Служебные автомобили «слуг народа»: на «членовозе» от финансового кризиса

Служебные автомобили «слуг народа» в этом году «съели» 100 бюджетных миллионов. Кто сказал, что в Украине финансовый кризис? Судя по роскошным авто, на которых раскатывают госчиновники, в стране вообще царит финансовое благоденствие! 

Видимо, ажиотаж нагнетают сами власть имущие, наподобие столичного мэра, который, дабы уменьшить нагрузку на городской бюджет, решил пересадить своих подчиненных на личные авто. Но при этом «пересаженцам» обещают солидную компенсацию…

«Какой же украинский чиновник не любит быстрой езды?» — именно так хочется перефразировать незабвенного классика, глядя на шикарные автопарки «членовозов» (так в советские времена называли роскошные авто, на которых разъезжали члены Компартии), которые ежедневно собираются возле админзданий различного уровня.

Да, к тому же, чтобы не только с ветерком и под «мигалочки», а еще и с комфортом — при кожаном салоне, с кондиционером и другими «наворотами». А этот скоростной комфорт могут обеспечить отечественным госчиновникам, содержащимся на средства украинских налогоплательщиков, только иномарки, причем довольно высокого класса.

И чтобы ублажить себя любимых, эти «слуги народа и государевы» не жалеют казенных денег, собранных в виде различных налогов с их же обнищавшего электората да еле выживающих предприятий. И, как говорится, нет этим дерибанщикам госказны ни сраму, ни совести. Даже в нынешних условиях тяжелейшего финансового кризиса они пытаются урвать кусок бюджетного финансового пирога для удовлетворения своего амбициозного аппетита.

Кому «ауди»?

С начала года, как свидетельствует «Вестник государственных закупок», органы власти, государственные и коммунальные предприятия закупили автомобилей на сумму около 100 млн грн, причем пятая часть этих средств истрачена на приобретение престижных внедорожников и представительских «лимузинов». Естественно, ни на одном из них не ездят дворник Петров или сантехник Сидоров — все они стали «членовозами» чиновников высшего ранга.

А кто еще не успел обзавестись подобными средствами передвижения, тот не теряет надежды «оседлать» иномарку в ближайшем будущем. По данным того же «Вестника», к концу года органы центральной власти, губернаторы, руководители государственных компаний намерены прикупить еще несколько десятков дорогих автомобилей.

Самую роскошную из них — Audi А8 4,2 Langversion Quattro (по оценке автодилеров, ее стоимость составляет порядка 650 тыс грн) — собирается приобрести Управление государственной охраны, возглавляемое генералом армии Валерием Гелетеем. Интересно, какое такое государственное имущество собирается охранять руководство ГСО на такой шикарной иномарке? Или ее передадут самому прилежному патрульному наряду для выездов по сигналу тревоги на охраняемые объекты?..

Субординация-с!

Держат марку и руководители Национальной энергетической компании «Укрэнерго». Они тоже отдали предпочтение Audi, правда, классом пониже — А6 Limousine. Ее стоимость в автосалонах достигает 450 тыс грн. Немного скромнее проявили себя их подчиненные из «Хмельницкоблэнерго» — они раскошелятся на Audi A6 3.2 FSI Quattro, стоимость которой колеблется от 300 до 400 тыс грн. Оно-то и понятно, негоже каким-то провинциальным чинушам, что называется, переплевывать своих столичных начальников — субординацию надо соблюдать.

И эти, прямо скажем, недешевые покупки совершаются в ту пору, когда миллионы граждан с ужасом ожидают обещанного подорожания электричества до 50 коп за киловатт! Воистину пир во время чумы устраивают чиновники от энергетики, поднимая потребителям цену на электроэнергию, а себе закупая дорогущие иномарки. Или, может, такие повышения тоже связаны с покупками «членовозов»? Надо же как-то пополнять финансы для приобретения новых авто.

«Лексус» — вне конкуренции

По-прежнему популярен у представителей власти и ставший символом престижности американский Lexus. С января госструктуры уже закупили 6 машин этой марки. Самую дорогую ее версию, новинку нынешнего года — Lexus LX 570 — купило ОАО «Киевгаз», 30% акций которого принадлежит территориальной общине столицы. Подобную модель приобрел и Украинский государственный институт по проектированию объектов дорожного хозяйства «Укргипродор» (видимо, не зря говорят, что под асфальт можно «закатать» много денег, ведь стоимость такого внедорожника составляет более 700 тыс грн).

Немалым спросом пользуется у госчиновников и Toyota Land Cruiser. По данным из достоверных источников, только за неполные четыре года руководители госструктур или предприятий государственной и коммунальной форм собственности приобрели 15 таких авто. Стоимость этих машин, в зависимости от модификации, колеблется от 300 до 350 тыс грн. Но настоящий рекорд принадлежит Национальному депозитарию Украины: сия структура купила авто Toyota Land Cruiser 120 Prado за… 827 тыс.

Порочная практика покупки дорогих иномарок для государственных служащих существует в нашей стране уже не один год и имеет устойчивую тенденцию. По данным того же «Вестника государственных закупок», в 2007 г. Генеральная прокуратура приобрела несколько шикарных машин на сумму более 10 млн грн. За эти деньги можно было купить 25 «мерседесов» или 300 «ланосов». Или такие авто подорвут имидж чиновников надзорной инстанции?

В гараж ДУСи заехал… миллион

Расширило свой автопарк и Государственное управление делами (в народе — ДУСя). Оно приобрело в конце прошлого года иномарок класса Е на сумму около 1 млн грн. Не обидели и «Президент-отель «Киевский», для которого купили иномарку стоимостью около 300 тыс грн.

Приобретение столь дорогих авто для госчиновников — не ноу-хау этого года. Только покупка (понятное дело, за государственный счет) бывшего главы НАК «Нефтегаз» Алексея Ивченко — «мерс» последней модели — чего стоит! Не зря же его потом прозвали «Лешей-мерседесом»… Приходит на память и эпопея с «майбахом» экс-главы транспортного министерства Георгия Кирпы.

 


Самое дорогое авто — Toyota Land Cruiser 120 Prado (827 тыс грн) — куплено Национальным депозитарием Украины

В общем, история современного госчиновничества имеет множество примеров наглого растранжиривания бюджетных средств на закупку дорогих иностранных автомобилей. Жаль только, что вассалы этих господ, чьим трудом и потом зарабатываются средства на «членовозы», влиять на такой дерибан госказны практически не могут.

Несмелые же попытки руководства государства пересадить высокодолжностных лиц на более скромные авто пока не возымели должной отдачи. Показать себя героем перед электоратом на этом поприще борьбы с чиновничеством якобы пытается и мэр Киева Леонид Черновецкий, но выглядят эти потуги как-то странно, а то и двояко.

Глава горадминистрации объявил дешевую распродажу бывших в употреблении служебных автомобилей своих подчиненных, а самих их пообещал пересадить на личные авто. Но вряд ли городские чинуши останутся в накладе.

Как известно, 30 октября Киевсовет на сессии под его руководством принял решение о введении компенсационных выплат (из той же городской казны!) для чиновников за использование личных автомобилей в служебных целях. И суммы на это предусматриваются немалые: они, по оценке депутатов из блока Виталия Кличко в Киевсовете, составят от 6 до 12 тыс грн в месяц.

Да на эти деньги можно совершить 6 тыс поездок на общественном транспорте, а за полгода вообще купить себе новый автомобиль! Одновременно мэр заявил, что оплачивать бензин и техобслуживание таких авто будут сами их владельцы. Где правда, скажите на милость? При этом простым горожанам заботливый градоначальник поднял стоимость проезда в общественном транспорте в 3-4 раза (и это в самый тяжелый период финансового кризиса!) и никаких компенсаций не обещает…

Иван Паденко, Новая

Кому краденую тачку? Недорого…

Далеко не все шикарные иномарки, на которых ездят госслужащие, приобретены законным путем и за полную их стоимость. Силовики утверждают, что каждый третий чиновник в нашей стране ездит на ворованной машине. А официальным прикрытием для украденной за рубежом машины является ее вполне легальный украинский двойник.

«Мерс» для… прокурора

Так, ГУБОП МВД Украины разоблачило в Запорожье организованную преступную группировку, гонявшую в Украину краденые тачки, которые искал Интерпол, на протяжении последних двух лет. Машины легко проходили через таможню (там у них все было «схвачено»), на них перебивались номера под дубли документов с «нормальных» авто. Потом краденый товар сбывали дешевле и, как правило, человеку, который их и заказывал.

Но ворованные машины стали «влипать» в неприятные истории. В одном случае за рулем попался зампрокурора, в другом — несуществующий в Украине «Мерс-500» стал причиной аварии в Киеве, где чуть не погибла женщина — водитель другого автомобиля. Оперативники (не на диктофон) рассказывают и о других подобных инцидентах. Недавно попался — и тоже на таком же черном ворованном «мерседесе»! — сотрудник прокуратуры в другой области. Где-то еще — сотрудник СБУ.

Это дает основания полагать, что действует налаженный канал, по которому в Украину ежегодно поступают сотни нелегальных авто и преспокойно «оседают» здесь — в гаражах солидного люда. Чтобы убедиться в этом, достаточно переписать госномера автомобилей, паркующихся на стоянках обл- и райадминистраций, разного уровня прокуратур и иных госконтор. А потом — при возможности — «пробить» в ГАИ, где и за кем эти машины числятся.

Не Украиной единой…

Впрочем, нашим чиновникам, беззаботно колесящим на краденых машинах, и расстраиваться-то особо нечего! Оказывается, не они одни такие… Рынок «криминальных» иномарок процветает не только в Украине, но и в России: по ее дорогам, судя по гуляющей по Всемирной паутине информации, таких ездит более 1,5 млн. Они принадлежат не только богатым российским бизнесменам и госчиновникам, но и поп-звездам, и даже депутатам Госдумы.

Есть такая беда и в Эстонии, где пару лет назад Центральная криминальная полиция этой страны раскрыла группу, состоявшую в своем подавляющем большинстве из… госслужащих, которые были тесно связаны с торговлей угнанными машинами.

Все гениальное — просто

Преступники наладили разветвленную связь с поставщиками, группировками угонщиков, которые воровали лишь дорогие иномарки.

Схема этого бизнеса проста. Угнанные машины «отлеживаются» в гаражах, пока бизнесмены покупают старые «запорожцы». Но их интересуют не сами автомобили, а документы на них, которые — после определенных метаморфоз — становились бумагами на криминальный товар. Краденные в Западной Европе иномарки класса люкс мошенники легализовали и сбывали новой — богатой и влиятельной — элите.

Украинские преступные схемы мало чем отличаются от российской. К нам приходят авто с перебитыми номерами кузовов, угнанные в Испании, Швейцарии, Германии, Италии, Чехии, Польше и других европейских странах. Кстати, у немцев чаще всего крадут Audi-A6. Далее в этом рейтинге «угоняемости», неофициально составленном московскими страховиками, расположились Volkswagen-Passat, Audi-80, Audi-100, Audi-A4, Toyota-Land Cruiser, Volkswagen-Golf, Mercedes-E-класс и Mercedes-G-класс.

А замыкает «топ-десятку» BMW-520. Но, если верить нашим правоохранителям, украинские прижимистые кошельки предпочитают угнанные «мерседесы», БМВ и «ауди».

Лариса Усенко

 

You may also like...