ЗаконотВОРчество. Почему в Верховной Раде поцветает воровство

Практика воровства законопроектов давно прижилась в Верховной Раде. Народные депутаты изощренно и не очень воруют законодательные идеи оппонентов, иностранных государств и даже коллег по фракции. В украинском парламенте каждый сам за себя — нельзя доверять даже соратникам. 

У народного депутата от НУ-НС Леси Оробец на законодательной ниве сложились прямо-таки непростые отношения с нунсовцем Вячеславом Кириленко. В марте 2009-го Рада зарегистрировала законопроект об изменениях в законодательство о внешнем тестировании, инициируемый группой депутатов, в которую входила парламентарий.

Прошло меньше месяца — и ее коллега по фракции Кириленко внес предельно похожий документ с абсолютно идентичным названием. Но уже от своего имени. По словам нашей собеседницы, лидер партии «За Украину!» не исправил в законопроекте «даже орфографические ошибки». Ни один из законопроектов-близнецов Рада так и не поддержала. Но этот случай только укрепил подозрения Леси Оробец.

Народная избранница утверждает, что и позже сталкивалась с заимствованием собственных законодательных идей — после того, как в прошлом году предложила уже упомянутому Вячеславу Кириленко подать совместный законопроект об отмене обязательного образования для детей дошкольного возраста, дав коллеге ознакомиться с проектом.

«Каким же было мое удивление, когда уже на следующий день документ был зарегистрирован на сайте Верховной Рады под единоличным авторством… Вячеслава Кириленко!» — восклицает Леся Оробец. Вот только г-н Кириленко в комментарии изданию «Власть Денег» от обвинений коллеги открестился, отметив, что всегда вносит законопроекты, наработанные лично, либо подготовленные коллективом депутатов, в который он входит.

Погоня за количеством

Масштабы воровства законопроектов «ВД» проанализировала на примере одного из комитетов Верховной Рады. А именно — комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма. Мы исследовали все проекты законов, зарегистрированные с начала нынешнего созыва Рады, в которых данный комитет определен профильным. Из 106 законопроектов девять оказались полностью скопированы из аналогичных ранее отклоненных парламентом документов.

Чаще всего «клонировались» законопроекты трех-четырехлетней давности. Таким образом, доля законопроектов-близнецов, зарегистрированных в Верховной Раде, по нашим подсчетам достигает 8%. При этом не были учтены законопроекты, скопированные частично, слегка переформулированные документы (что определить технически очень трудно) или зарубежные законодательные идеи.

Зачастую плагиат как способ размножения законопроектов привлекает политиков лишь из-за возможности попиариться на украденном документе и дополнительной галочки в графе инициируемых законопроектов. «Чаще всего дублируются социальные законопроекты, которые всегда популярны, — делится наблюдениями нардеп-коммунист Спиридон Килинкаров. — Была одна оппозиция, которая для рейтинга безуспешно инициировала социальные проекты законов, сменилась власть, и уже новая оппозиция предлагает то же самое».

Безобидный, на первый взгляд, способ улучшить показатели инициативности народных избранников имеет вполне ощутимую стоимость — от 8 до 12 тыс. грн. за каждый законопроект. По подсчетам народного депутата от КПУ Евгения Царькова, столько из карманов налогоплательщиков расходуется на прохождение одного законопроекта под куполом.

Основные статьи расходов, включенные в эту сумму: затраты на бумагу, тираж документов, услуги Главных научно-экспертного и юридического управлений аппарата ВР. С начала нынешнего парламентского созыва народные избранники зарегистрировали уже более 10 тыс. законопроектов. Если допустить, что минимум 8% из них дублируют друг друга, на их прохождении можно было сэкономить 6-10 млн грн.

Вместо этого практика парламентского воровства становится системной. Евгений Царьков утверждает, что не раз фиксировал кражи своих законодательных инициатив. Из последнего — поправки в Налоговый кодекс о поднятии уровня годового дохода до 700 тыс. грн. при условии использования расчетно-кассовых аппаратов. «Подобная ситуация характерна для всего парламента. Например, около 50-ти поправок к Налоговому кодексу, поданных фракцией Коммунистической партии, были скопированы партией власти и внесены от себя», — заявляет депутат от фракции, входящей в пропрезидентское большинство.

Парламентские «пауки»

Законодатели в своем нежелании самостоятельно писать законопроекты увиливают от этой работы с разной степенью изощренности. Одни воруют идеи коллег, заметая следы, слегка меняя текст или название заимствованных законопроектов, другие — просто целиком копируют чужие законодательные идеи.

Так, в мае прошлого года тогдашний председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский обвинил депутата-регионала Валерия Коновалюка в том, что тот украл разработанный его ведомством законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Проверив по базе законопроектов Верховной Рады, «ВД» действительно обнаружила два абсолютно идентичных проекта указанного закона. Причем документ, инициированный правительством, зарегистрирован на полтора месяца раньше, нежели законопроект Валерия Коновалюка. На этом фоне заявления Бродского о том, что депутаты не раз воровали законопроекты Госкомпредпринимательства после того, как они появлялись на сайте комитета, не выглядят совсем уж беспочвенными.

По воровской закалке не отстает от народных депутатов и Кабинет Министров — причем независимо от своего состава. Как поведал «ВД» бютовец Андрей Павловский, правительства периодически заимствуют законопроекты у своих предшественников. «Например, законопроекты, наработанные правительством Тимошенко и регулирующие сферы таможенного обслуживания, оптового рынка электроэнергетики после ее ухода присваивались правительством Азарова», — утверждает депутат.

Своеобразный правительственный «обмен опытом» нетрудно подтвердить документально. В архивных законопроектах Кабмина «ВД» нашла два абсолютно идентичных документа под названием «О внесении изменений в Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины». Первый из них в 2009 г. инициировало правительство Юлии Тимошенко, а второй — в 2010-м правительство Николая Азарова.

В Верховной Раде работа по отбору и клонированию законопроектов и вовсе поставлена «на поток». «Сначала проект закона появляется на сайте, потом «пауки» — так я называю плагиатчиков, которые мониторят свежие законопроекты — отбирают их на заметку, — рассказывает нардеп Евгений Царьков. — Ну а дальше стандартная операция «копировать — вставить», добавление двух-трех фраз от себя, и вот вам новый проект закона». По словам политика, «пауками» чаще всего являются помощники народных депутатов, а вовсе не сами нардепы.

Вычитка и редактирование законопроектов осуществляются «пауками» далеко не всегда. Поэтому документы, скопированные у украинских коллег, нередко дублируют ошибки предыдущих авторов. А в ходе заимствования отечественными парламентариями законодательства иностранных государств рождаются новые «перлы». Дело в том, что при переводе иностранных законов помощники парламентариев нередко пользуются просто электронным переводчиком Google Translater. В результате содержание законопроектов не раз искажалось до глупостей, но это оставалось незамеченным псевдоавторами.

Корпоративная солидарность

В отечественной истории была попытка устранить практику воровства и плагиата законодательных инициатив. В 2008 г. депутат от фракции НУ-НС Юрий Ключковский инициировал законопроект, предусматривающий введение авторского права на все проекты актов органов государственной власти.

«Поскольку в нем, как и за любое нарушение интеллектуальной собственности, предусмотрено наказание, это частично воздер­живало бы депутатов от практики плагиата законопроектов», — считает политик. Он внес это предложение из-за досады, посчитав, что входит в число депутатов-лидеров по количеству сворованных у них законодательных идей.

Так, по словам Юрия Ключковского, в 2002 г. документ, весьма похожий на его законопроект «О выборах народных депутатов Украины» внес в парламент социалист Николай Рудьковский. А в 2008-м проект закона, аналогичный его законопроекту «О выборах депутатов Автономной республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» подал его коллега по фракции Владислав Каськив.

Однако идею введения авторского права на законопроекты парламент единодушно не поддержал. Дело в том, что многих депутатов, пострадавших от воровства собственных законодательных инициатив, подобная практика вполне устраивает. Они нарочито заявляют, что довольны уже тем, что их законопроекты могут принять, ведь часто в роли обворованных оказываются депутаты из малочисленных фракций или оппозиционеры, шансы которых протолкнуть тот или иной проект без сторонней помощи минимальны.

Да и вообще, прямо обвинять в воровстве коллег или оппонентов в парламенте не принято. «Ход мыслей у них мог быть таким же, как у меня, — улыбается Александр Стоян, народный депутат от Партии регионов, становившийся жертвой законодательного плагиата во время пребывания в оппозиции. — Потому, даже если они использовали мой законопроект, ничего страшного в этом не вижу».

Неизвестно, чем на самом деле вызвана такая готовность многих народных избранников прощать коллегам и оппонентам плагиат собственных законодательных предложений. Возможно, это дань корпоративной этике. Или ощущение, что однажды каждый может сам оказаться не только на месте обворованного, но и того, кто позаимствовал чужую инициативу. Остановить круговорот законопроектов-близнецов в Верховной Раде могла бы автоматическая проверка аппаратом парламента вносимых инициатив с помощью специальной программы, позволяющей обнаружить плагиат.

Законопроектам, дублирующим друг друга хотя бы наполовину, должно быть отказано в регистрации. Это дисциплинировало бы законодателей, заставив удерживаться от откровенного плагиата и ответственнее подходить к документам, которые вносятся на рассмотрение парламента под их фамилией. Но почему-то складывается впечатление, что многие из народных избранников в этом не заинтересованы. За 20 лет в украинском законодательстве не появилось даже элементарного запрета на представление в парламент законопроектов, которые раньше вносились другими инициаторами.

Увеличить
Увеличить

Авторы: Алиса Юрченко, Константин Ткаченко, «Власть Денег»

Читайте также: