«С козлами не играю!..» Политики хотят заставить нас себя «любить»

Согласно соцопросам в стране зафиксировано рекордное количество избирателей, которые готовы голосовать «против всех» или вообще не прийти на выборы. Поэтому украинские власти готовят новый закон о выборах. Среди нововведений – запрет на графу «Против всех». Скорее всего, в результате новаций в следующем парламенте страны будут заседать Тягнибок и партия с названием типа «Все козлы!»

Судя по всему, украинские «регионалы» всерьез озаботились вопросом повышения своей официальной легитимности. Отмена графы «против всех» — это не что иное как попытка власти обеспечить себе сносные результаты «общенародного волеизъявления». Действительно, трудно будет смириться с ситуацией, в которой результат победителя предвыборной гонки будет ненамного опережать число тех, кто не увидел ни одной достойной фамилии в бюллетене.

А таких на Украине немало. Согласно опросу компании GFK Ukraine в стране зафиксировано рекордное количество избирателей, которые готовы голосовать «против всех» или вообще не прийти на выборы. Так, по данным проведенного в январе исследования, 10% украинцев не принимали бы участия в выборах, 21% проголосовали бы против всех и еще 21% не знали бы, за какую партию проголосовать.

Эти цифры похожи на приговор украинской системе традиционного выбора меньшего из двух зол. Неудивительно, что в попытке легитимизировать будущий парламент «регионалы» пытаются подстелить себе соломки.

Аргументы власти не новы – примерно такая же риторика звучала из уст «единороссов» несколько лет назад, когда пункт «против всех» был отменен в России. Партия регионов оперирует тремя доводами. Во-первых, они утверждают, что такой графы нет в странах западной демократии. Во-вторых, им кажется, что пункт «против всех» провоцирует безответственность избирателя вкупе с нежеланием разбираться в нюансах предвыборных программ. Третий аргумент касается «бессмысленности» подобного волеизъявления – ведь при подсчете бюллетеней протестные голоса делятся пропорционально между финалистами гонки.

Каждый из этих тезисов можно оспорить.

Да, графы «против всех» нет в Германии, Великобритании и ещё в девяти странах ЕС. Но при этом возможность протестного голосования есть во Франции, где избиратель волен опустить в урну незаполненный бюллетень. Да и в тех же США возможность голосовать против всех кандидатов с 1967 года существует в штате Невада. При этом и во Франции, и в США и даже в Великобритании идея о законодательном закреплении в бюллетене графы «против всех» регулярно и широко обсуждается в обществе.

При этом нельзя забывать и о том, что в каждой стране – своя традиция выборов, равно как и свои особенности электорального поведения. Если в Неваде или во Франции своим правом протестного голосования пользуются в среднем 5% избирателей, то в 2004 году во время

выборов главы администрации Ульяновской области в России «против всех» проголосовало 25,16%. Запрет протестного голосования в России, а в ближайшей перспективе и на Украине напоминает попытку бороться со следствием, а не с причиной проблемы.

Не стоит забывать и о том, что на Украине сегодня почти нет идеологический партий. Те, что существуют, скорее претендуют на роль олигархических профсоюзов – лоббизм интересов их спонсоров имеет мало общего с идеей государственного строительства. В этих условиях запрещать людям высказывать несогласие с избирательным «меню» — значит обрекать их на игру по чужим правилам даже без призрачной надежды на право быть услышанными.

Тезис о безответственности избирателя, голосующего «против всех», также сомнителен. Хотя бы потому, что это волеизъявление вовсе не тождественно позиции «против всего». Те, кто не поддерживает систему в целом – просто не ходят на выборы. При этом граждане, которые сознательно приходят на участок, выстаивают очереди и ставят отметку в протестной графе – демонстрируют свою готовность к диалогу. Как минимум – с системной оппозицией (если такая появится). В подобном волеизъявлении – налицо демонстрация гражданской сознательности тех, кто не стал уезжать на дачи в воскресный день. А, значит, эта графа – ещё и термометр настроений в обществе, который позволяет уловить уровень протестных настроений на более-менее репрезентативном уровне.

Рецепт борьбы с «распылением» протестных голосов между финалистами на этапе подсчета уже неоднократно озвучивался. Два года назад, когда с идеей об упразднении графы «против всех» выступали депутаты от БЮТ, директор соцслужбы Центра Разумкова Андрей Биченко предложил альтернативу. По его мнению, если на парламентских выборах против всех проголосует более 3% избирателей, стоит учесть этот результат в итоговых протоколах как процент, отданный за партию, и оставить соответствующее количество мест в Верховной раде пустыми. По его мнению, такой шаг стимулировал бы политические силы и дал бы гражданам возможность реально влиять на ситуацию.

Аргументы «регионалов» о том, что избиратели, не желающие ни за кого голосовать, могут просто проигнорировать выборы – не выдерживает критики. В конце концов, отметка «против всех» – это гарантия того, что ваш бюллетень не будет заполнен другими людьми.

Можно, конечно, представить, что следующим шагом украинских властей будет введение штрафов за неявку на выборы. Тем более, что в этом случае всегда можно будет сослаться на опыт таких демократий, как Австрия, Бельгия, Кипр, Люксембург или Греция, где за неучастие в голосовании гражданам приходится платить. В той же Бельгии, кстати, неявка на выборы стоит от 25 до 125 евро (в зависимости от частоты «рецидивов»), а четыре избирательных «прогула» ведут к 10-летнему исключению избирателя из списков.

Но и эта традиция плохо вяжется с украинскими реалиями. В Европе чиновник уходит в отставку, если журналисты выяснят, что он за госсредства оплатил няню своему ребенку (как это было в Великобритании). А в постсоветских странах ни коррупционные скандалы, ни сбитые насмерть пешеходы, ни откровенная ложь в декларации о доходах не мешают депутатам и чиновникам продолжать занимать свои посты.

Кстати, непонятно и то, как «регионалы» собираются обходить конституцию Украины. 22-я статья основного закона страны гласит, что при принятии новых законов или изменении действующих не допускается сужение существующих прав и свобод. А запрет на протестное голосование – это прямое ограничение избирателей в свободе волеизъявления.

Неужели в партии власти не хотят понимать, что их инициатива, в первую очередь, сыграет против них самих? В лучшем случае из избирательных урн все чаще будут доставать бюллетени с рукописными пометками из серии «в сортах говна не разбираюсь». В худшем – протестные голоса уйдут в копилку пассионарным маргиналам из партий, наподобие «Свободы» Олега Тягнибока.

Как ни крути, но накануне следующих украинских выборов власть рискует столкнуться с реальным воплощением в жизнь старого анекдота: «В связи с отменой графы «против всех» никак не проявившая себя во время избирательной гонки партия «Все козлы!» неожиданно набрала 60% голосов».

Автор: Павел Казарин, РОСБАЛТ

You may also like...