Министра экономики нужно сажать? Богдан Данилишин «горит» на госзакупках

И снова вынуждены обратиться к теме злоупотреблений в сфере государственных закупок, традиционно подвергающейся наибольшим злоупотреблениям и коррупционным поползновениям. Это и не удивительно: при отсутствии государственного и общественного контроля за использованием государственных средств (в том числе — и в сфере госзакупок) и при полной пассивности правоохранительных органов желание «слямзить» хороший кусок бюджетного пирога у чиновников становится непреодолимым. И не влечет никаких рисков!

При этом, следует отдавать себе отчет в размерах средств, расходуемых при осуществлении госзакупок. Ведь эти суммы превосходят объем бюджета страны (расходную его часть). Объем «госзакупочных» финансовых потоков безо всякого преувеличения колоссальны, и этот объективный фактор позволяет их разворовывать.

Не так давно общественность следила за деятельностью Тендерной палаты Украины, которую (точнее, закон о госзакупках) упразднили (точнее, функции государственного контролера в сфере госзакупок передали Министерству экономики Украины), но ситуация лишь усугубилась и стала зачастую необратимой.

Если Тендерная палата Украины, как общественная организация, декларируя доминанту общественного контроля, наладила хоть сколь нибудь прозрачную схему контроля за использованием государственных средств, то Министерство экономики Украины в этой сфере не проявляет себя практически никак.

Показательным является хотя бы тот факт, что за короткое время деятельности Тендерной палаты Украины последняя инициировала сотни уголовных дел против пойманных на горячем казнокрадов.

Министерство экономики Украины, наоборот, проявляет поистине чудовищную пассивность и нежелание бороться за власть в сфере госзакупок. Порождая ассоциацию с болотом и становясь рассадником коррупционеров и казнокрадов, тихо ворующих под благодатной сенью и личной «крышей» – министра Богдана Данилишина. Последним (и возглавляемой им структурой) не было инициировано ни одного значимого уголовного дела или преследования расхитителей.

Министерство экономики оказалось способным инициировать привлечения к ответственности лишь малозначительные конторы, вроде Речковского сельсовета (Жовковский район Львовской области), Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Белая Церковь или Департамента ветеринарной медицины, которые, подозреваем, если и воровали – то по глупости и недомыслию, просто не в состоянии надлежащим образом отразить обычные операции в бухучете…

Министерство экономики с сентября 2008 года по март 2009 года оказалось способным провести аж 12 (!) проверок заказчиков торгов (покупателей), из них 2 плановые и 10 внеплановых… Было обнаружено нарушений на сумму в несколько миллионов гривен…

Эта позорная статистика фактически доказывает несостоятельность Министерства экономики в сфере контролирования госзакупок. Любая захудалая сельская налоговая, пожарная или санитарная инспекция в Тьмутаракани и то, подобное количество проверок близлежащих колхозов и ларьков осуществляет за неделю. Министерству экономики целыми 12 проверками за полгода в масштабах огромной страны ситуацию никак не исправить и не урегулировать… А уж найти нарушений на несколько миллионов гривен (при миллиардных оборотах в сфере госзакупок) – вообще верх цинизма…

Показателен объем жалоб, «проработанных» и рассмотренных Министерством экономики Украины за период апрель 2008 – март 2009 года. Итак, на рассмотрение поступило 1226 жалоб, из которых удовлетворено полностью 10 (!), частично 41 (!), не удовлетворено – 78 и по 19 жалобам отменено процедуру закупки и признано результаты закупок недействительными…

Не нужно быть гением в области арифметических вычислений, чтобы понять, что свыше 90% жалоб вообще не рассмотрены и попросту говоря «похерены».

Ни для кого не является секретом, что успехом в рассмотрении жалоб в Минэкономики является классический метод «заноса» или «подноса»: без подобных вливаний надеяться даже на то, что жалоба будет даже прочитана – практически никакой…

Многие также ошибочно считают, что Министерством экономики Украины создана технологическая схема рассмотрения и утверждения документов, предотвращающая коррупционные проявления в сфере госзакупок. «Изюминка» этой схемы состоит в том, что все согласования и решения о проведении госзакупок всеми участниками в масштабах Украины подписывает лично Министр, Богдан Данилишин. Высокий уровень «подписанта» якобы гарантирует высочайший уровень контроля за процедурами, всяческое пресечение нецелевых затрат и использований бюджетных средств.

Подобные тезисы являются бредовейшими до крайности.

Итак, по состоянию с апреля 2008 года на начало марта 2009 года Министерством экономики Украины издано свыше 2000 писем-согласований об применении процедуры закупок у одного участника. Путем несложных подсчетов определяем, что Министерство (а точнее, Богдан Данилишин) в день согласовывает около десяти процедур закупок у одного участника. Исходя из необходимого объема документов по одному лишь делу (производству) – минимально несколько десятков листов сложнейших обоснований, расчетов, пояснений – даже отдаленно вникнуть в подобный объем документов одному человеку невозможно. А если учесть, что у Министра экономики есть еще куча других дел по контролю за другими вверенными отраслями, необходимость участия в правительственных мероприятиях и заседаниях, проведение текущих совещаний и т.п. – очевидно, что единолично рассмотреть подобный объем документов физически невозможно.

Из этого следует одна простая вещь – Богдан Данилишин откровенно дискредитирует не только самого себя, но и Правительство в целом, создавая благодатную почву для всякого рода злоупотреблений. Ведь нести ответственность за все – значит не нести ее вообще.

К чести наших правоохранительных органов, последние все же периодически собственными силами (а зачастую вопреки Министерству экономики, всячески «мешающему» процедурам проверки злоупотреблений) раскрывают очередные злоупотребления, возбуждая уголовные дела.

Обратимся к фактам.

Еще в феврале 2009 года в органах МВД расследовалось уголовное дело о привлечения к уголовной ответственности должностных лиц Департамента ветеринарной медицины и Департамента государственных закупок самого же Министерства экономики Украины. Должностные лица указанных структур вступили между собой в преступный сговор, реализую умысел с пользой для себя потратить в нецелевой способ 4,2 миллиона государственных денег на покупке препаратов и оборудования, естественно, в обход законодательства и с целью ухода от конкурентных торгов. Сумма ущерба только по одному этому уголовному делу, расследуемому Генеральной прокуратурой и МВД, таким образом, уже превышает суммы нарушений, выявленных Минэкономики за все время контроля за тендерами… При чем, повторимся, объектом уголовного преследования в данном случае являются как раз чиновники именно Министерства экономики Украины, наши «общественные контролеры» за процедурами торгов… Поистине, нецелесообразно пускать козла в огород…

Второй пример: Генеральной прокуратурой с 26 марта 2009 года расследуется уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Государственного НИИ по лабораторной диагностике и ветеринарно-санитарной экспертизе. Не обошлось без Министерства экономики Украины и в этом случае. Последнее согласовало покупку тест-систем и химреактивов у одного участника за счет государственных денег на сумму 25 миллионов гривен.

Министерство экономики так успешно и поспешно «согласовывало» процедуру (согласование прошло за несколько дней, в конце года; срочность официально мотивировалась тем, что год заканчивается, остались «лишние» деньги, за которые надо купить чего-нибудь, но дорогого, и не особо нужного), что даже не «заметило» того, что сумма закупки завышена на 23,9 миллионов гривен…

Вдумайтесь: из 25 миллионов гривен стоимости покупаемого под контролем Минэкономики товара – практически 24 миллиона – воздух, который превращен в деньги! Реальная стоимость столь «нужного» и «необходимого» оборудования составляет лишь 1 миллион гривен!

Откровенность воровства и прямого участия в этом Министерства экономики Украины и лично министра просто поражает…

Неужели все Правительство (а такое мнение неизбежно возникает после анализа «шалостей» Министерства экономики Украины) составляют проходимцы, жулики, казнокрады, пойманные на горячем, активно симулирующие слепоту и непонимание того, почему «случайно» были созданы предпосылки для кражи государственных денег?

Алексей Святогор, специально для «УК»

Читайте также: