказал:
— Я хочу отметить, что сессия (24 февраля. — Авт.) прошла на высоком уровне, так что я не вижу острой необходимости постоянно присутствовать на сессиях. Олесь Станиславович (Довгий. — Авт.) справляется со своими обязанностями. Сессия под его руководством проходит успешно и конструктивно, и никакой проблемы здесь нет.
Снова вспоминается давнишнее высказывание Черновецкого, когда он начинал предвыборную кампанию за пост мэра:
— Кто я в этой жизни? Для чего и во имя чего мне довелось занимать такие различные должности?
И впрямь, кто же он в этой киевской жизни?
Автор: Леонид Копач, газета 2000
Tweet