Скоростная смерть Как прекратить ночные гонки в Украине

Страны с высоким уровнем автомобилизации – Германия, Швеция, Британия, Голландия довели уровень смертности от ДТП – а превышение скорости и там было главным фактором трагедий – до 4 человек на 100 000 населения. Тогда как в Украине этот показатель составляет 12-13 человек на 100 000 населения. И ежегодно он растет…

Журналисты издания «Главред» узнали, насколько масштабно явление незаконных автомобильных гонок на улицах украинских городов, а также насколько реально искоренить эту проблему.

Резонансное ДТП на Бориспольской трассе, произошедшее в ночь с 22 на 23 сентября в результате уличных гонок, должно предостеречь любителей автоэкстрима от неоправданных рисков и гонок на большой скорости, надеются эксперты. По их мнению, уличная гонка, ставшая фатальной для трех человек, в том числе директора Департамента финансовой политики Минэкономразвития Сергея Чекашкина (Че Гевары), вероятно, заставит задуматься поклонников экстремальной езды, и их количество уменьшится.

 Фото: magnolia-tv.com

Однако только трагическим примером проблему нелегальных гонок на улицах городов решить не удастся – для этого потребуется ряд вполне определенных мер. Так, киевская прокуратура уже обязала столичную милицию принять меры, чтобы прекратить незаконные автогонки. «Прокуратура обязала милицию обеспечить безопасность движения в столице и проверить информацию о незаконных автогонках на киевских улицах», – заявила пресс-секретарь прокурора города Киева Мирослава Мушка.

Эксперты рассказали «Главреду», насколько масштабно явление незаконных уличных заездов в нашей стране, а так же как можно решить данную проблему.

Незаконный экстрим

ГАИ после трагедии 22 сентября поспешило заявить, что уличные гонки – вне закона, и обратилось ко всем, кто планировал принять участие в ночном пробеге в память о погибшем Сергее Чекашкине.

«Управление ГАИ Киева призывает как организаторов, так и участников уличных гонок отказаться от таких незаконных действий. Вместо этого провести это в рамках закона, например, на спорткомплексе «Чайка»… При этом не создавая опасности для других участников дорожного движения», – говорилось на сайте Управления ГАИ в городе Киеве.

Начальник пресс-службы милиции Киевской области Николай Жукович отметил, что в регионе есть несколько мест, где разрешено проводить автомобильные соревнования и гонки. «Например, автодром «Чайка» и еще пару мест, где есть «взлетно-посадочные полосы» (не в аэропорту Борисполь), где хорошая дорога и прямой отрезок пути. В этих местах гонки проводятся официально, с соблюдением всех необходимых мер предосторожности», – уточнил он.

Что касается ночных автогонок на улицах Киева – информацию о них милиция получает только постфактум, после того, как они состоялись, отметил Жукович.

В свою очередь президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаил Берлин также подчеркнул, что ночные гонки по улицам городов – явление незаконное, и происходят они «подпольно».

«Дороги общего пользования не предназначены для таких гонок. Поэтому любители автоэкстрима создают опасные ситуации, как для себя, так и для других участников дорожного движения. Подобные гонки должны проходить на специально оборудованных трассах, при участии медиков, пожарных, специалистов МЧС, которые при необходимости окажут гонщикам профессиональную помощь», – рассказал эксперт.

Как часто ночные гонки становятся причиной гибели и травмирования людей, Берлин затруднился сказать. «Статистика такая не ведется. Можно лишь предположить, что это явление не редкость, если участие в них принимают даже чиновники высокого ранга», – добавил он.

Кроме того, эксперт подчеркнул, что нарушение скоростного режима на украинских дорогах – главный фактор возникновения ДТП, о чем свидетельствуют и официальная статистика ГАИ, и результаты Национального социологического исследования, проведенного в Украине в 2009-2010 годах. «Среди факторов риска, которые часто вызывают ДТП, на первое место респонденты поставили превышение скорости движения (88,1% опрошенных). По данным ГАИ МВД Украины, превышение скорости чаще вызывает гибель молодых людей в возрасте от 25 до 40 лет. То есть, наиболее продуктивного населения страны», – отметил Михаил Берлин.

Как планируют бороться с незаконными автогонками?

В милиции полагают, что именно в большей сознательности простых граждан – ключ к решению проблемы незаконных автопробегов по улицам городов. Так, Николай Жукович надеется, что украинцы станут «более сознательными и будут больше заботиться о собственной безопасности». «Мы надеемся, что граждане, узнав о запланированных нелегальных соревнованиях в какой-то части города, позвонят по номеру 102 и сообщат об этом. Если бы такие гонки проводились, мы были предупреждены и не предприняли мер для их предотвращения, тогда бы были вопросы к нам. Мы же не можем на каждом перекрестке или прямом отрезке пути поставить патруль автоинспекции», – подчеркнул начальник пресс-службы милиции Киевской области.

По мнению Жуковича, единственное, что может сделать милиция, чтобы решить проблему, – «только влиять на сознание граждан и любителей скоростей и адреналина». «Гонщики, получая адреналин, для других создают риски и опасности. Если люди будут предупреждать о таких опасных затеях и грубых нарушениях, то мы будем реагировать», – заверил он.

Не секрет, что клубы автогонщиков довольно закрыты, информацией о месте и дате пробегов они обмениваются с помощью смс или электронной почты – это не становится достоянием общественности. Однако Николай Жукович отметил, что закрытость клубов любителей скорости – не помеха в борьбе с нелегальными заездами, поскольку сознательные украинцы в силах помочь милиции решать данную проблему.

«Ведь это касается и обычных водителей, которых, к примеру, останавливают и просят подождать минут 10-15, пока якобы ведутся ремонтные работы на дороге. Они ждут, а потом едут и видят, что стоят спортивные, тюнингованные машины. Достаточно сделать один телефонный звонок, чтобы на это должным образом отреагировала милиция. Кроме того, раз незаконные гонки проводятся в населенных пунктах, городах, значит, есть люди, спящие в домах. Разве им гул машин и двигателей не мешает? Им также достаточно набрать 102», – подчеркнул он.

Искоренить проблему незаконных автогонок на улицах Киева и других городов вполне реально, убежден Михаил Берлин. Для этого, по его мнению, прежде всего, необходимо признание проблемы как таковой государством и обществом, признание угрозы для жизни и здоровья людей. А уже потом необходимо начать ее решать.

«Как? Наказывать нарушителей высокими штрафами, лишать их права управлять автотранспортом на длительный период, обнародовать каждый такой факт, заставить власть и общество остро реагировать на беспредел на дорогах. В то же время нужно строить специальные автотрассы для гонок. Сегодня же бороться с ночными водителями-экстремалами крайне сложно. Ведь факты гонки скрываются, имена их организаторов замалчиваются. Кроме того, нет законодательных ограничений и наказаний для водителей-экстремалов», – подчеркнул эксперт.

Трагический урок

Усвоят ли любители быстрой езды трагический урок, покажет время. Эксперты, надеются, что недавняя громкая гибель гонщиков повлияет на экстремалов, они осознают риск, и количество их на дорогах поубавится.

«Хотелось бы, чтобы эта трагедия повлияла на наших водителей. Ведь у нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока не случилось большой трагедии, не приходилось надеяться, что количество любителей гонок уменьшится. Однако мы же видим, что, несмотря на трагедию в Киевской области, в Одессе гонки проводились», – отметил Николай Жукович.

Поскольку дорожное происшествие 22 сентября и гибель людей в результате нелегальных гонок благодаря СМИ получили широкий общественный резонанс, это, по мнению Михаила Берлина, «предостережет многих любителей автоэкстрима от незаконной ночной езды по улицам городов». Эксперт убежден, что, в целом, безопасностью дорожного движения нужно заниматься системно и не один год.

«Страны с высоким уровнем автомобилизации – Германия, Швеция, Великобритания, Голландия – занимались этой проблемой на протяжении 30 лет и довели уровень смертности от ДТП – а превышение скорости и там было главным фактором трагедий – до 4 человек на 100 тысяч населения. Тогда как в Украине этот показатель составляет 12-13 человек на 100 тысяч населения. Причем ежегодно он растет. Так, за семь месяцев 2012 года он вырос на 15% по сравнению с этим же периодом прошлого года», – отметил Берлин.

Автор: Надежда Майная, «Главред»

Читайте также: