Ах какой был мужчина! Список миллиардеров Forbes превращается в список банкротов и мошенников

Вслед за гуру американской фондовой биржи Бернардом Мэдоффом в мошенничестве обвинен и знаменитый техасский финансист Аллен Стэнфорд. Всю свою сознательную жизнь он выстраивал миф о себе как об удачливом инвесторе. Теперь выяснилось, что его «инвестиционные стратегии» сводились к банальной финансовой пирамиде, которая ныне с грохотом рушится. Если соскреcти позолоту с крупнейших инвестиционных компаний мира, откроется весьма неприглядная картина – многие финансовые империи окажутся очень похожи на те, что выстроили Стэнфорд и Мэдофф.

Имидж всё!

История эта началась в 1994 году. Тогда Аллен Стэнфорд в компании с несколькими друзьями и родственниками начал рекламную кампанию по привлечению клиентов в Stanford Financial Group (SFG). В Техасе появились компании Stanford Group Company и Stanford Capital Management, а в государстве Антигуа и Барбуда, карибском офшорном раю, зарегистрировали Stanford International Bank (SIB). Через эти структуры желающим продавали депозитные сертификаты – всего наторговали примерно на 8 миллиардов долларов.

Люди охотно отдавали Стэнфорду свои кровные – кому же не хочется получить проценты в два-три раза выше, чем в среднем по рынку? Cкажем, SIB декларировал, что доходность его депозитных сертификатов составляла от 11 до 16 процентов годовых. Это сегодня следователи называют такие проценты «неправдоподобно высокими», а еще совсем недавно все было о’кей. Гарантией таких соблазнительных гешефтов якобы служил «диверсифицированный инвестиционный портфель», который находился в распоряжении Аллена Стэнфорда и его менеджеров.

Так проходит мирская слава. На фото: сэр Аллен Стэнфорд позирует на фоне приза в 20 миллионов долларов, предназначенного победителю турнира по крикету (2008 год).. Фото: Max Nash (AFP)
Так проходит мирская слава. На фото: сэр Аллен Стэнфорд позирует на фоне приза в 20 миллионов долларов, предназначенного победителю турнира по крикету (2008 год). Фото: Max Nash (AFP)

Поначалу клиенты SIB и в самом деле получали высокий доход по сертификатам. Впрочем, ларчик, как говорится, просто открывался. Первым клиентам дивиденды платили за счет последующих. Выстраивалась классическая финансовая пирамида. В 2005 году SIB реализовал 35 тысячам своих клиентов сертификатов на общую сумму 3,8 миллиарда долларов, а к концу 2007 года продал ценных бумаг уже на 6,7 миллиарда долларов.

Как утверждают инспектора Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям США (SEC), ведущей сейчас следствие в отношении Аллена Стэнфорда, «в последние недели SIB стал активно сворачивать свою деятельность и совершил несколько попыток вывода средств из своего инвестпортфеля. Комиссия получила информацию, указывающую на то, что только в последние две недели SIB пытался вывести со своих счетов более 178 миллионов долларов».

По большому счету Аллен Стэнфорд не очень-то и спешил уехать из Техаса в антильские райские оазисы. Он был совершенно уверен в своей непотопляемости. Не зря же столько денег было им вложено в пиарщиков и биографов, внушавших всем и вся, что Аллен Стэнфорд – потомственный бизнесмен в четвертом поколении и выдающийся финансист всех времен и народов.

Очередь вкладчиков, жаждущих получить свои деньги в отделении Bank of Antigua, "дочки" Stanford Financial Group (февраль 2009 года). Фото: Jewel Samad (AFP)
Очередь вкладчиков, жаждущих получить свои деньги в отделении Bank of Antigua, "дочки" Stanford Financial Group (февраль 2009 года). Фото: Jewel Samad (AFP)

Будущий «пирамидостроитель» Роберт Аллен Стэнфорд (он предпочитает второе свое имя) родился 24 марта 1950 года в маленьком техасском городке Мексия. Действительно в семье бизнесмена. Его дед имел собственную страховую компанию, и первая Stanford Company была основана еще в 1932 году. Да и прадед занимался финансовыми операциями. Что дало Аллену Стэнфорду основания однажды публично заявить, будто знаменитый Стэнфордский университет назван так в честь его щедрого предка, бывшего одним из первых спонсоров прославленного американского учебного заведения. В самом университете это «открытие» восприняли с возмущением.

Расценили его как желание финансиста прославиться за чужой счет и пригрозили подать на «потомка филантропов» в суд, если тот будет настаивать на этой «фамильной сенсации». Мистер Стэнфорд не стал упорствовать. Он вообще из породы тех «прямоугольных» индивидуумов, которые обычно идут к цели напролом, не мучаясь угрызениями совести. Но зато если они натыкаются на непреодолимые препятствия или сталкиваются с теми, кто сильнее их, то сразу же сдают назад и стараются не вступать в открытый конфликт.

В восьмидесятые годы Аллен Стэнфорд, живший в Хьюстоне, расширял доставшийся ему от предков бизнес по всем направлениям. Следуя советам отца, который и по сей день является его главным консультантом, мистер Стэнфорд-младший помимо страхового бизнеса занялся недвижимостью. А потом – инвестиционными проектами, в связи с чем и начал возводить финансовые пирамиды. В те годы Америка переживала экономический бум, и дело пошло. В 2008 году личное состояние Аллена Стэнфорда оценивалось в 2,2 миллиарда долларов.

Журнал Forbes неоднократно включал финансиста в список богатейших американцев, в прошлом году он занимал там 205‑е место. В рейтинге же самых состоятельных людей мира Стэнфорд значился 605-м и представлял Соединенные Штаты, хотя имеет еще гражданство Антигуа и Барбуды. Предприниматель не только стал гражданином этого крошечного государства, но и единственным из американских миллиардеров был возведен в звание рыцаря «за заслуги перед обществом и развитие экономики островного государства». Сэру Аллену Стэнфорду, устроившему свою основную базу на карибских островах, экзотический паспорт нужен был для дела.

Принадлежавшие ему компании, действуя через офшоры, начали обильно прорастать в странах Латинской Америки. В этом регионе Аллен Стэнфорд очень скоро превратился в фигуру харизматическую. Сэр Аллен быстро вошел в роль благодетеля местных министров и генералов. Белозубый бизнесмен с неизменной сигарой мелькал в программах новостей и на обложках глянцевых журналов – на открытии гольф-клубов и турниров по крикету, на заседаниях благотворительных комитетов и советов директоров… Зная, что каждое его слово ловят журналисты, Стэнфорд охотно витийствовал по поводу поразившего мир финансового кризиса: «В ближайшей перспективе доллар продемонстрирует умеренный рост в связи с падением динамики экономики Европы… Я предполагаю, на финансовом рынке США в течение ближайших двенадцати месяцев случится еще один кризис, что вновь потянет доллар вниз…» Кризис и случился, только… в его собственной империи.

Утка по-техасски

Скандал начал набирать обороты после публикации в венесуэльском экономическом журнале VenEconomia статьи под броским названием «Утка». Ее автор – финансовый аналитик Алекс Далмади разобрал некоторые финансовые схемы, применяемые в компаниях Стэнфорда, и пришел к неутешительному выводу: все это слишком хорошо, чтобы быть правдой. «Это не более чем утка, – заявил мистер Далмади по поводу структур, созданных техасцем. – Если она крякает, как утка, ходит, как утка, и имеет клюв, как у утки, это и есть утка».

Возможно, орнитологические разоблачения сердитого экономиста могли бы остаться незамеченными, если бы не запоздалая принципиальность американских структур, контролирующих ценные бумаги и биржи. Напуганные критикой, обрушившейся на них после разоблачения многомиллиардной аферы с хедж-фондом Бернарда Мэдоффа, руководители SEC не могли не реагировать на сообщения о пирамиде Стэнфорда.

И хотя сам финансист не уставал повторять, что все продаваемые им бумаги прошли процедуру страхования в американской Федеральной корпорации страхования депозитов, дни его империи были сочтены. «Стэнфорд и близкий круг его родственников и друзей, с которыми он ведет бизнес, совершили крупное мошенничество с использованием ложных обещаний и сфабрикованных данных, – заявила представитель SEC Линда Чатмен Томсен. – Мы действуем быстро и решительно с тем, чтобы прекратить преступную деятельность и обеспечить сохранность активов для инвесторов».

К слову, инвесторы почуяли неладное еще в конце прошлого года. Самые решительные вкладчики, не получив обещанных процентов, стали подавать на Стэнфорда в суд. Правда, тот до поры до времени игнорировал судебные повестки. Как и в случае с аферой Мэдоффа, вызывает недоумение роль Кристофера Кокса, бывшего главы SEC, явно не справившегося с поставленной перед ним задачей защищать инвесторов от сомнительных действий инвестиционных фондов. Выходит, что ненадежной оказалась не только сама американская финансовая система, но и регулирующая ее деятельность государственная организация. И где гарантии, что в условиях кризиса на рынке не обнаружатся новые пирамиды?

Вот, скажем, лидером мирового списка Forbes сегодня является знаменитый инвестор Уоррен Баффет, патриарх американских финансов. Кто сегодня способен поручиться за то, что его главное детище – Berkshire Hathaway не окажется еще одной финансовой пирамидой? Трудно даже представить себе, что начнется, если эта империя рухнет. Ведь крах структур Стэнфорда вызвал в Америке эффект сродни землетрясению.

Так, например, панамские власти взяли под административный и финансовый контроль Stanford Bank, филиал SFG. Как сообщило в своем специальном коммюнике суперинтендантство банков Панамы – главный государственный контрольный орган в сфере финансовой и банковской деятельности, – это сделано в целях пресечь панику среди вкладчиков, которые, топча друг друга, ринулись снимать средства со счетов.

«Центральный банк Венесуэлы принял решение взять под контроль Stanford, чтобы успокоить вкладчиков», – заявил министр финансов этой страны Али Родригес. У Stanford Bank в Венесуэле 15 отделений, а вклады клиентов составляют около 2,5 миллиарда долларов. В ближайшее время банк должен быть выставлен на продажу. Паника началась у отделений SIB в Мексике, на Виргинских островах, а в Эквадоре, Колумбии и Перу филиалы банка из-за невероятного наплыва желающих снять деньги вынуждены были приостановить свою работу. Вскоре закрылись отделения SIB и в других странах.

Но напряженнее всего ситуация на Антигуа, второй родине Аллена Стэнфорда. Не сумев получить деньги в 30 отделениях банка на территории США, многие американские вкладчики отправились непосредственно на карибский остров, где техасец был самым первым частным работодателем. Именно с Кариб начиная с 1995 года финансист, как утверждают, управлял активами, которые сейчас оцениваются в 50 миллиардов долларов.

Однако и тут обманутым вкладчикам денег не дали. Чтобы избежать взрыва народного гнева, премьер-министру Антигуа пришлось обратиться к инвесторам с призывом сохранять спокойствие. Самые горячие головы требовали выдать им банкира для немедленной расправы. В штаб-квартиру Стэнфорда в Хьюстоне с обыском нагрянули полтора десятка федеральных агентов, сам же финансист предпочел скрыться. Своим ближайшим сотрудникам Джеймсу Дэвису и Лоре Пендергест-Хоулт, тоже оказавшимся под колпаком у SEC, «гений финансов» сказал по телефону: «Никакой паники! Все под контролем!»

Неправильный спонсор

Вероятнее всего, Аллен Стэнфорд верил, что спасут его многочисленные политические связи, на создание и поддержание которых он средств не жалел. При этом финансист пытался играть в беспроигрышную лотерею – поддерживал обе ведущие политические партии США. За последние десять лет, если верить западным массмедиа, пожертвования от него приняли 140 бывших и нынешних членов Конгресса.

Говорят, что на лоббирование среди конгрессменов законопроектов по ослаблению контроля за офшорами техасец потратил несколько миллионов долларов. Впрочем, кто теперь это докажет? Сегодня в Америке предпочитают не вспоминать о том, как сэр Аллен Стэнфорд выделял деньги на политические кампании демократов и республиканцев. Так, Барак Обама в бытность сенатором получил от техасца 31,7 тысячи долларов, а Джон Маккейн – 28,15 тысячи. Всего же на игры с политиками Стэнфорд истратил более семи миллионов долларов.

На видео, выставленном на интернет-сайте компании SFG, можно увидеть, как строитель финансовых пирамид обнимается со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси и выслушивает благодарности от экс-президента Билла Клинтона за вклад в финансирование избирательной кампании демократов. Сегодня, правда, политики, когда-то получавшие деньги от Аллена Стэнфорда, в один голос утверждают, что уже отдали или непременно отдадут полученные от него деньги на благотворительность. В скандал оказались втянуты и спортсмены.

Ведь сэр Аллен, настоящий атлет, являлся спонсором многочисленных турниров по гольфу и поло, крикету и парусному спорту… Он давал деньги знаменитым теннисистам: Джиму Курье, Джону Макинрою, Питу Сампрасу… Но и спортсмены начали отрекаться от бизнесмена. Так, ассоциация крикета Англии и Уэльса отказалась от спонсорских отношений со Стэнфордом до окончания расследования.

Оно же только начинается. Федеральное бюро расследований искало миллиардера недолго. Его обнаружили в городе Фредериксберг, что в штате Вирджиния. Сам финансист утверждал, будто и не собирался никуда бежать. Но следователям удалось выяснить, что Стэнфорд, узнавший о том, что активы SFG заморожены, попробовал улететь на частном самолете на Антигуа. Однако не успел: попытался заплатить за полет кредитной карточкой, а в авиакомпании потребовали наличные. В конце концов незадачливый олигарх выслушал от агентов ФБР предъявленное ему обвинение в мошенничестве и сдал свой паспорт.

По ходу дела на свет стали выплывать совсем уж криминальные подробности. Оказывается, параллельно ФБР расследует дело об отмывании денег от торговли наркотиками. Выяснилось, что в прошлом году мексиканские власти задержали один из частных самолетов Стэнфорда, в котором были найдены документы, имеющие отношение к деятельности Cartel Del Golfo – одной из самых известных группировок мексиканской наркомафии. Впрочем, возможно, что Аллен Стэнфорд и на этот раз выйдет сухим из воды. Недаром говорят, если ты должен сто долларов, ты зависишь от кредиторов, а если должен миллиард – кредиторы от тебя.

Кирилл Привалов, Итоги 

You may also like...