Депутаты делают «шаг вперед и два назад» и не хотят показывать «непосильно нажитое»

Беспокойство представителей законодательной власти объяснимо. Все «непосильно нажитое» ими оформлено на близких и дальних родственников, и было бы очень неразумно принимать «ядовитые» нормы раньше, чем придумано «противоядие» к ним. Тем более, что новое законодательство предполагает уголовную ответственность за ряд нарушений, в т. ч. за внесенные в декларации неправдивые сведения.

«Незаконное обогащение – это значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать», – ст. 20 Конвенции ООН против коррупции

Система декларирования доходов существует во многих странах мира, однако единого стандарта нет, и в каждой стране она имеет свои особенности. Но все такие системы строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения и урегулирования конфликта интересов.

Требование предоставлять декларации о доходах и расходах направлено в т. ч. на создание условий прозрачности деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также на выявление и недопущение конфликта интересов в их деятельности. Именно поэтому принято декларировать не только доходы чиновников, но и имущественное положение членов их семей.

Коррупция как порок

В понимании рядовых граждан единственная цель сбора сведений о доходах граждан состоит в том, чтобы противодействовать коррупции. Ее признаком является несоответствие расходов лица его официальным доходам. Если имеет место существенная разница между окладом, который чиновник получает, и его затратами на покупку недвижимости или транспортных средств, это повод задуматься о том, что у него имеются «левые» доходы.

Законы, направленные на борьбу с коррупцией, принимаются украинскими законодателями с середины 90-х. Уже давно введено публичное декларирование должностными лицами своих доходов, имущества и подарков. Первый раз украинских чиновников обязали заполнять декларации еще в 1997 г. Связанные с этим процессом проблемы поднимались неоднократно, однако Украина, если верить Президенту, Премьеру, общественным активистам и Евросоюзу, все еще является одной из самих коррумпированных стран мира.

Очередные шаги по борьбе с коррупцией были предприняты 14 октября 2014 г. Тогда Верховная Рада проголосовала за ряд антикоррупционных законов, главный из которых – Закон «О предотвращении коррупции». Он вступил в силу с 26 апреля 2015 г., и экспертная среда возлагала на его нормы большие надежды. Но как показало время, в процессе борьбы с таким пагубным явлением, как коррупция, парламентарии делают «шаг вперед и два назад».

Одной из новелл названного выше Закона была электронная, полностью открытая форма декларирования. Однако она, согласно принятым нормам, начнет действовать только с момента начала работы системы подачи и оглашения деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Решение о начале работы такой системы должно было принять Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Основы его деятельности были заложены еще в марте, а полноценно приступить к работе, как заявлял министр юстиции Павел Петренко, оно должно было к концу 2015 г. В августе Кабинет министров выдал распоряжение №863-р, которым обязал Минюст обеспечить введение Единого государственного реестра деклараций чиновников с целью своевременного обнародования содержащихся в них сведений.

Но не так сложилось, как предполагалось. Некоторые нормы Закона уже стали скандальными, даже не начав работать. Речь идет, в частности, о разделе «Заключительные положения». В его абз. 2 п. 2 в конце прошлого года парламентариями было внесено изменение, гласящее, что начало работы системы подачи и обнародования деклараций в электронном виде отсрочено и начнется не ранее 1 января 2017 г.

Многих удивил еще и тот факт, что о внесении этой поправки сказано не в отдельном нормативном акте, а в положении Закона «О государственном бюджете на 2016 год». Изменение было внесено в самом конце года, и депутаты вполне могли рассчитывать на то, что украинцы в преддверии праздников его не заметят. Однако антикоррупционные общественные организации отреагировали на него соответствующим образом, и началось громкое расследование: кто, почему, когда и как внес эти дополнения в основной финансовый документ государства.

«Моя личная твердая позиция: об этом даже не может идти речь. Соответствующая формулировка в Законе «О государственном бюджете» однозначно должна быть исправлена, и я готов сам внести необходимый законопроект», – прокомментировал ситуацию постфактум председатель Верховной Рады Владимир Гройсман. Для того, что бы выяснить авторов правок, много усилий не понадобилось: ими оказались народные депутаты Владимир Мысык и Андрей Деркач, которые впоследствии были обвинены в возможном срыве безвизового режима.

Ошибка или способ избежать

Чтобы спасти ситуацию или просто снять повисшее в обществе напряжение, уже 5 января с. г. был в срочном порядке зарегистрирован законопроект №3755 авторства нардепа Вадима Денисенко, предлагающий изъять скандальную поправку. Но решит ли принятие этого закона проблему с электронным декларированием? «Данный законопроект не решает проблему, а лишь возвращает статус-кво», – считает народный депутат Виктор Чумак. С ним согласны и эксперты, отстаивающие работу на результат. По их мнению, задержке с внедрением новых деклараций сегодня есть ряд субъективных и объективных причин.

Так, на сегодняшний день вопрос финансового контроля урегулирован в Законах Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 (остается в силе в части положений о финансовом контроле до начала работы системы подачи и обнародования деклараций) и »О предотвращении коррупции» от 14.10.2014. В них определен конечный срок подачи декларации – ежегодно до 1 апреля.

Поскольку декларация подается за прошлый год, начальным сроком ее подачи является 1 января. Таким образом, субъекты декларирования обязаны подавать декларации ежегодно с 1 января до 1 апреля. Напомним, что согласно требованиям нового законодательства (ст. 45 Закона «О предотвращении коррупции»), заполнение декларации осуществляется лицом через официальный веб-сайт Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

А поскольку такой орган, как уже было сказано, все еще не создан, подать декларации в электронном виде субъекты декларирования не смогут. Фактически это значит, что чиновники могут с 1 января с. г. подавать декларации за прошлый год, как и раньше – по месту работы и по форме, прилагаемой к ныне действующему закону. Кроме того, к этим лицам не могут быть применены санкции ст. 366-1 «Декларирование недостоверной информации» Уголовного кодекса, поскольку в ней речь идет лишь о декларации, предусмотренной Законом «О предотвращении коррупции». Таким образом, можно констатировать, что абсолютно нехитрым способом депутаты фактически отсрочили необходимость поведать общественности о своих доходах и расходах еще на год.

Этот вопрос был предметом рассмотрения на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 14 января. Представители общественности, отмечая описанную выше ситуацию, настаивали на том, чтобы парламентарии в ближайшее время на законодательном уровне закрепили норму, обязывающую чиновников дублировать свои декларации в электронном виде, как только система заработает. Прислушаются ли к этому замечанию народные депутаты, покажет время.

Борьба интересов

Ситуация, сложившаяся вокруг данного вопроса, весьма неординарна и напоминает игру, в которой какая-то часть народных избранников придерживается нейтралитета, другая громко настаивает на том, что данный проект – панацея в борьбе с коррупцией, а третья открыто саботирует идею.

Так, стало известно, что 48 парламентариев обратились в Конституционный Суд и просят его признать декларирование доходов родственников государственных и местных чиновников неконституционным. Соответствующее конституционное представление зарегистрировано в КСУ 30 декабря прошлого года. Его авторы считают, что положения Закона, касающиеся сбора информации о родственниках, нарушают конституционные принципы верховенства права, запрета вмешательства в личную жизнь и нераспространения конфиденциальной информации.

Беспокойство представителей законодательной власти объяснимо. Все «непосильно нажитое» ими оформлено на близких и дальних родственников, и было бы очень неразумно принимать «ядовитые» нормы раньше, чем придумано «противоядие» к ним. Тем более, что новое законодательство предполагает уголовную ответственность за ряд нарушений, в т. ч. за внесенные в декларации неправдивые сведения. Хотя и эти нормы парламентарии (в рамках того же представления в Конституционный Суд), просят рассмотреть на предмет соответствия Основному Закону.


КОММЕНТАРИИ  

Виктор Чумак, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Основная проблема в данном процессе – не поправка, которая была хитро внесена. Дело в том, что о начале декларирования объявляет Национальное агентство по противодействию коррупции. Именно оно дает старт новой системе финансового контроля, которая включает не только электронное декларирование, это и контроль за стилем жизни должностных лиц, политиков т. д. На сегодняшний день Национальное агентство по противодействию коррупции не работает в силу ряда объективных и субъективных причин. Объективная заключается в невозможности начать работу в неполном составе, а субъективная – в том, что комиссия почему-то не смогла отобрать 5 необходимых членов в Национальное агентство.

Егор Соболев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Следует отметить три основные проблемы. Во-первых, это устранение позорного решения об отсрочке электронного декларирования. Сегодня уже есть законопроект №3755, и его можно рассматривать. Есть еще один законопроект, который практически доработан с участием правительства и общественных организаций и в ближайшее время поступит в Парламент. Вторая проблема – это отсутствие на сегодняшний день Национального агентства по противодействию коррупции. Нам необходимо всячески ускорить процесс формирования этого органа. Чем быстрее он заработает, тем быстрее начнется реальное внедрение принятого законодательства. И третья проблема – это паралич правоохранительных органов, которые поглощены коррупцией и блокируют внедрение процесса на практике. Могу отметить, если бы у правительства было реальное желание запустить работу Национального агентства по противодействию коррупции, оно уже могло бы это сделать.

Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета»

 

You may also like...