Украинская «элита духа»: 10 фактов драматичной истории

В новейшей истории Украины 2014 год стал рубежным. Начался (только начался — не будем подвергаться иллюзиям!), со страшными жертвами и кровью, процесс рождения действительно обновленной, суверенной, европейской украинской нации. Этот процесс никоим образом еще не является необратимым — вместе с тем наше общество уже в колоссальной степени качественно изменилось, это тоже правда.

 Движущей силой истории является народ. Это — истина, пусть как бы ее не опровергали новейшие «модернисты». Однако история неминуемо парализуется и «замерзает» там, где народ становится «серой массой рабов», «охлосом» — толпой или же совокупностью «амбициозных» персон («амбициозный» — хитрое и коварное новомодное слово-мутация: «амбиция» раньше всегда была вещью негативной, что изменилось?), которые не в состоянии хотя бы в чем-то почувствовать общность интересов. Это все и означает застой, исторический тупик, гнойник.

Народ становится движущей силой истории тогда и только тогда, когда способен порождать, поддерживать и воспроизводить в собственной же среде критическую массу национальной «аристократии духа». Это является исключительно важным фактором будущего нации, более того, самого ее, нации, существования. Если эта критическая масса имеется — будущее есть. В противном же случае… Не будем развивать эту мысль дальше. Слишком мрачно.

В новейшей истории Украины 2014 год стал рубежным. Начался (только начался — не будем подвергаться иллюзиям!), со страшными жертвами и кровью, процесс рождения действительно обновленной, суверенной, европейской украинской нации. Этот процесс никоим образом еще не является необратимым — вместе с тем наше общество уже в колоссальной степени качественно изменилось, это тоже правда.

И вот среди тем, пребывающих в фокусе общественного обсуждения (стратегия реформ, роль государства, мобилизация усилий социума, место Украины в мире), к сожалению, не видно одной темы, важность которой просто невозможно переоценить: что такое национальная украинская «аристократия духа» (напомним: греческое слово «аристократия» значит в точном смысле «власть лучших»!), каковы ее исторические традиции, как их можно «активировать» сегодня и что это может дать. Дальнейшие короткие заметки автор этих строк просит считать приглашением к диалогу, который крайне необходим нам. Ведь без аристократов — тьма. «Имущественная элита» не спасет.

Стоит, очевидно, сказать хотя бы несколько слов (неминуемо субъективных) о том, что такое, собственно, эта «аристократия духа» — как советовали давние греки, надо «договориться о понятиях». Следовательно, один из предлагаемых вариантов, между прочим, «социальный статус», из которого сегодня демонстративно в определенных кругах делается культ, здесь не имеет никакого значения (министр, миллиардер, губернатор, «успешный» бизнесмен или посол могут быть весьма далекими от духовного аристократизма, как небо от земли, а крестьянин, врач, учитель, рабочий, «простой» пенсионер могут полностью отвечать всем критериям), аристократ — это человек, который в своих ценностных стремлениях вышел за пределы собственного «я», понимает, что мир других людей, жизни страны, общества, всего человечества — это не какие-то «воображаемые величины», а базовые, образовывающие принципы бытия.

Это люди, готовые взять лично на себя (не на кого-то) страшный груз ответственности за будущее страны. Платя за это не богатством, не властью — часто жизнью. Именно жизнью, ведь в нашей истории как раз по лучшим всегда били прицельно (и не промахивались), на уничтожение. Сейчас читатель ознакомится с лапидарным перечнем из десяти фамилий украинской духовной элиты (а настоящая элита может быть только такой!) и увидит, что это не преувеличение.

Попробуем применять возможности «машины времени» и путешествовать не в хронологическом порядке, а наоборот: от ХХ в. постепенно в глубь веков, вплоть до времен Киевской Руси. Это может быть поучительным. Разумеется — фигур только десять (о каждом можно и нужно писать сотни томов), а духовных аристократов в нашей истории… Кто знает, сколько их? Достаточно, чтобы Украина выстояла до сих пор!

ХХ век. Василь Стус.

Гениальный украинский поэт. Изолированный, тяжелобольной, под жестоким прицелом концлагерных кагебистских «воспитателей», предчувствуя скорую гибель — просил в письмах «на волю» (только несколько писем в год разрешалось) не о деньгах, и даже не так о еде и лекарствах — прежде всего о книгах (классика, философия, словари для переводов, которые делал в тюрьме).

Неуклонно не отступал от клятвы: за мной стоит мой порабощенный народ, за честь которого должен стоять до конца. Погиб в концлагере Кучино (Россия). 

ХХ век. Олег Ольжич.

Выдающийся поэт, ученый-археолог, политик-организатор, один из руководителей ОУН (м). Возможно, ключевая фигура в антинацистском подполье ОУН в Украине в 1942-1944 г.

Когда 25 мая 1944 года гестапо разоблачило его конспиративную квартиру во Львове, он вышел навстречу своим палачам с бесстрашной улыбкой. Погиб после двух недель нечеловеческих пыток в нацистском концлагере. 

ХХ век. Олена Телига.

Приняла решение стать украинским поэтом уже во вполне сознательном возрасте (росла в семье, где говорили на русском). Когда над ней, 19-летней девушкой, имперская российская «белая эмиграция» (в Чехии) стала насмехаться за выбор украинского языка в качестве творческого, называя наш язык «наречием» (а это все были ее бывшие «добрые знакомые»), — с ненавистью ответила так: «Це моя рідна мова! А ви — хами, і відтепер не матиму з вами нічого спільного! Геть!». Была расстреляна в феврале 1942 года нацистами в Бабьем Яру, именно как украинская националистка. 

ХIX век. Пантелеймон Кулиш.

Презренный «патриотами-крикунами», многими забытый, пророчески убежденный, что грядущее спасение Украины — в культуре и только в ней, уединился окончательно на склоне лет на хуторе Мотроновка (Черниговщина) вместе с другом — женой Ганной Барвинок, скептически посмотрел на «суетный мир» и отдал всего себя творческому труду — рассказам, поэмам, драмам, переводам.

Переводил полную Библию на украинский (почти непосильный труд для одного человека; специально для этого выучил древнееврейский и древнегреческий). Почти готовый перевод сгорел во время пожара в Мотроновке. 60-летний Кулеш начал свой подвижнический труд заново и на 70 % во второй раз преодолел его (после смерти писателя перевод был завершен соратниками и друзьями).

ХIX век. Тарас Шевченко.

В ссылке спрашивал себя: «за що Вкраїну я люблю? Чи варт вона вогня святого?» (Жесткий, страшный вопрос, однако Шевченко не колебался его задавать). Однако в последние часы жизни, когда уже едва говорил, обращался к друзьям и врачам с одной просьбой: «Скажите, что слышно из Украины?».

Сегодня «модно» делать из Шевченко «аристократа» в прямом, банально-вульгарном смысле (кое-кто даже отрицает его крепостное происхождение). А вот давайте задумаемся: измученный, истощенный цингой и множеством других болезней поэт-ссыльный (не имел никакой гарантии, что не умрет в тех пустынях), в окружении, где было много невежд, самодуров, доносчиков, пьяниц, — о чем просит он друзей в письмах из бесконечно далекого Востока? «Пошлите, ради Бога, Шекспира — без него просто невозможно жить!». И пишет: «Караюсь, мучусь, але не каюсь». Это — размышления к вопросу, каким именно аристократом был Шевченко.

ХVIII век. Иван Мазепа.

Власть предержащий, имевший безграничное доверие царя Петра. Принадлежал к кругу самых богатых лиц Империи. Вкладывал колоссальные средства в развитие украинской культуры, в частности в восстановление православных храмов, укрепление образования (Киево-Могилянская академия). Имел фантастическую личную библиотеку (сотни и сотни книг на латыни, которой совсем не владели московские бояре).

Все поставил на кон: власть, богатство, саму жизнь, решив присоединиться к шведскому королю Карлу ХІІ (когда-то гетман писал: «А за волю хоть умрите» — История решила испытать его: не были ли это только пустые слова?). Говорил своим соратникам: «Бог тому свидетель, что не о богатствах земных, не о власти, не о земной потуге забочусь я, когда принял это тяжелое решение (о соединении с королем. — И. С.), а лишь о благе нашей Отчизны, Украины». У нас есть все основания верить этим словам. О какой еще власти, каком еще богатстве мог мечтать 70-летний гетман Украины, «друг царя», невероятно богатый человек, князь Священной Римской Империи? Он рисковал жизнью не для себя лично.

ХVII век. Полковник Иван БОГУН.

Окруженный преобладающими силами поляков под Берестечком, в ответ на предложение капитулировать заявил: «Я привык снимать шапку и склоняться только перед Господом Богом — и больше ни перед кем». Дрался храбро и прорвался через отряды врагов.

Отказался присягнуть (1654 г.) московскому царю Алексею Михайловичу, заявив, что казаки не должны верить царю. Казнен поляками по клеветническому приговору суда в феврале 1664 года. 

ХІІ век. Князь Владимир МОНОМАХ.

Не раз побеждал силой оружия половцев, вместе с тем снова и снова призывал (в знаменитом «Поучении» в частности) не прибегать к насилию, никого не карать смертью, даже врагов. Был убежденным христианином. Считал леность источником всех человеческих изъянов («ведь что человек знает и умеет, то забудет, а чего не умеет — тому не научится»). Особо адресовал это как раз сильным мира сего! 

ХІ век. Князь Ярослав Мудрый.

Полководец, государственный деятель с большим стратегическим виденьем. Один из самых образованных людей Руси и всей Европы. Когда не воевал — прибегал к любимому занятию: читал. Собрал одну из крупнейших библиотек Старого Мира в ХІ веке. Говорил своим сыновьям: превыше всего бдите единство государства, для этого храните мир между собой, тогда и на Руси мир будет. Кстати, еще раз напомним, что 2015 год объявлен «Днем» Годом Ярослава Мудрого.

Х век. Князь Святослав.

Прорываясь сквозь многократно преобладающие ряды противников — византийцев, обратился к дружине: «Не предадим позору славу предков наших. Мертвые стыда не ймут… Лучше сложить голову в честном бою, чем опорочить честь земли своей…»

* * *

Это, уважаемый читатель, только начало разговора, к которому мы искренне приглашаем почитателей «Дня». Все люди, упомянутые здесь,        — достаточно известны. Повторим еще раз: история в меньшей степени сохранила (или же, к огромному сожалению, вовсе не сохранила) имена сотен, тысяч, миллионов других украинских Людей Элиты. Людей Чести — вот что главное. Мы писали и будем писать о Евгении Чикаленко, Николае Амосове, Николае Лысенко, Михаиле Старицком, Лесе Украинке   — и о многих не таких прославленных, как они. Так же, как надо писать и об «антиэлите» — о тех, кто отрекался от Украины, торговал ею (об этих Павлах Тетерях, Еремиях Вишневецких, канцлерах Безбородько, Юриях Коцюбинских, Маланчуках, Януковичах и т. п.). Здесь есть о чем думать. Следовательно, надеемся на «продолжение темы», уважаемые друзья!

Автор: Игорь СЮНДЮКОВ, «День»

You may also like...