«Льготы для «Укравто» гробят украинский автопром»

Официальный комментарий Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, автомобильного завода компании «Еврокар» и Кременчугского автосборочного завода относительно принятых 20 ноября 2012 г. Верховной Радой Украины в первом чтении законопроектов № 11259 «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» и № 11260 «О внесении изменений к Налоговому кодексу Украины об уплате экологического налога по утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств».

 Все ведущие операторы автомобильного рынка в лице Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, в том числе представители ряда автопроизводителей в лице Кременчугского автосборочного завода, ЧАО «Еврокар» глубоко обеспокоены ситуацией относительно принятия данных законопроектов.

Принципиальные условия указанных документов в очередной раз создают законодательные преференции для избранных и не направлены на развитие украинской автомобильной отрасли.

Если обратиться к истории развития украинского автопрома, то можем сделать основной вывод, что на протяжении последних 15 лет «привилегированные» компании на рынке (основная из которых — Укравто и входящий в ее структуру Запорожский автомобильный завод) всегда имели льготы: в разное время были освобождены от уплаты пошлин, акцизов, налога на добавленную стоимость и ряда других). Объем данных преференций и льгот уже исчисляется десятками миллиардов гривен бюджетных средств. Эти средства не пошли ни на развитие украинского автопрома, ни на привлечение инвесторов в Украину, ни на социальные выплаты.

При этом на протяжении 15 лет компанией Укравто покупались автомобильные производства в Европе, лоббировала под себя украинское законодательство и просто получала сверх прибыли от продажи автомобилей. За этот период данной компанией не было построено ни одного предприятия по производству автокомпонентов или комплектующих в Украине.

В том числе было создано якобы «украинское автопроизводство» со сваркой и окраской кузова. При этом по данной технологии Укравто производила несущественную часть автомобилей, а остальные автомобили «украинского производства» Mercedes, Opel, Chevrolet и др. выпускались методом обычной крупноузловой сборки (которую усиленно в компании сегодня критикуют). При этом налоги на них (не) платились, как на автомобили полноценного украинского производства.

Что мы сегодня имеем как результат «псевдоразвития украинского автопрома» в лице завода ЗАЗ, который более 15 лет получал преференции и на поддержку которого с одобрения парламентов нескольких созывов потрачены миллиарды гривен? Несколько купленных покрасочных камер, которые завод называет «полноценным производством». Отсутствие дизайнерских бюро и собственных конструкторских разработок. Что сегодня нам предлагает украинский автопром в лице ЗАЗа? Автомобили эксDAEWOO разработки прошлого века, эксCHEVROLET старого модельного ряда или китайские Chery, которые продаются c эмблемой ЗАЗа.

Опыт немногочисленных стран, которые закрыты для свободной конкуренции в автобизнесе показателен. Иран, имеет один автомобильный завод монополист — Iran Khodro, который производит образцы западных автомобилестроителей 70-80 г.г. разработки. В этих странах нет импортеров. Нет других производителей. Нет выбора. Даже недорогой автомобиль продолжает считаться роскошью.

Самое главное — все эти годы можно назвать временем упущенных возможностей для привлечения автомобильных производителей в страну. Украина еще в 90-х г.г. была одной из первых стран, к которой проявляли интерес инвесторы. В то время, как десятки мировых компаний пришли во все соседние страны, в Украину не пришел ни один крупный автопроизводитель. Страна, которая кормила 15 лет за счет госбюджета одну компанию не может быть интересна для других компаний, инвестиций и развития.

Что сегодня предлагает Украине ЗАЗ очередными законопроектами? Уже традиционно освободить свою компанию от платежей в бюджет!

А что завтра? ЗАЗ Сенс за 15 тыс. дол.? Закрытие остальных работающих в стране заводов? Уход из Украины крупнейших автоимпортеров? Средний возраст автопарка более 20 лет? Самый низкий уровень автомобилизации в мире? И очередные миллиарды бюджетных средств, потраченные на один завод.

Все члены ВААИД, КрАСЗ, Еврокар за десятилетия своей работы всегда исповедовали дух и принципы свободной конкуренции, развития, активной и упорной профессиональной работы на рынке. Усилиями участников ВААИД и наших компаний в Украине с нуля создана инфраструктура из сотен автоцентров, производственных предприятий, десятки тысяч рабочих мест. Все участники ВААИД работали и развивались в одинаковых условиях по принципам свободной конкуренции.

Ее члены никогда не имели никаких льгот, изначально инвестировали сотни миллионов долларов в развитие инфраструктуры рынка. Однако, работая 15 лет в условиях преференций избранным компаниям, никто на рынке не мог полноценно развиваться, привлекать в Украину автомобильных автопроизводителей, предложить рынку продукцию, которая будет конкурентоспособной как на европейских рынках, так и рынках СНГ.

Мы принимаем и поддерживаем любые прогрессивные идеи, которые на принципах единых правил работы для всех участников рынка стимулируют развитие, улучшают инвестиционный климат, поддерживают национальные компании.

Мы за экологичный, безопасный и современный транспорт Украины! Мы за поддержку украинского производителя! Мы за то, чтобы автомобильная отрасль давала деньги государственному бюджету, а не забирала!

Сегодня пора осознать, что для успешного развития бизнеса (не только автомобильного) и наполнения бюджета необходимо создавать максимально привлекательные условия для инвесторов. Лоббирование интересов одной компании — это вчерашний день и дорога, ведущая в никуда!

(Если Вы согласны, с мнением, что законопроект об утилизационном сборе принимать нельзя, можете поддержите манифест своим голосом на сайте www.utilizacii.net)

Щербина Станислав Владимирович, президент ВААИД
Черныш Николай Константинович, исполнительный директор КРАСЗ
Ягичев Алексей Михайлович, генеральный директор ЧАО «Еврокар».

Читайте также: