Что полиция изменит в МВД и в жизни граждан Украины

Пока вся страна, затаив дыхание, наблюдает за развитием событий вокруг «языкового» законопроекта, в Верховной Раде были зарегистрированы два необычных для украинского менталитета законопроекта: «О полиции» (р. №10688) и «О государственной службе правопорядка» (р.№10579). Чего ждать гражданам?

 Главной необходимостью принятия закона о полиции послужило то, что, в основном, деятельность милиции регламентируется нормативно-правовыми актами, которые не только изрядно устарели, но и противоречат Конституции, поскольку были приняты раньше, чем Основной закон. В законопроекте много положительных моментов: это и повышение зарплаты полицейским, и щедрые социальные льготы (обеспечение жильем, медобслуживание, выплаты в случае получения увечья или гибели). Вопросы возникают только в части выделения средств на все это.

По словам одного из авторов законопроекта депутата Василия Грицака (ПР), главное — не переименование (слово «милиция» означает «вооруженный народ», а «полиция» — это профессионалы, которые от имени государства поддерживают порядок и борются с преступностью), а то, что МВД станет гражданским ведомством, в котором будет департамент полиции: «Впервые на уровне закона вводится понятие контракта, четко расписаны права и обязанности полицейского, его социальные гарантии».

А вот второй законопроект получил крайне негативную оценку общества. Новая структура будет иметь право применять: спецсредства, чтобы остановить массовые беспорядки и групповые нарушения общественного порядка; огнестрельное оружие, чтобы отбить нападения на государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, а также жилые помещения; вооружение, боевую и спецтехнику в случае проведения операций для рассредоточения участников массовых беспорядков. Что стоит за будущей реформой милиции, выясняла «Судебно-юридическая газета».

На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность милиции, являются Закон Украины «О милиции» от 20.12.1990 и Положение о прохождении службы рядовым и начальственным составом органов внутренних дел Украинской ССР №114 от 31.07.1991. Т. е. основополагающие нормативно-правовые акты приняты еще до независимости Украины и принятия Конституции, и некоторые их нормы перечат Основному Закону. Законопроект «О полиции Украины» №10688 призван устранить эти нарушения. В случае принятия этого законопроекта полномочия полиции не сильно будут отличаться от того, чем сегодня занимается украинская милиция. По словам авторов документа, такой подход к формированию прав и обязанностей полиции обусловлен тем, что сегодня милиция фактически выполняет полицейские функции.

Согласно ст. 2 проекта №10688, задачей полиции является реализация государственной политики в сфере защиты и охраны прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, интересов государства и территориальных обществ от противоправных посягательств; в сфере охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Сотрудники полиции также могут привлекаться для участия в международных миротворческих операциях в составе миротворческого персонала.

Полицейский по контракту

Полиция будет входить в систему Министерства внутренних дел Украины. Для организации централизованного управления по выполнению возложенных на нее задач в составе аппарата МВД будет создан Департамент полиции. Общее руководство полицией осуществляет министр внутренних дел Украины, который имеет право по согласованию с КМУ образовывать, ликвидировать, реорганизовывать структурные подразделения Департамента полиции, которые не имеют статуса юридического лица.

Согласно законопроекту, в состав полиции входят службы криминальной полиции, полиции общественной безопасности, транспортной полиции, досудебного следствия, государственной охраны, внутренней безопасности, службы обеспечения и экспертно-криминалистическая служба, а также бюро Интерпола в Украине.

Сотрудники полиции будут проходить службу исключительно на контрактной основе. Контракт о прохождении службы в полиции – письменное соглашение, которое составляется между гражданином Украины и государством, от имени которого выступает МВД. На службу в полицию могут быть приняты граждане Украины в возрасте от 18 до 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозных убеждений, которые владеют государственным языком, имеют образование не ниже полного среднего и способны в соответствии со своими личными и деловыми качествами, физической подготовкой и состоянием здоровья выполнять обязанности полиции.

Зарплата подскочит

Если нормативно-правовой документ вступит в силу, полицейских ожидает приятный бонус в виде значительного повышения зарплат. По мнению авторов проекта, работники полиции от рядового до старшего сержанта включительно должны получать зарплату не менее 5600 грн, а занимающие должности, начиная от младшего лейтенанта и заканчивая начальником департамента полиции – не менее 7 минимальных зарплат, установленных КМУ на 1 января каждого года. Сегодня это приблизительно 7700 грн.

Поскольку в законопроекте черным по белому написано, что реализация положений Закона после его принятия не будет требовать дополнительных финансовых затрат, связанных с организационно-штатными мероприятиями преобразования милиции в полицию, возникает закономерный вопрос: откуда на такое глобальное повышение зарплат взять деньги?

Как отмечают авторы, финансирование этих затрат предлагается осуществлять в пределах ассигнований, предусмотренных на содержание МВД и за счет штатной оптимизации при переаттестации личного состава. Т. е. разработчики законопроекта считают, что сегодняшнее количество работников милиции позволяет провести оптимизацию (другими словами – сокращение). По их мнению, в результате оптимизации и переаттестации сотрудников правоохранительных органов дополнительных средств из бюджета не потребуется.

Именно маленькие зарплаты сотрудников правоохранительных органов, по мнению авторов документа, являются первичной причиной коррумпированности этой системы. Судя по всему, украинских полицейских ожидают радужные финансовые перспективы. Но тут возникает вопрос: почему раньше нельзя было «прорепетировать» такую же схему на милиции – сократить ее численность, повысить зарплаты и таким образом тотально наступить на коррупцию в этой системе?

Разумеется, с зарплатой в 1500 грн рассчитывать на хорошие кадры не приходится. Но как быть с пытками, жестоким поведением, злоупотреблением властью? Неужели после элементарного переименования правоохранительных органов количество этих противоправных действий уменьшится? Крайне сомнительно, что рост зарплат и социальные гарантии, предусмотренные законопроектом, будут стимулировать развитие и воспитание моральных качеств полицейских.

Впрочем, украинская милиция себя во многом уже бесповоротно дискредитировала. Возможно, это и спровоцировало идею создания вооруженной и наделенной расширенными правами новой государственной силовой структуры, речь о которой пойдет далее.

Внутренние войска МВД не справляются?

Авторы законопроекта о полиции оказались чрезвычайно щедры на законодательные инициативы и зарегистрировали еще один, не менее интересный документ – законопроект №10579, предлагающий преобразовать Внутренние войска МВД Украины в Государственную службу правопорядка (далее – ГСП). Согласно проекту, она будет главным вспомогательным правоохранительным формированием, которое призвано количественно усиливать классические правоохранительные структуры.

Непосредственное руководство ГСП осуществляет главнокомандующий этой службы – как единолично, так и через главный орган военного управления в аппарате МВД Украины. Главнокомандующий Госслужбы правопорядка по должности является заместителем министра внутренних дел Украины. Он также будет иметь первых заместителей и заместителей, которые по категории должностей отнесены к высшему командованию этой службы. Все они будут назначаться на должности и освобождаться с должностей Президентом Украины в установленном порядке.

Поражающая вседозволенность

Расширение полномочий начинается с первых же статей документа. Если, согласно Закону «О Внутренних войсках МВД Украины», к полномочиям ВВ относится охрана государственных объектов и гражданского порядка, борьба с преступностью, то к полномочиям бойцов ГСП относится уже охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц, интересов государства, его конституционного порядка, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от преступных и иных противоправных посягательств.

Согласно законопроекту, новая структура будет иметь право применять спецсредства, чтобы остановить массовые беспорядки и групповые нарушения общественного порядка; огнестрельное оружие, чтобы отбить нападение на государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, а также жилые помещения; вооружение, боевую и спецтехнику в случае проведения операций для рассредоточения участников массовых беспорядков и пр. Помимо прочего, военнослужащие ГСП смогут оцеплять и блокировать территории и помещения во время розыска лиц, принимавших участие в массовых беспорядках или совершивших преступление. К слову, сотрудникам ВВ подобные действия разрешаются исключительно для задержания лиц, совершивших побег из-под стражи.

В рамках своей компетенции ГСП сможет, согласно проекту, временно ограничивать доступ граждан на какие-либо территории с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. А при необходимости обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, жизни, здоровья, защиты прав и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц ГСП вправе ограничивать права и свободы граждан – в порядке, установленном законом.

Законопроектом также предложена возможность привлечения ГСП для участия в международных миротворческих операциях в составе миротворческого контингента или миротворческого персонала.

Кого боится власть?

Следует отметить, что после регистрации законопроекта поднялся шквал резкой критики со стороны общественности. В большинстве своем она сводится к тому, что планируется создание силовой структуры, которая подчинялась бы непосредственно главе государства и, по сути, выполняла функции его личной охраны. Не исключено, что власти опасаются, что во время осенних выборов в стране может вспыхнуть новая революция или начнутся массовые протестные акции.

Иначе зачем так стремительно пытаться превратить правоохранительные структуры в подконтрольный себе орган? Многие политики недоумевают по поводу подобных действий, ведь принятие такого законопроекта прямо указывает на то, что власть ожидает революции. Но ведь гораздо правильнее было бы не допустить ее возникновения, устранив основные причины, а не пассивно ждать, когда у народа закончится терпение.

Но законодатели убеждают в обратном: дескать, страхи по поводу столь широких полномочий новой структуры сильно преувеличены, а после принятия законопроекта в первом чтении в него можно будет внести определенные поправки и предложения, которые будут обязательно рассмотрены.

О том, зачем это вообще нужно, традиционно размыто сообщается в пояснительной записке к законопроекту о ГСП: «Образование этой службы обусловлено назревшей потребностью реформирования Внутренних войск, приведением государственного управления этой сферой в соответствие с введенными основами реформирования центральных органов исполнительной власти». Создается впечатление, что под предлогом реформ в Украине можно провернуть практически все: расширить полномочия, увеличить численность, развивать структуру и т. д.

По большому счету, ничего плохого в защите государственного и конституционного строя нет, совсем даже наоборот. Но в законопроекте нет четкого определения, кто идентифицирует ситуацию как опасную, дает разрешение на применение силы и вмешательство в частную жизнь граждан – упомянуто лишь, что о таких случаях командование воинских частей должно сообщать прокурору.

Что же касается финансового вопроса, то из той же пояснительной записки следует, что реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из госбюджета и будет осуществляться за счет выделенных на содержание внутренних войск МВД Украины ассигнований. А это может означать только одно: военнослужащие ГСП будут находиться в таком же плачевном положении, в каком находятся сейчас внутренние войска. Как бы там ни было, но авторы законопроектов убеждены, что уже к 20 сентября этого года документы пройдут первое чтение, а аккурат перед выборами – и финальное второе.

Комментарии

Василий Грицак, соавтор законопроекта о полиции:

– С 1 января 2012 г. зарплата рядового полицейского РФ составляет около $1 тыс., лейтенант полиции РФ получает $1600, начальник УВД – $3 тыс. Работник украинской полиции от рядового до старшего сержанта включительно должен получать зарплату не меньше 5600 грн, от младшего лейтенанта и до начальника департамента полиции – не менее 7 минимальных зарплат, установленных КМУ на 1 января каждого года. Повышение зарплат будет стимулировать полицейских, они не будут брать взятки. Антикоррупционные законы, к сожалению, сегодня не работают, потому что еще не выстроена вся система. Думаю, до конца этого года все законопроекты будут приняты. Тогда мы сможем говорить о тотальном наступлении на коррупцию.

Лариса Сухомлинова, правозащитник:

– Относительно преобразования милиции в полицию, думаю, все останется по-прежнему. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Украинская правоохранительная система строилась долгие годы, и переобмундированием и сменой названия здесь ничего не добиться. Искоренить коррупцию, превышение милицией своих полномочий, нередкие издевательства над задержанными этот законопроект точно не сможет. Ошибочно считать, что повышение зарплаты будет стимулировать полицейских не брать взятки, как заявляют некоторые политики. Это не те суммы, ради которых человек станет кристально честен и отойдет от своих привычек.

Виктор Медведчук, общественный деятель, юрист:

– Проектом предусматривается, что Госслужба охраны правопорядка получит право на обыски людей и объектов собственности, принадлежащих гражданам, на проверку документов без какого-либо основания и повода, аресты, задержания, разгон демонстраций. И все это без санкций и разрешений со стороны суда, органов местного самоуправления и структур, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека. Кто будет определять законность их действий? Тот, кто будет отдавать приказы? Все далеко не так безобидно. Создается впечатление, что власть готовится к противодействию народным волнениям и акциям неповиновения.

Николай Сунгуровский, политолог:

– Очень интересно отношение авторов законопроекта о Государственной службе правопорядка к демократическим принципам и процедурам публичной политики. В пояснительной записке указано, что законопроект «посылался для обработки и высказывания предложений в заинтересованные органы исполнительной власти», но не указано, в какие именно, какие были предложения и замечания и насколько они учтены. Неуместным считают авторы согласование законопроекта с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, поскольку «предложенный проект закона не влияет на развитие административно-территориальных единиц» (?). То, что ГСП может привлекаться к выполнению соответствующих функций этих органов, взаимодействовать с ними и бесплатно пользоваться их средствами, авторов, кажется, мало волнует.

 Инфосправка 

Что даст простому милиционеру закон о полиции:

– повышение зарплаты: для рядовых и сержантов – до 5 минзарплат, что на сегодня составляет 5510 грн, для офицеров – до 7 минзарплат (7728 грн);

– обязанность оказывать неотложную медпомощь пострадавшим от уголовных или административных правонарушений (если потерпевший ранен или избит хулиганом);

– возможность применять спецсредства (наручники, резиновые палки, газ, светошумовые гранаты, водометы) против любого гражданина;

– право применять меры физического влияния, в т. ч. приемы рукопашного боя, для прекращения правонарушений; право использовать оружие, чтобы вскрыть дверь в помещение, если того требует обстановка;

– обучение для впервые поступивших на службу – они направляются в учебные заведения полиции для первичной подготовки (пользование оружием, спецсредствами, изучение приемов рукопашного боя);

– право на льготное лечение и отдых в медицинских реабилитационных центрах, санаториях, пансионатах МВД за счет бюджетных средств;

– жене (мужу) сотрудника полиции – ежегодный основной отпуск по желанию предоставляется в удобное для нее (его) время одновременно с ежегодным основным отпуском сотрудника полиции.

Новации для граждан:

– у гражданина будут требовать предъявить документы только в случаях, если он обоснованно подозревается в совершении преступления, нахождении в розыске, либо есть другие основания для задержания (нецензурная брань, нарушение общественного порядка, нахождение в нетрезвом виде). При этом полицейский обязан объяснить причину проверки документов. Сейчас объяснять причину милиционер не обязан, а случаи проверки документов выписаны расплывчато: «для выяснения вопросов о соблюдении правил гражданином»;

– всем задержанным будет в обязательном порядке предоставлено право на один телефонный звонок не позднее чем через час с момента задержания. Если у задержанного нет возможности позвонить, ему должны предоставить возможность позвонить в пределах Украины со служебного телефона. Сейчас сами работники милиции обязаны в течение 2 часов сообщить родным человека, что он задержан, но детально не прописано, каким образом. Например, они могут оставить письмо или телеграмму. Зато в Законе о милиции сказано, что задержанного должны обеспечить трехразовым питанием, а в законе о полиции такой нормы нет.

Автор: Татьяна Пашковская, «Судебно-юридическая газета»

***

«Полицейская» практика стран бывшего СССР

Милиция – название органов правопорядка (эквивалент полиции) в СССР, а также в пяти социалистических странах: Болгарии, Монголии, Польше, Румынии и Югославии. Кроме Украины, в настоящее время название еще пока сохраняется в таких постсоветских странах и регионах как Абхазия, Беларусь, Киргизия, Приднестровье, Таджикистан, Узбекистан и Южная Осетия. Остальные страны уже переименовали милицию в полицию. Болгария и Словения сделали это в 1989 г., Польша, Румыния, Эстония, Литва, Молдавия, Хорватия – в 1990 г., Латвия – в 1991 г., Монголия – в 1992 г., Грузия – в 1993 г., Сербия – в 1997 г., Казахстан – в 1998 г., Азербайджан – в 1999 г., Армения, Нагорный Карабах, Туркменистан – в 2001 г., Россия – в 2011 г.

В России закон «О полиции» был принят в рамках реформы МВД и вступил в силу 1 марта 2011 года. В соответствии с документом, сам институт сменил название с милиции на полицию, что, по замыслу разработчиков, должно было подчеркнуть профессионализм преобразованных органов внутренних дел. Впрочем, по мнению критиков, реформы не дали какого-либо эффекта, работать ведомство после этого лучше не стало.

Критики обращали внимание и на дороговизну реформы – назывались суммы порядка 12 млрд. рублей, на то, что эти деньги могли быть потрачены на более полезные вещи.

Согласно закону, общий штат сотрудников был сокращен на 22%, а для перехода на службу в полицию работники органов должны были пройти переаттестацию (завершилась к 1 августа 2011 года). Должностей в ходе реформы лишились многие милицейские генералы. Денежное довольствие сотрудников выросло, повысились и соцгарантии.

В документе представлен исчерпывающий перечень полномочий полицейских, их права и обязанности. Представляясь, страж порядка обязан назвать свои должность, звание, фамилию и предъявить по требованию удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения к гражданину, а в случае задержания рассказать о его правах. Закон обязывает сотрудника полиции извиниться перед гражданином, чьи права он нарушил.В обязанности полицейского ввели разъяснение задержанному его права.

Работник полиции не вправе применять спецсредства, в том числе дубинки, против участников мирных демонстраций; к ним отнесены и несанкционированные. Это требование не распространяется на ситуации, связанные с пресечением массовых беспорядков. У сотрудников, несущих службу в общественных местах, должен быть нагрудный знак с именем, фамилией и названием его подразделения.

Закон наделяет полицейского правом проникать в жилые помещения без санкции суда и согласия собственника, если гражданам угрожает опасность.

Реформа полиции в Грузии — комплекс радикальных мер по переустройству Министерства внутренних дел Грузии, принятый командой президента страны Михаила Саакашвили с начала его правления в 2003 году. На реформу МВД Грузия регулярно получала деньги из госбюджета США. В 2004 г. в ходе борьбы со взяточничеством в МВД была упразднена Дорожная полиция (ГАИ), радикальным образом сокращена численность сотрудников органов правопорядка. Вместо нее появилась Патрульная полиция. Сотрудников нового ведомства, созданного по образу и подобию дорожной службы США, набирали по конкурсу, предложив им зарплату значительно выше средней по стране. Помимо названия в ходе реформы изменились внешний вид и техническое оснащение патрульных полицейских.

Форма, подобно американской, стала сине-голубой, с собой патрульный мог иметь дубинку, электрошокер и оружие израильского производства. Полицейских обязали приезжать на место вызова в течение нескольких минут после звонка, закупив им немецкие автомобили «Фольксваген». Кроме того, появились и «пешие» полицейские — они получили право задерживать всех, кто покажется им подозрительным.

Вследствие реформ уровень доверия населения к правоохранителям намного повысился, а профессия полицейского стала одной из престижнейших в Грузии. Критики же обвиняют власти страны в том, что полиция Грузии получила полную свободу действий, а страна по сути превратилась в полицейское государство. По их мнению, если полицейские на улице перестали брать взятки, это не означает, что коррупция искоренена – она просто вышла но более высокий уровень, став более централизованной.

Тем не менее, о желании использовать опыт Грузии по реформированию полиции и борьбе с коррупцией заявляли ряд стран СНГ, в том числе Молдавия и Украина. Грузия со своей стороны обращала внимание на то, что россияне переняли у грузинской полиции часть их форменного обмундирования, автомобильное обеспечение и др.

В Азербайджане в 1992 г. согласно указу президента страны и постановлению Кабинета Министров была образована Полицейская Академия МВД Азербайджанской Республики. В настоящее время основным документом, регулирующим функционирование полиции, является закон «О полиции» от 1999 г. По мнению наблюдателей, реформы правоохранительной системы страны каких-либо положительных результатов не показали. Более того, ранее уровень доверия граждан к правоохранительным органам был более высоким, чем в настоящее время, а уровень коррупции лишь увеличился.

В Армении закон о полиции был принят Национальной Ассамблеей в 2001 г. Закон «О службе в полиции» был принят в июне 2002 г., а закон «О принятии дисциплинарного кодекса полиции Республики Армения» – в 2005 г. Реорганизация МВД и его преобразование в профессиональную Полицию Республики Армения была завершена 1 января 2003 г. Невзирая на то, что борьба с коррупцией является одной из приоритетных задач армянских властей, коррупция в органах внутренних дел страны по-прежнему остается большой проблемой.

В Казахстане в 1992 г. Верховный Совет Республики принял закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Это был первый правовой акт, определивший задачи и функции казахстанской полиции. В 1997 г. была создана военная полиция. В настоящее время большая часть жалоб на органы внутренних дел касаются работы дорожной полиции, уровень коррупции в которой резко растет.

Судебно-юридическая газета

You may also like...