«Покушение» на Гелетея

Управление государственной охраны оказалось на пороге больших перемен. Его хотят переподчинить правительству, а заодно — сорвать с погонов главного охранника как минимум две «лишние» звезды. Согласно законопроекту № 2266, генерал армии Валерий Гелетей должен опуститься до звания генерал-лейтенанта. В лучшем случае… Узнав о грядущих переменах, руководство УГО сразу же обратилось к спикеру парламента со своим письмом (вх. № 17/416). Очевидно, Арсений Яценюк, как представитель президентской команды, отреагировал «по существу».

Вскоре «охранным» законопроектом занялось главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое тоже дало ему негативную оценку: «В случае принятия проекта будет нарушена система государственной охраны высших должностных лиц и государственных органов…

Лишение УГО статуса военного формирования автоматически исключает его из военной организации государства и из круга субъектов обеспечения национальной безопасности…

Немало несогласных с изменением своего статуса военнослужащих досрочно разорвут контракт о прохождении военной службы и даже будут иметь основания для представления судебных исков к командованию и государству в связи с невыполнением условий контракта…

Обобщающий вывод: по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект предлагаем вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку с учетом высказанных замечаний и предложений».

Но несмотря на это законопроект № 2266 имеет хорошие шансы. Его авторами являются представители четырех фракций: нунсовцы Москаль и Гриценко, регионал Кузьмук и бютовец Скибинецкий. Так что проблем с получением нужного количества голосов не будет. Об этом в интервью «СН» намекнул перый заместитель главы фракции БЮТ Андрей Кожемякин: «Управление госохраны не совсем выполняет те функции, которые ему присущи.

Во-первых, это связано с количеством личного состава УГО: три тысячи человек. Это очень много для такого подразделения, которое охраняет считанных лиц: президента, премьера, первого вице-премьера, спикера и двух его заместителей. Во-вторых, в нем создаются спецподразделения «Молния», «Булат». Надо разобраться, с какой целью? У них есть и оперативно-розыскная деятельность, и функция борьбы с террором. Нельзя их оставить в руках одного человека, который непонятно какие варианты рассматривает. Возможно, и силовые. Поэтому надо навести порядок».

Тучи над УГО начали сгущаться после того, как его шеф совершил головокружительную карьеру: находясь в Секретариате президента, из полковника милиции очень быстро «дорос» до генерал-майора, потом — до генерал-лейтенанта, далее — до генерал-полковника и, наконец, стал генералом армии. Четыре высших звания за четыре года! И это при том, что «армия» Гелетея насчитывает лишь около трех тысяч сотрудников. О таком «звездопаде» господа офицеры не могли мечтать даже в годы войны.

Свои взоры на начальника УГО парламентарии начали обращать еще год назад, когда он попытался реформировать УГО в некую сверхсиловую структуру при верховном главнокомандующем. Тогда Гелетей хотел переподчинить себе президентский полк, входящий в структуру Минобороны.

Это сразу же вызвало шквал критики и массу подозрений со стороны комитета ВР по нацбезопасности и обороне: мол, для чего мирному, на первый взгляд, Управлению госохраны срочно понадобились бронетранспортеры и зенитно-ракетные установки?

После провала этого плана Гелетей создал свой спецназ. Говорят, у него даже есть суперсовременные «стволы»: пистолеты «Глок» и «Зиг Зауэр», снайперские винтовки и т. д. Позже он пытался пролоббировать в Кабмине решение о том, чтобы ему позволили брать под охрану любое государственное здание.

Опасаясь, как бы чего не вышло, парламентские комитетчики решили, что УГО нужно не только лишить военного статуса, но и вообще отобрать его у президента. На всякий случай…

Валентин Штормовой, СН

You may also like...