Почему мы стали врагами

Ситуация, которую мы можем наблюдать в России сегодня, возникла не на пустом месте. Это — результат долговременных процессов в российском обществе. Нужно понимать, что, начиная с 2000 года, россияне существуют в очень специфическом информационном пространстве. В отличие от Украины, где, несмотря на все негативные тенденции последних лет, общество имело информационный выбор, медиа в России отстаивают лишь одну точку зрения.

Смогут ли украинцы «языком аргументов» достучаться до россиян? 

15 МАРТА. МОСКВА / ФОТО С САЙТА NOVAYAGAZETA.RU

Двоюродная сестра моей жены удалила нас из друзей в социальных сетях. Они с мужем больше не хотят с нами общаться, потому что наши мозги, по их мнению, «промыты американской пропагандой». Эта семья проживает в Абхазии. Они говорят, что знают последствия слова «война» и свято верят, что если бы не Россия мир в Абхазии так и не наступил бы. Родственники агрессивно убеждают нас в том, что Россия поможет и Украине.

Слышать о том, что мы не просили этой помощи они — не хотят. Другой двоюродный брат жены из России выступает за мир в Украине, только уточняет: «Отдайте нам Крым, ведь он исторически принадлежит России». Краткий курс ликбеза по истории Крыма — и вопросы отпадают. Вместо аргументов — в бой идут эмоции. Дальше — нежелание разговаривать вообще.

Когда видишь реакцию простых россиян (знакомых, друзей даже родственников) на события в Украине, в частности агрессию РФ в Крыму, — становится страшно. Современные, умные, прогрессивные люди с высшим образованием безапелляционно поддерживают политику Путина. Почему и когда украинцы стали образом врага для россиян, и как в этой непростой ситуацию не потерять диалог и не поссорить наши народы окончательно — «День» спросил у историков, ученых и писателей.

«СРЕДИ РОССИЯН ЕСТЬ  ЛЮДИ, СПОСОБНЫЕ  К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ, И ОНИ  ПОДДЕРЖИВАЮТ УКРАИНУ»

Кирилл ГАЛУШКО, историк:

— Ситуация, которую мы можем наблюдать в России сегодня, возникла не на пустом месте. Это — результат долговременных процессов в российском обществе. Нужно понимать, что, начиная с 2000 года, россияне существуют в очень специфическом информационном пространстве.

В отличие от Украины, где, несмотря на все негативные тенденции последних лет, общество имело информационный выбор, медиа в России отстаивают лишь одну точку зрения. Все мессиджи, которые транслируются местными СМИ, контролируются и направляются властью. Фактически там появилось целое поколение с искаженными представлениями о мире. Приятно, что среди россиян, интеллигенции есть люди, способные к критическому мышлению, и они поддерживают Украину. Но не только в России, в любой стране критически настроенных людей гораздо меньше, чем тех, кто принимает на веру все, о чем рассказывают СМИ.

Меня огорчает и удивляет список российских деятелей культуры, которые поддержали политику Путина в Украине. Мои московские друзья, которых тоже можно отнести к интеллигенции, считают, что действия правительства поддержали, в первую очередь, функционеры, а также работники тех отраслей культуры, которые нуждаются в государственном финансировании, — самым первым здесь приходит на память Федор Бондарчук. А достаточно большое количество старых актеров кино ныне еще и просто не в том возрасте и состоянии, чтобы делать адекватный выбор — Табаков, Баталов и тому подобное.

Удивляет также позиция некоторых российских интеллектуалов-историков, которые занимаются украинским вопросом. Например, Алексей Миллер — автор известной книги «Украинский вопрос в политике Российской империи», который у нас считается классиком среди российских исследователей украинской истории, также неадекватно оценивает нынешнюю ситуацию. И это люди, которые вроде бы должны бы лучше других понимать, что происходит в Украине!

Они долго нас изучают, получают, кстати, на это гранты западных фондов — следовательно, о зависимости от государства здесь нет речи! Факторов неадекватности, комплексов, фобий у России относительно Украины есть немало, даже среди тех людей, которых я раньше считал прогрессивными и адекватными.

Понятно, что мы со своими скромными ресурсами мало что можем сделать против мощной машины российского агитпропа. В то же время, поскольку основной источник свободы слова в России — это Интернет, то обязательно нужно создать русскоязычные интернет-ресурсы с видео и информацией об украинских событиях, — чтобы россияне имели возможность читать, понимать, думать и сравнивать. Считаю, что русскоязычная версия «Дня» — шаг в этом направлении.

Такие проекты должны иметь государственную поддержку. Войны происходят, прежде всего, в головах и душах, а для того, чтобы люди делали свой выбор им нужно давать пищу, давать возможность альтернативы. Нам нужен мощный источник если не пропаганды, то, по крайней мере, освещения украинской точки зрения на русском языке.

«ВСЕ ВОЙНЫ ВСЕГДА  НАЧИНАЮТСЯ В ГОЛОВЕ»

Марианна КИЯНОВСКАЯ, поэт, переводчик:

— Уже почти две недели меня не оставляет ощущение сна, ужаса, в котором Путин — вампир, наиболее привлекательный из монстров, самый могучий из нелюдей. Я не потребитель российского телепродукта, и для меня, очевидно, что на протяжении последних нескольких лет в России сложился особый образ человека при власти, фактически — сверхчеловека, и этот образ эволюционировал от сугубо гламурного (о чем говорила еще в 2008 году русская писательница Линор Горалик) к немного более сложному, архетипному.

Процесс совпал с пиком «вампиромании» во всем мире. И в России была запущена в производство (потому что это явная технология, которой охвачены практически все тамошние медиа) несколько отличная от западной культура потребления ужаса. В результате в России к насилию на телеэкране относятся абсолютно некритически.

Следовательно, реакция российского народа на событии в Украине — непосредственное следствие этого некритического отношения. Ведь вопрос не только в том, насколько врут об Украине российские СМИ, а почему даже самые образованные люди готовы в эту ложь верить. Более полутысячи интеллигентов, которые поддержали агрессию Путина в Крыму, — это же не «мужики» из «глубинки».

Им, например, Сергею Лукьяненко, автору знаменитых «Дозоров», доступна альтернативная путинской пропаганде правдивая информация об Украине: соцсети, телефонные разговоры с друзьями, в конце концов, западная пресса. Но они сами отказываются ее видеть и воспринимать. Укушенным вампиром нужна кровь. А Путин «кормит» их кровью. Южная Осетия, две войны в Чечне, теракты, погромы…

Так формируется привычка. Это особенность ужаса как ментального состояния. Это состояние связано со страхом будущего, когда люди боятся перемен; со страхом всего, что является другим, когда люди не доверяют соседям; и при этом остается потребность в чем-то высоком и прекрасном. Однако сложное прекрасное, которое требует культурной компетентности, волевого эмоционального или интеллектуального усилия, вытесняется, замещается удобоваримым, элементарным.

В России погибших не считают, а если уже считают — то тысячами или десятками тысяч, миллионами. В этом — основополагающее отличие между нашими государствами. В этом — ключевой смыслообразующий прорыв Майдана: бесценна каждая жизнь, незабываема каждая жертва. Мы другие. Мы успели, по крайней мере, частично вернуться к своей исторической памяти: что-то понять о Голодоморе, о Холокосте, о трагедии ОУН-УПА. Тогда как Россия опять (все еще?) идеализирует Сталина, демонизирует Запад и питается фантомным чувством величия своей Победы, своей Трубы, своей Олимпиады, своего Путина.

Россия живет в плену иллюзий. Нас же оранжевый майдан и Евромайдан иллюзий практически лишили. Мы научились чувствовать ложь и противостоять ей. Поэтому я не просто верю, а знаю, что у нас все будет хорошо. Только нужно осторожно, внимательно, с любовью относиться к нашему информационному пространству. Избегать цензуры, проговаривать проблемы современного общества, чтобы не происходило вытеснения. Помнить, что все войны всегда начинаются в голове. И что Путин — не Россия. Настоящая Россия — это россияне, которые вышли на антивоенные митинги в эти дни, зная, что в них могут начать стрелять.

«АГРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА  КРЕМЛЯ ДАЛЕКО НЕ ДЛЯ  ВСЕХ РОССИЯН ЯВЛЯЕТСЯ  ПРИЕМЛЕМОЙ»

Галина КРУК, поэт, переводчик:

— Вселяют надежду те обращения части российской интеллигенции (писателей, музыкантов, деятелей кино, ученых) и последние многотысячные манифестации в Москве, Питере или Магадане в поддержку Украины против войны и интервенции Кремля в Крыму. Собственно эти протесты как раз и доказывают, что Россия неоднородна, и агрессивная политика Кремля далеко не для всех россиян является приемлемой и близкой.

Среди моих российских знакомых, преимущественно писателей и переводчиков, практически не оказалось таких, которые не понимали либо не хотели видеть, что на самом деле у нас здесь происходило в последние месяцы. Многие из них не только выражали поддержку, но и помогали распространять правдивую информацию, пытались убедить своих соотечественников в том, что им лгут в новостях, часто сами подвергались агрессии зазомбированного большинства. Но досадно, что тех несогласных и адекватных россиян теперь слишком мало для того, чтобы повлиять на политический курс Путина или реформировать страну.

«В СВОЕ ВРЕМЯ ДЖЕЙМС МЕЙС СКАЗАЛ: «УКРАИНА ДО СИХ ПОР ПЕРЕЖИВАЕТ БИБЛЕЙСКИЕ ТРАГЕДИИ». ЧТО ИМЕННО ДЖЕЙМС ИМЕЛ В ВИДУ? ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО РЕЧЬ ШЛА О ТРАГЕДИИ КАИНА И АВЕЛЯ, ДРАМА ЦИНИЧНОГО РАСКОЛА. ЭТУ ТРАГЕДИЮ УКРАИНА ПЕРЕЖИВАЕТ УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОЧТИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. ЕЩЕ ОТ ВРЕМЕН АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. С УКРАИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОН СОВЕРШИЛ ТЯЖКИЙ ГРЕХ — СПАЛИЛ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ» ( КИЕВ) И ВЫНЕС ИЗ НЕГО ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ — ВЛАДИМИРСКУЮ (А В ОРИГИНАЛЕ ВЫШГОРОДСКУЮ ) ИКОНУ. А ДЛЯ РОССИИ БОГОЛЮБСКИЙ — ГЕРОЙ И КАНОНИЗИРОВАННЫЙ СВЯТОЙ. УЖЕ НА ЭТОМ ЭТАПЕ — ГРАНДИОЗНЫЙ ЦЕННОСТНЫЙ РАСКОЛ МЕЖДУ «БРАТЬЯМИ», — НАПИСАЛА ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР «Дня» ЛАРИСА ИВШИНА В ПРЕДИСЛОВИИ К КНИГЕ «СИЛА МЯГКОГО ЗНАКА» (К.: Украинская пресс-группа, 2013)

Официальная российская политика «подминания и загребания» относительно Украины и антиукраинская пропаганда в России очень умело и, к сожалению, успешно ведется не первый год, и даже не первый век. С одной стороны, та декларативная перверсивная «любовь к братскому народу», с другой — имперское пренебрежение и постоянно подпитываемое в массах недоверие к «хоть тупому, но хитрому хохлу», с третьей — постоянная потребность иметь внешнего врага — это в общей сложности и есть три острых угла украинского вопроса в России. Дезинформация в настоящее время о событиях в Украине — ужасная и бесстыдная, там нет и тени правды. Досадно, потому что оказалось, что при умелых манипуляциях среднестатистический человек легко превращается в тупое орудие имперской политики.

Как примирить народы вопреки действиям политиков? Думаю, что путем личных контактов по обе стороны границ. Но сначала мы должны отстоять независимость и целостность нашего государства, потому что от танков и автоматов призывы к примирению и заверения в добрососедских намерениях как-то не особенно защищают. Если Путин не опомнится и не остановится во всех этих безобразиях, если его совместными усилиями не остановят, то «примирять» народы придется еще не скоро и делать это будет ой как непросто. Хотя тогда, насколько я понимаю, друзьям-россиянам, которые нас поддержали, безопаснее будет все-таки здесь, с нами.

«УБЕЖДАТЬ РОССИЯН  НУЖНО НА УРОВНЕ  ЛИЧНОСТНЫХ СВЯЗЕЙ»

Владимир БОЙКО, историк:

— Почти каждый день общаюсь с российскими коллегами и друзьями об Украине и чувствую их невосприятие нашей реальной ситуации. Сегодня они нас практически не слышат. Нам сложно доказывать свое мнение, убеждать. Перед ними словно пелена. Даже продвинутые, адекватные люди со знанием английского, европейских языков (имея доступ к сбалансированной информации) поддерживают политику Путина. Они сегодня не совсем хотят услышать альтернативное мнение.

Чтобы окончательно не рассорить народы, нужно действовать на уровне личностных связей — больше общаться с давними знакомыми, коллегами, родными. Мы должны говорить их о фактах несоответствий того, что у них показывают на ТВ, и что мы видим из своего окна. Человек, который имеет способность критически мыслить, готов к переоценке своих убеждений. Но это делать чрезвычайно сложно. К примеру, одна моя российская знакомая только на четвертый день общения вывесила у себя на странице в Facebook надпись: «Нет войне». Это у меня отняло немало энергии и сил, в конечном итоге нервов.

Откуда у них слепая вера Путину и ненависть к Украине? Это результат спецоперации. Такие мысли заложены в головы россиян не случайно. Этот негатив относительно всего украинского последовательно культивировался много лет российскими пропагандистскими СМИ. Навязывался образ врага. Этот образ врага не создается сегодня на завтра. Он выстраивался последовательно, шаг за шагом на протяжении многих лет. Инструмент — новые мифы.

«НАМ СЕГОДНЯ НЕ ХВАТАЕТ  ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА»

Геннадий НОГА, литературовед:

— Ситуация настолько сложная, что знаю случай, когда члены одной семьи, находясь по разные границы, не верят друг другу. Брат не верит родной сестре. Это результат агрессивной пропаганды, которая годами лилась и продолжает литься с российских экранов. Пытаясь дискутировать с россиянами, слышим от них то, что у нас промыты мозги американской пропагандой. Это просто бред. Нас убеждают в неправде того, что мы видим собственными глазами.

И делают это люди, которые смотрят российскую программу «Время». Надежда на личностные связи украинцев с россиянами — коллег, друзей. Надежда на язык аргументов, а не эмоций. Сегодня все чаще появляются сообщения известных деятелей культуры из России, которые выступают против войны, в частности от Андрея Макаревича, Юрия Шевчука и др.

Их не так много, но это авторитеты, к мнению которых, надеюсь, прислушиваются другие. Нам сейчас не хватает открытого диалога. Какой бы сложной не была общественно-политическая ситуация, нельзя окончательно оборвать мирные отношения россиян с украинцами. Политики сегодня не слышат друг друга. Если же и наука, культура, экономика не услышит — будет настоящий коллапс. Это никому не выгодно.


 Что такое «рашизм»?

Об идеологических корнях  российско-украинского конфликта

В основе любой угрозы для нормальной жизни людей в мире, в чем бы эта угроза не проявлялась — социальные конфликты, преступность, аморальность и т.п. — лежит социопатия.

Социопатия — это социальная болезнь личности, вызванная поражением ее воли и сознания так называемым комплексом своеволия и иллюзий, то есть «комплексом», превращающим волю в своеволие, а сознание — в иллюзии. Эта болезнь в разных странах и в разные времена проявляется в различных видах, имеющих свою собственную специфику и симптоматику. Она может поразить любой народ: например, в ХХ веке эта беда случилось с немцами, увлеченными нацизмом.

Российско-украинский конфликт стал проявителем социопатического «комплекса», поразившего часть россиян, который называется «Рашизм» (от слова Russia в английской транскрипции).

Рашизм, как разновидность социопатии, можно определить следующим образом: «Рашизм — это основанная на иллюзиях идеология, обосновывающая, в свою очередь, допустимость любого произвола ради ложно понимаемых интересов российского общества».

Во внешней политике рашизм проявляется, в частности, нарушением принципов международного права, навязыванием миру своей версии исторической правды исключительно в интересах России, злоупотреблением права вето в Совете Безопасности ООН и т.п.

Во внутренней политике проявлением рашизма является нарушение прав человека на свободу мысли, преследование участников «движения несогласных», использование СМИ для дезинформации своего народа и т.п.

Вообще в политике рашизм проявляется как нарушение «золотого» правила политической этики: «Не сотвори произвол! Ибо произвол разрушает миропорядок». Сотворенный Российской Федерацией конфликт с Украиной — это проявление рашизма в виде политического произвола — нарушения суверенитета Украины.

Применение именно такого «объяснительного инструментария», как концепция рашизма, позволяет, вчастности, глубже понять корни сегодняшнего российско-украинского конфликта, который нельзя сводить только к проискам политических маргиналов, ибо они делают то, что им позволяет народ.

Но лекарства от болезни рашизма, поразившей часть россиян, которые поддерживают антиукраинскую политику, уже вызревают в российском обществе… Самым эффективным лекарем от этой болезни станут российские же АНТИРАШИСТЫ.

Россия, благодаря им, непременно выздоровеет и тогда российско-украинские отношения станут истинно братскими.

Александр КОСТЕНКО, профессор

Авторы: Вадим ЛУБЧАК, Роман ГРИВИНСКИЙ, Любовь ЯКИМЧУК,  «День»

You may also like...