«Землемор» в Киевской области. И эти ребята хотят править Киевом?
…Чего депутату Богдану Губскому не владычествовать в столичной области, если в райсоветах Киевщины доминируют БЮТовцы? И в областном совете у соратников Губского – большинство. Вот и голосуют в районах депутаты за «нужные» земельные решения. Сказано ведь: они – большинство! Подчас им помогают продавливать эти вопросы регионалы, кучмисты… То же будет и в Киеве, приди они к власти. ЗЕМЛЕМОР НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНЧЕНКО
Массовый дерибан земли здесь возвели в прочную и неувядающую традицию. Здесь в тени правят бал бароны и латифундисты. Здесь баснословные взятки стали нормой жизни. Мы говорим о Киевской области, о многострадальной области, которая на своем веку сполна хлебнула горя и от коммунистов, и от кучмистов. Один Голодомор чего стоит!
Сегодня иное горе-горюшко свалилось на благодатный край. Землемор накатил! И этот «мор же бысть силен зело», вспоминается фраза из древних летописей. А наша летопись такова. Как заявил прокурор Киевской области Александр Гардецкий, на территории региона широко распространена практика принятия органами государственной власти и местного самоуправления незаконных решений и распоряжений о выделении земельных участков.
Прокурор Гардецкий был беспощаден в своей критике, говоря о массовом дерибане, теневых схемах, мздоимстве и коррупции, провальной работе контролирующих инстанций. Его дополнила заместитель генпрокурора Украины Татьяна Корнякова, заметив, что ни в одном регионе нет такого печального состояния, как в киевском.
Этот острый и нелицеприятный разговор шел на коллегии областной надзорной инстанции. Ранее прокуратура никогда не решалась выступить с открытым забралом против тех, кто правил Киевщиной, например, против тогдашнего губернатора Анатолия Засухи, являвшегося фаворитом Кучмы. Стражи закона даже пикнуть не могли.
Сегодня в области начальствует верная соратница Президента Украины, видная деятельница «Нашей Украины» Вера Ивановна Ульянченко, именно у нее – губернаторская булава. На капитанском мостике областного совета стоит бютовец Владимир Майбоженко.
И надо же такое – прокурор публично, в присутствии журналистов, резал правду-матку, бил в набат. Говорил без околичностей. Называл вещи своими именами. И требовал от подчиненных развернуть борьбу с коррупцией также и в высшем звене чиновничьего аппарата. «Давайте ударим – и покажем, что мы делаем…» – произнес Гардецкий.
В зале сидели главы райгосадминистраций, мэры городов, управленческий состав, депутаты, правоохранители. А в президиуме – Вера Ульянченко, Владимир Майбоженко, Татьяна Корнякова. Будь моя воля, я бы пригласил на это заседание еще и самых крупных латифундистов Киевской области, как неоднократно сообщали СМИ,– депутатов Богдана Губского и Сергея Осыку. Пусть бы и они послушали…
Народный избранник Сергей Осыка
Откуда же выискался этот смелый прокурор? Из каких таких краев пришел? До недавнего времени Гардецкий состоял на прокурорской службе в Кировоградской области, был там блюстителем закона номер один. В начале февраля 2008-го возглавил прокуратуру Киевской области, сменив на этом посту Владимира Бойко.
А г-н Бойко, напомним, переместился в кресло главного крымского прокурора. В столичной области он пробыл совсем мало и ничего выдающегося, как мне кажется, не сделал. Ни одного громкого дела не передал в суд. Ни одного матерого коррупционера «не достал». Ни одному земельному барону «не наступил на хвост». Но, оказывается, даже при ТАКИХ результатах можно добиться потрясающих карьерных успехов.
И еще о результатах в сфере соблюдения земельного законодательства. В прошлом году в производстве органов прокуратуры Киевской области было 49 уголовных дел, из которых ушло в суд… всего 11. И только по материалам двух уголовных дел были вынесены обвинительные приговоры. Браво! «Это – ветер гоняли!» – делает вывод Александр Гардецкий.
И такая беззубость стражей закона, похоже, устраивала власть. Помнится, в одном из интервью журналист поинтересовался у Веры Ульянченко, что мешает губернатору дать команду правоохранителям провести хотя бы одну спецоперацию и зафиксировать, как дают за земли взятки. А потом провести показательный судебный процесс.
– Мы не можем на таком страхе строить государство, превращая все в 1937 год. Мы должны принять закон, – ответствовала губернатор.
О каком страхе вы говорите, Вера Ивановна?! Да ведь нынче чиновники, люди, облаченные властными полномочиями, в открытую, никого не боясь, растаскивают земли, леса, озера – самое ценное достояние республики. Они словно вошли в раж. Они – хуже ханской орды!
Факты? Пожалуйста (я подробно конспектировал прокурорское выступление). Снова раздают земли в водоохранной зоне речки Козинка (90 гектаров), передают в частные руки острова в районе Конча–Заспы. Причем дельцы прибирают к рукам большие массивы, пытаются сделать так, чтобы за один присест получить огромные территории. С этой целью создают «липовые» садоводческие товарищества, группы так называемых застройщиков, включают в списки студентов или «граждан, гуляющих по Крещатику», как высказывается прокурор Гардецкий. Особенно развиты такие технологии в Броварском, Киево-Святошинском, Бориспольском, Обуховском, Макаровском районах.
А с лесами что творится? Уму непостижимо. Из государственного лесного фонда уже изъято 935 гектаров (больше всего – в Макаровском районе – 384 га). Эти угодья передают в частные руки, и народ (богатый народ!) возводит коттеджные городки. Барыши очень солидные – десятки миллионов долларов. Как молвится, на ровном месте. Если и впредь будут массово идти под топор лесные массивы, то Киевскую область впору переименовывать… в Лысую.
Председатель облсовета Владимир Майбоженко
Лес уничтожают нагло, не таясь. Поезжайте, к примеру, в направлении Барышевки… И вы увидите, сколько там заправок «выросло», как сегодня, рядом с трассой, идет вырубка леса.
И ведь власть все знает, все видит. И подмахивает разрешительные бумаги, помогая растаскивать лесные массивы. Поэтому неслучайно областной прокурор критиковал первого заместителя председателя областной госадминистрации Виктора Вакараша за ряд решений об изменении целевого назначения угодий (97 гектаров!) в Макаровском районе. Узнав о «мнении» Вакараша, прокуратура внесла протест на его решения. И тогда Вера Ульянченко своим распоряжением вынуждена была поправить инициативного заместителя, приведя эти документы в соответствии с духом и буквой закона. Г-н Вакараш даже выговором не отделался. Ну, Вера Ивановна всегда была лояльна к своим…
Губернатор Вера Ульянченко
А ЗЕМЕЛЬНАЯ СТРАЖА НИЩАЯ. И – ЗАВИСИМАЯ
На прокурорской коллегии «включили микрофон» Руслану Байденко, начальнику Управления по контролю за использованием и охраной земель в Киеве и Киевской области. Прокурор Гардецкий сразу же попросил Руслана Васильевича остановиться на недостатках, не «сыпать» статпоказателями.
Однако Байденко то ли не понял прокурорского генерала, то ли решил заострить внимание на проблематике, но свою речь начал традиционно:
– Чтобы вы поняли, что такое управление, как оно действует и чем занимается…
Прокурор остановил выступающего, упрекнув, что тот находится отнюдь не на коллегии земельного управления.
Тогда Байденко привел статистику. Мол, проведено 3012 проверок, а это 72 % из общего количества.
Но и после этого его прервали. От Руслана Байденко потребовали рассказать, почему вместо борьбы с нарушителями земельного законодательства инспекторы ведут борьбу… с бурьянами?
Управление Руслана Байденко передало в прокуратуру 88 материалов о различных нарушениях. Однако ни по одному из этих документов, как отмечалось на коллегии, нельзя принять решение, так как все они «сырые», не соответствуют требованиям.
Замгенпрокурора Татьяна Корнякова бросила реплику. В 2006 году в Киеве было самовольно захвачено 246 гектаров. А сегодня, оказывается, эта площадь составляет две тысячи гектаров. Куда смотрит земельная стража?
На прокурорской коллегии досталось на орехи руководителям управлений государственного архитектурно-строительного контроля, лесного хозяйства, экологам и природоохранникам. Их «били» за то, что в некоторых поселках и городах, например в Буче, развернуто грандиозное строительство без надлежащих документов, за мизерные штрафные санкции, за то, что сплошь и рядом согласовывают передачу частникам лесных массивов.
– Поменяйте свою психологию! – обращалась к сановным контролерам Татьяна Корнякова. – Перестаньте уничтожать лес!
Александр Гардецкий дополнил коллегу:
– Печально, что Киевская область – единственная область, где наибольший дерибан земли.
Но почему же не остановят это воровство? Почему не отправят дерибанщиков в тюрьму? Здесь мы вынуждены заострить внимание на такой версии. Пока все земельные и лесные ресурсы не будут поделены и «прихватизированы», до тех пор никакого широкого и сверхпринципиального наступления на коррупционеров и латифундистов не будет. Сама власть не заинтересована в том, чтобы прижать коррупционеров и воров к ногтю. В подтверждение этих слов приведу такой пример.
Как известно, первую скрипку в искоренении нарушений должно играть Управление по контролю за использованием и охраной земель в Киеве и Киевской области. Это важнейшее подразделение, на первый взгляд – независимое, находится в структуре Государственного агентства земельных ресурсов Украины. Однако его независимость – под очень большим вопросом. И вот почему.
Сегодня управление (76 человек) размещается в помещениях Государственного предприятия «Киевский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства» (ул. Серповая, 3/14). И размещается здесь на птичьих правах, поскольку не имеет средств оплатить аренду кабинетов. Да и соответствующий договор не составлен. Из-за этого земельных контролеров уже просят освободить помещение. А переезжать некуда. Не работать же в парке, на скамейках…
В итоге земельная стража попала в полную зависимость от тех, кого она обязана проверять, чью деятельность должна контролировать, то бишь от института землеустройства. О какой объективности проверок в таком случае можно говорить?
Еще один штрих к теме наступления на дерибанщиков. Земельная стража время от времени проверяет работу своих коллег из районных управлений земельных ресурсов. Однако и те, и другие находятся в структуре Государственного агентства земельных ресурсов Украины. Понятно, что любое ведомство всегда заинтересовано скрыть недостатки, заретушировать итоги серьезных проверок и расследований.
Поэтому когда слышишь, что в том или ином районе чиновники управлений земельных ресурсов пляшут под дудку теневиков, давая «добро» на растаскивание участков, то невольно думаешь о системе изощренного и массового воровства, возведенного в ранг государственной политики.
Неужели «верхи» не знают, что у земельной стражи связаны руки, что она – нищая, не имеет эффективных средств компьютерной, телефонной связи? Каменный век! Денег нет даже на оплату почтовой корреспонденции.
Представляете, в кабинете начальника управления Руслана Байденко, не говоря уже о простых инспекторах, нет стационарного телефона (не подведена линия). В управлении все вынуждены пользоваться личными мобилками.
А теперь вопрос на засыпку: может ли простой гражданин из Василькова или Бородянки позвонить в это управление и сообщить, скажем, о вырубке леса, незаконном строительстве? Да нет, конечно. Звонить надо, пожалуй, в рельсу.
И автомобилей у земельной стражи нет. Вот и приходится контролерам на попутном транспорте «оперативно» добираться в отдаленные села и хутора, проверяя сигналы и жалобы. Хотя бы велосипеды выдали им.
Зато посмотрите, как живут и работают сотрудники КРУ, налоговой инспекции. Они ни в чем не нуждаются, все у них замечательно. Все это лишний раз свидетельствует о том, что квалифицированный и эффективный контроль за земельными ресурсами никому не нужен. Когда все будет украдено, тогда и появится настоящая земельная стража.
В ОЧЕРЕДИ К КОРЫТУ
А пока что в Киевской области делят гектары, озера, леса и острова. Уже когда журналисты покинули зал заседаний прокурорской коллегии, губернатор Ульянченко взяла слово и поведала об удивительных фактах. По ее словам, в отдельных районных земельных управлениях работают по два руководителя. И у каждого – своя печать, оказывается. Каждый из них считает себя легитимным. Такая непонятка явно не нравится главе обладминистрации. Ульянченко обижается, что кадровые назначения по линии земельного ведомства уже не согласовывают с ней.
Из всего этого можно сделать вывод, что к земельному пирогу выстроилась очередь. Все жаждут делить, быть у корыта. Такая ситуация, вероятно, явно на руку латифундистам, таким как Богдан Губский, Сергей Осыка. Их наместники – первые в этой очереди… У Губского, как известно, большие аппетиты. Он и Вере Ульянченко не прочь показать, кто в доме хозяин?
Нардеп Богдан Губский
Да и чего Губскому (победителю!) не владычествовать, если в райсоветах Киевщины доминируют бютовцы? И в областном совете у соратников Губского – большинство.
Вот и голосуют в районах депутаты за «нужные» земельные решения. Сказано ведь: они – большинство! Подчас им помогают продавливать эти вопросы регионалы, кучмисты…
Так что дерибан в Киевской области имеет свое пояснение, свои корни и истоки. Посмотрим, сумеет ли прокуратура остановить разбазаривание земель и уничтожение лесов. Александр Гардецкий взял хороший старт. Возможно, он готов к давлению извне… Не секрет, что у земельных баронов есть отличные связи в Генеральной прокуратуре.
Но если Гардецкий не намерен останавливаться, то ему надо будет, вероятно, очень пристально посмотреть, кто на периферии восседает в прокурорских креслах. А там, в районах, мафиозный спрут очень глубоко пустил свои корни. Если «не уберет» коррумпированных прокурорских чинов, значит, его усилия по наведению порядка будут напрасны…
Губернатор молча слушала, как прокурор раздавал всем сестрам по серьгам. А многим журналистам, наверное, хотелось бы услышать, как собирается наводить порядок верная соратница Виктора Андреевича Ющенко. В этой связи напомним, что два года назад г-жа Ульянченко говорила в интервью одному из интернет-сайтов: «Мы имеем серьезную спекуляцию с землей. И государство беспомощно с нынешним законодательством…»
Тогда почему Вера Ульянченко не инициирует отставку глав райгосадминистраций, ведущих свои игры на теневом рынке земли? Эти люди как раз и являются первыми спекулянтами!
Подмечено: мафию в Киевской области так легко не уничтожить. Потому что «зело сильна».
Леонид Фросевич, Обозреватель
Tweet