Джеймсам Бондам запрещено любить русских

Паулина Невиль-Джонс – человек почти легендарный. Помните строгую даму, главу английской разведки в последних фильмах о Джеймсе Бонде? Так вот ее прообразом и была госпожа Невиль-Джонс. Член управляющего Совета корпорации Би-би-си, а ранее помощник премьер-министра и председатель объединенного межведомственного разведывательного комитета Великобритании Паулина Невиль-Джонс согласилась дать интервью. В частности, она поведала, почему в списках официальных подруг британских разведчиков нет наших соотечественниц.

Госпожа Невиль-Джонс знает, каким должен быть настоящий Джеймс Бонд. Фото: Аркадий Колыбалов

– Госпожа Невиль-Джонс, расскажите, как женщины попадают на работу в разведку? Да еще в такую древнюю, прославленную, как британская.

– Я получила медицинское образование. Кстати говоря, мои отец и мать тоже были врачами. Очень многие мои родственники тоже врачи. Мой брат и я выбрали совсем другую профессию. Мой брат – юрист. А я окончила университет и сразу же поступила на госслужбу, а именно на дипломатическую службу. Я говорю по-немецки и по-французски. Я сразу должна сказать, что в оперативной разведке не работала. Я работала в отделе, который занимается анализом разведывательных данных. Наше управление занимается составлением различного рода разведывательных сводок, отчетов, докладов для британских министров.

Здесь речь идет не только о так называемой секретной разведке или секретных разведданных. Речь идет вообще об информации, которая необходима для того или иного высокопоставленного государственного чиновника. Этой работой я занималась в рамках межведомственного комитета по делам разведки, где мы действительно находимся в тесном контакте с руководителями разведслужб. В этом комитете работают представители спецслужб, представители МИД и других структур.

Что касается британской разведки, то надо отметить, что женщины там работали и работают. Насколько я знаю, две женщины у нас занимали руководящие должности в разведывательных службах. У Англии сейчас нет никаких барьеров для продвижения женщин на руководящие посты в спецслужбах.

– Почему женщин берут в аналитическую разведку? У них есть особые качества, преимущества перед мужчинами?

– Я думаю, что женщины более наблюдательны и внимательны, чем мужчины. Если взять мой личный опыт работы в правительстве, то я заметила, что многие женщины, которые занимали ответственные должности, уделяют большое внимание деталям. Я считаю, что это очень важно в разведке и спецслужбах. При выполнении задач специального характера надо быть исключительно внимательным и дотошным человеком. Женщины как раз обладают такими способностями. И это у нас ценится.

– Много ли желающих попасть на службу в МИ-6? Какие критерии существуют для отбора?

– Да, таких желающих много. Очень непросто попасть на службу в МИ-6. Во-первых, надо соответствовать интеллектуальным стандартам. Кстати говоря, это требование по интеллектуальным качествам предъявляется ко всем, кто поступает на госслужбу. Далее мы оцениваем другие способности человека. В конечном счете всегда проводится очень глубокое интервью для того, чтобы быть принятым вообще на госслужбу, не говоря уже о МИ-6.

– Важны ли внешние данные?

– Я не думаю, что это играет первостепенную роль. Я обратила внимание, что в МИ-6 есть люди с совершенно разной внешностью.

– Какими качествами современный Джеймс Бонд не должен обладать?

– Я не хочу быть заподозренной в пропаганде элитаризма. Образ Джеймса Бонда создан в кино. Это некий идеальный образ. Однако могу сказать, что Бондами не могут стать люди малоэнергичные, неамбициозные и негибкие. Знаете, есть такие прямые, квадратные люди, нетворческие, примитивные. Вряд ли их отберут в разведку.

– Имеет ли право сотрудник МИ-6 влюбиться на службе за границей? Имеет ли он право на ошибку?

– Никакого права на ошибку! Лучше не делать никаких ошибок! Ну, что касается любовных дел, то мы не можем запретить делать выбор сугубо личного характера. Раньше правила были очень жесткие, была масса ограничений. Сейчас правила облегчены, многие ограничения сняты. Нет запрета на то, чтобы разведчик за рубежом влюбился и соединил свою судьбу с человеком дружественной нам страны.
Но проблемы будут, если эта страна нам недружественна! В нашем МИДе у нас те же ограничения. Это нормально. И, кстати говоря, в других странах существует такой же подход.

– Приведите, пожалуйста, пример дружественных и недружественных Британии стран.

– Дружественными для нас являются наши партнеры по Евросоюзу.

– А Россия?

– Не знаю ответа на этот вопрос.

– Престижно ли для британских разведчиков работать в России?

– Да, престижно быть назначенным для работы в России. Я думаю, что любой российский разведчик сказал бы, что получить назначение для работы в любую крупную столицу мира – это престижно. Это такое универсальное восприятие этой работы.

– Трудно ли британцам работать в России?

– Не знаю.

– Удается ли западному человеку понять и до конца постичь душу славянина? Или «русская душа» по-прежнему остается загадкой?

– Во всяком случае сейчас понять Россию намного легче, чем это было в недавние времена. Потому что сейчас нет ограничений для поездок по стране. Понять душу людей можно только тогда, когда ты можешь с ними встречаться и разговаривать. Кстати говоря, работники всех дипломатических миссий, всех посольств работают в этом направлении, чтобы постоянно обновлять свои знания о стране пребывания.

Надо сказать, что мы начинаем понимать, что многого не знали о вашей стране. Сейчас есть возможность это исправить. Это интересное, увлекательное дело.

– Вы можете раскрыть небольшой секрет: какой метод конспирации является самым лучшим для современных разведчиков?

– Я вам честно скажу, что мир разведки в кино, на страницах книг выглядит привлекательнее, чем на самом деле.

Надежда Сорокина, «РГ»

You may also like...