«Дело жены Кириленко»: угроза плагиата и псевдонауки

Не стоит надеяться, что Екатерину Кириленко, в народе – Лептоновну, которую поймали на плагиате и псевдонауке, лишат ученой степени. Потому что пока Украина представляет собой традиционное общество, домодерное государство и ресурсную экономику. На уровне ежедневных практик мы находимся где-то накануне эпохи Возрождения, то есть за 600-500 лет до того времени, в котором ныне существуют другие общества.

Да, надо признать, что у нас отсутствуют ключевые признаки современности. Давайте назовем главные из них.

Скандал вокруг диссертации супруги вице-премьера Вячеслава Кириленко — Екатерины Кириленко

1. Законы как безличные правила, регулирующие любые отношения. Их наличие не должно вводить в заблуждение, поскольку их выборочное и искаженное применение в руках статусных авторитетов уничтожает принцип равенства перед законом. Предложение госпожи министра по образованию и науке Лилии Гриневич исправить ситуацию путем разработки новой нормативной базы является сомнительным «спасательным кругом». Мы можем создать новые нормы, однако никто их не применит против жены вице-премьер-министра.

Даже специально для этого назначенный новый орган НАКВО – Национальное агентство по качеству высшего образования, ничего не сделает.

Во-первых, в него попали не только люстрированные лица, но и даже в руководстве разоблачены плагиаторы г Волосовец и крестный отец фабрики диссертаций – г-н Вижва.

А во-вторых, общество не имеет инструмента принуждения к деятельности. Мы можем в судебном порядке установить факт бездействия или вредной деятельности, однако принудить к конструктивной, содержательной деятельности не способны. Очевидно, что члены НАКВО будут с упорством поддерживать устои домодерной Украины, поскольку это соответствует их персональному становлению как успешных членов этого общества и НАКВО. Напомню, предыдущему министру Сергею Квиту попытка противостоять Вячеславу Кириленко и Ко стоила должности и сломанной воли, потому что пришлось вопреки собственной позиции «сгребать мусор под коврик».

2. Рынок, как сфера контрактных, то есть равноправных отношений и неравноценного обмена, предусматривает доплату за добавленную стоимость и приращение капитала. Давайте будем откровенны: у нас никогда не было рынка, то есть все отношения по обмену регулировались другими вещами, в частности – централизованным распределением ресурсов. В этом нелегком деле тот, кто ближе к «солнценосным счастливчикам судьбы», то есть к центру принятия решений, получает больше. А сама близость обеспечивается лояльностью и перманентной поддержкой лиц, входящих в клан, шире – властной сети. В этой системе координат не существует ответственности перед законом.

Есть только ответственность перед «солнценосными» и кланом. «Дело Кириленко» обнаружило такую группу безответственных перед законом, однако лояльных к власти лиц, в состав которой вошли члены диссертационного совета НУБИП во главе с ректором и бывшим министром образования и науки Николаенко С. Н., а также представители вузов, которые предоставили отзывы на автореферат и диссертацию (см. Черный список).

Отдельного упоминания заслуживают ректоры вузов, подписавших липовые справки о внедрении. Это – Носко Н. А. (Черниговский национальный педагогический университет), Постоловский Р .В. (Ровенский государственный гуманитарный университет), проректор Ильченко М. И. (НТУУ «КПИ»), и.о. ректора Бигус А. А. (Луганская академия культуры и искусств), и.о. ректора Бондарь И.С. (Киевский национальный университет культуры и искусств) (см. кадр 30-33 презентации).

Все эти граждане, нарушившие многочисленные законы – безнаказанны, потому что находятся под защитой патрона Кириленко. Им никто и ничто не угрожает. Однако активистам, которые обнародовали позорные факты, грозит применение государственного аппарата насилия, потому что вожжи, в частности, находятся в руках мужа Лептоновны. Коррупция и конфликт интересов составляют суть «дела Кириленко» и делают невозможным сдвиги ситуации в правовое русло.

3. Авторство и знания, как сила. Авторство – движущая сила науки, поскольку закрепляет участие человека в приращении знания. Знание является результатом удовлетворения потребности познания, как поиска способов освоения действительности. Человек становится ученым тогда, когда способен актуализировать запрос на поиск и познание. Другое дело, что актуализация поискового поведения может произойти спонтанно, под влиянием обстоятельств, а может – на основе благоприятных условий, например, воспитания и обучения, которые создаются в обществе для повышения его способности к выживанию. В любой сфере деятельности применяется поисковая функция, однако только в науке она реализуется как институт.

Сказанное выше не имеет никакого отношения к украинской науке. У нас знания никогда не были силой, потому что на них появляется спрос только в условиях рыночной экономики. В квазисредневековой Украине силой являются ресурс и власть, борьба за которые составляет суть социальной динамики. Как показало «дело Кириленко», она находится в глубоком кризисе, признаками которой является отрицание признания авторства, узаконивание псевдознания (см.Заключение ХНПУ и транскрипт решения диссертационного совета НУБиП), подмена потребности познания на получение статуса в виде диплома, доплаты за степень и возможностей к занятию должности (К. Кириленко, вероятно, готовили к занятию должности ректора КНУКиИ).

4. Инновации как результат коммерциализации научных разработок. В демократическом обществе с рыночной экономикой специализация и кооперация приводит к ускоренному приращению знания и его практического использования для общественных изменений. В Украине в условиях массовой имитации научной деятельности инновации не только не создаются, но и запущен процесс уничтожения инновационного потенциала через расширенное воспроизводство псевдоученых. Так, например, в структуре защит кандидатских степеней диссертации «естественников» и «технарей» составляют лишь 24%, в противовес 60% работ представителей социально-гуманитарного блока.

В структуре защите докторских диссертаций это соотношение трансформируется в 21% к 70% (на сайте Службы статистики). Точно никому не известно, какую долю в защищенных социально-гуманитарных работах составляют диссертации с плагиатом, компиляциями и псевдонаучными утверждениями.

По оценкам участников антиплагиатной инициативы «Диссергейт» таких в зависимости от специальности может быть от 15 до 80%. Рост нагрузки на государственный бюджет и сокращение его доходов приводит к пересмотру «солнценосными» вопроса о финансировании науки, в частности – о сокращении расходов на содержание НАН Украины. При этом ежегодно, например, при 15% уровне плагиата и псевдонауки, на выплату доплат за присужденные неправомерно научные степени государство тратит более 300 млн. гривен.

Угроза от плагиата и псевдонауки не ограничивается проблемой исполнения законов, защиты авторства, негативного кадрового отбора или стоимостью содержания паразитов от науки. В совокупности они наносят колоссальный вред обществу, государству и экономике. Сосредоточиваясь на бесконечном переписывании контента для получения статусов – дипломов, степеней и званий, мы теряем драгоценное время и энергию, которую могли бы посвятить учебе или созданию нового.

Другими словами, мы закапываем интеллектуальный потенциал страны. А утверждение псевдонауки является опасным, учитывая сложность и взаимозависимость технологических, социальных, культурных, политических и других составных общей среды, которая постоянно страдает от неквалифицированных действий безответственных лидеров и усиливается неадекватным поведением общественности.

Стратегическим выходом из позорной ситуации является модернизация страны, в которой закон обретет безличный характер наряду с развитием рыночной экономики, становлением и защитой авторства, приращением знаний и созданием инноваций.

Тактические выходы возможны по двум направлениям, одно из которых, так или иначе, придется выбрать регулятору:

  1. при сохранении гарантированных доплат надо ужесточить регулирование и контроль со стороны государственных органов за претендентами на присуждение ученых степеней / получение ученых званий. Провести сквозную и полную проверку всех когда-либо защищенных работ на наличие плагиата и псевдонаучных утверждений. В случае выявления нарушений – лишить виновных научных степеней / ученых званий и применить наказание к руководителям.

  2. Отменить доплаты и полностью дерегулировать сферу присуждения ученых степеней / присвоение ученых званий, передав все связанные с этим полномочия вузам и научным учреждениям.

Альтернативный путь – самоорганизация научной и образовательной общественности и ее давление на власть для положительных сдвигов. Начало и развитие практик академической добродетели и социальной ответственности. Внедрение рецензирования научных работ, содействие позитивному кадровому отбору. Информирование общественности о ходе дел с модернизацией науки и образования.

И первым шагом на пути модернизации должно стать лишение Екатерины Михайловны Кириленко степени доктора педагогических наук. ТОЧКА.

Автор: Светлана Благодетелева-Вовк, ТЕКСТИ, перевод: Аргумент

 

 

You may also like...