Оплот жулья, коррупции и кумовства. Почему аппарат Верховной Рады в рекламе не нуждается
Аппарат Верховной Рады ворочает сотнями миллионов гривен и при этом остается одной из самых закрытых госструктур Украины. Его финансовые отчеты не публикуются, а запросы журналистов — отфутболиваются. Даже самые отчаянные депутаты признаются, что портить отношения с этим бюрократическим монстром побаиваются.
Ничем не приметная 16-этажка на улице Срибнокильской в Киеве стала предметом конфликта, который вот-вот перерастет в грандиозный скандал. Квартиры в этом доме строились для народных депутатов, а достались… сотрудникам аппарата ВР. Обиженные парламентарии не скрывают возмущения. Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Александр Черноморов даже в суд обратился.
Два иска уже проиграл, но не сдается. На последнем заседании суда, состоявшемся 7 апреля, «аппаратчики» заявили, что подпись г-на Черноморова под исковым заявлением поддельная. К следующему заседанию он готовит образцы своей подписи, а тем временем выяснил, что парламентские клерки вселились не во все положенные депутатам квартиры. Нескольким народным избранникам квадратные метры все же выделили, но в закрытом режиме. Черноморов, несмотря на наличие корочки льготника (инвалид ii группы), в число счастливчиков не попал.
Руководители аппарата Рады попытались успокоить депутатов обещанием раздавать жилплощадь на открытых конкурсах. Однако запланированная на 20 апреля текущего года встреча не состоялась — из-за отсутствия кворума конкурсной комиссии. Депутат Сергей Сас объясняет срыв мероприятия тем, что распределять планировалось квартиры, ордера на которые… уже выданы сотрудникам аппарата парламента.
Более того, некоторые квартиры из дома на Срибнокильской были перепроданы еще октябре-ноябре 2008 г., когда квадратные метры в подобных домах уходили по $2000-2500 «ВД» выяснила: квартирный вопрос — один из многих фронтов скрытой войны парламента с собственной обслугой.
Из жизни осваивающих
«Среди наиболее проблемных вопросов — открытость парламента: освещение его деятельности, способы влияния общественности на принятие зако нодательных решений и контроль над деятельностью единого органа законодательной власти, — заявил в апреле с. г. Валентин Зайчук, руководитель аппарата Верховной Рады, во время одного из своих редких появлений на публике. Он тут же пояснил, что имеет в виду.
— Необходимо определять предел открытости». Этот «предел открытости» журналисты ощутили сполна, когда г-н Зайчук отказал им в интервью. На официальный запрос относительно сметы расходов таинственного подразделения парламента «ВД» получила письменную рекомендацию обратиться в… регламентный комитет Верховной Рады.
Но замглавы этого комитета — Сергей Сас — заявил «ВД», что смета расходов аппарата ВР — внутренний документ, к содержимому которого простым смертным доступ заказан. «Я сам не до конца понимаю, почему он не подлежит обнародованию, ведь это всего лишь небольшой перечень статей расходов», — удивляется он.
Таким образом, доступная общественности информация о его финансировании ограничена лишь одной цифрой, обозначенной в законе о госбюжете на 2009 г., — 740 млн грн. (с учетом резервного фонда). На что тратятся эти деньги — загадка, поскольку даже годовые отчеты об уже израсходованных средствах нигде не публикуются. Для сравнения: детальный отчет о затратах аппарата Госдумы Российской Федерации ежегодно публикуется на парламентском интернет-сайте.
Непубличность деятельности ведомства Валентина Зайчука сочетается с впечатляющей влиятельностью. Осенью минувшего года в рамках антикризисных мер парламент изучал вопрос лишения работников аппарата ВР ряда льгот. В частности, речь шла об отказе от развозки высокопоставленных сотрудников и сокращении службы охраны административных зданий парламента. Но после нескольких бесед г-на Зайчука со спикером Владимиром Литвином попытки сэкономить на парламентской канцелярии прекратились.
Уже при утверждении сметы ВР выяснилось, что экономия расходов парламента будет достигнута за счет… замораживания строительства квартир для депутатов, уменьшения почти в два раза их зарплат, а также сокращения бюджета на содержание помощников-консультантов народных избранников. То есть фактически парламентарии сэкономили на себе, а не на клерках Рады.
«Без аппарата депутаты беспомощны», — утверждает Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украин ский барометр», который в Администрации тогдашнего президента Леонида Кучмы отвечал за сотрудничество с парламентом и досконально знает закулисную кухню Рады. Он отмечает, что юридическое управление парламентской канцелярии является основной движущей силой законодательного процесса и может как содействовать принятию законов, так и заблокировать работу ВР.
«Страх остаться один на один с коррупционными схемами, которые скрыты в законопроектах, вынуждает депутатов идти на уступки аппарату и смотреть сквозь пальцы на его деятельность», — утверждает г-н Небо женко. «Аппарат профес сиональнее, чем народные избранники, что дает ему возможность работать на себя, — считает Борис Беспалый, депутат трех созывов. — Депутаты не обращают внимания на деятельность сотрудников аппарата в сфере хозяйственного и материально-технического обеспечения парламента. Это происходит потому, что депутаты живут по принципу «живи сам и давай жить другому».
Хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности парламента — зона ответственности Управления делами аппарата Верховной Рады. На его балансе находятся восемь административных зданий парламента, расположенных в Киеве, а также ряд объектов рекреации (подробнее — см. «Имуще ственный комплекс аппарата ВР», стр. 12). В этом году Управделами должно освоить около 80 млн грн. бюджетных средств.
По данным «ВД», около 15 млн грн. из этой суммы выделено на оздоровление депутатов и членов их семей в крымских санаториях Верховной Рады. Народный избранник имеет право на бесплатный отдых в одном из четырех санаториев, а членам его семьи предоставляется 50%-я скидка на путевку. Впрочем, по словам Бориса Беспалого, количество нардепов, проводивших отпуск в этих санаториях в последние годы, ничтожно мало.
«Ни в «Дюльбере», ни даже в «Нижней Ореанде» нет условий для отдыха, к которым привыкли депутаты. Путевка туда стоит 12 тыс. грн. на 24 дня, следовательно, на каждого члена семьи нужно выложить по 6 тыс. грн. По всей видимости, эти деньги лучше потратить на качественный отдых за границей», — уверен г-н Беспалый. Впрочем, даже при наличии средств и желания отдохнуть в этих санаториях достать путевки депутаты не смогут.
Как рассказал один из паламентариев, пожелавший остаться неназванным, в прошлом году несколько его коллег решили поехать в один из крымских санаториев Верховной Рады вместе с детьми. Однако в Управделами им заявили, что гарантированных депутатам путевок… нет! «Если подобный факт имел место, то это явное злоупотребление со стороны ответственных сотрудников аппарата Верховной Рады.
Правда, к нам в комитет подобные жалобы не поступали. Скорее всего, это чьи-то домыслы», — говорит Валерий Камчатный, зампредседателя комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады. По его словам, Управделами имеет право продавать путевки в крымские санатории парламента физическим и юридическим лицам. Средства от реализации путевок поступают в спецфонд аппарата ВР. Но назвать объем вырученных средств и пути их дальнейшего использования г-н Камчатный затруднился.
Не менее интересная ситуация сложилась с расходованием средств на строительство квартир для депутатов и сотрудников аппарата Верховной Рады. Официально за последние два года ни один из 140 парламентариев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, квартиру от Верховной Рады не получил. Большинство из них проживают в гостиничном комплексе Управделами «Киев», что обходится госбюджету в сумму около 1 тыс. грн. в сутки на человека, за год набегает примерно 365 тыс. грн.
По данным агентств недвижимости на апрель текущего года, за эту сумму можно было приобрести… одно- а то и двухкомнатную квартиру в спальных районах Киева. Однако парламентские чиновники не спешат экономить государственные деньги. Ведь нардепы обеспечивают постоянный доход гостиничному комплексу, находящемуся на балансе аппарата ВР, а занимаемые ими номера вряд ли удастся заполнить.
Другой возможностью покинуть неудобные «казенные» номера для народных избранников являются так называемые депутатские дома. Их возводит государственный строительный комбинат Управделами аппарата, и делает он это достаточно медленно. Последние 17 квартир сотрудники стройкомбината сдали еще в 2007 г., и с тех пор квартиры для депутатов не строятся. В бюджете-2009 финансирования на это не предусмотрено.
Как сообщил Сергей Сас, строительный комбинат имеет право продавать на свободном рынке часть квартир в домах, возведенных за счет государства, если от аппарата Верховной Рады не поступает заказ на них. По его словам, средства от продажи квартир поступают все в тот же спецфонд. О том, что же происходит с этими деньгами в дальнейшем, г-н Сас рассказать не смог.
Кстати, несмотря на то, что в этом году государственный стройкомбинат не будет строить квартиры для парламентариев и работников аппарата, его сотрудники получают зарплату за счет бюджета. Правда, средства ли это из квоты Верховной Рады или другого госоргана, в регламентном комитете парламента не знают.
Известно только, что в настоящее время основными строительными объектами, которыми занимается Госстройкомбинат, является жилой комплекс «Брест-Литовский» в селе Чайки Киевской области, заказчиком которого выступает ООО «Екоінвестбуд», а также общежитие для студентов Киевского национального торгово-экономического университета (КНТЭУ). Тендер на строительство общежития стоимостью 52,7 млн грн. Госстройкомбинат выиграл в начале апреля, победив давнего партнера КНТЭУ — Строительно-монтажное управление (СМУ) имени Набильского. Представители СМУ уже заявили, что обжалуют результаты тендера. Но их шансы на победу в конфликте с всесильным аппаратом невелики.
Хитрые лазейки
Схемы освоения бюджетных средств в Верховной Раде имеют давнюю историю. Долгое время о них было известно лишь ограниченному кругу сотрудников аппарата. «Когда погружаешься в изучение всего этого, то волосы встают дыбом. Поистине жадность человеческая не имеет границ», — говорит Ярослав Кендзьор, заместитель председателя комитета ВР по вопросам культуры и духовности. В 2000 г. он возглавлял первую и единственную в истории украинского парламентаризма следственную комиссию по проверке финансово-хозяйственной и организационной деятельности аппарата Верховной Рады в 1998-2000 гг.
«Тогда мы обнаружили финансовые нарушения на общую сумму около 59 млн грн. На тот момент это была колоссальная сумма», — вспоминает г-н Кендзьор. Как следует из отчета следственной комиссии, сквозь все схемы хищения бюджетных средств в аппарате Верховной Рады прослеживается единая стратегическая линия — лицо, имевшее право первой подписи всех финансовых документов, управляющий делами аппарата, задерживалось на своей должности максимум на год. Этого хватало, чтобы наработать частные бизнес-схемы.
В соответствии с отчетом следственной комиссии, сотрудники аппарата и приближенные к председателю ВР Александру Ткаченко депутаты ездили в заграничные командировки, которые оплачивались как из госбюджета, так и принимающей стороной. Особо на этом поприще отличился депутат от ПСПУ Александр Чародеев, который за народный счет путешествовал в Гималаи, а также посещал греческие и турецкие курорты.
Аппарат ВР в течение трех лет превышал расходы на представительские затраты более чем на 100 тыс. грн. в год. В ходе расследования выяснилась и загадка с «исчезновением» путевок в крымские санатории. Бесплатные путевки не пропадали, просто вместо депутатов отдыхать ездили сотрудники аппарата ВР. Всплыл и факт продажи аппаратом ВР автомобилей из парламентского автопарка по ценам в два-три раза ниже рыночных, при этом зачастую без экспертной оценки их стоимости.
Но самым крупным скандалом стала передача в аренду частным компаниям сроком на 49 лет ряда административных зданий, расположенных в центре Киева, по ставкам в 30-60 раз ниже рыночных. В частности, здание по улице Институтской, 12 площадью 960,1 кв. м было передано в 1995 г. в аренду АКБ «Укр инбанк» по ставке… 95 коп./ кв.м в месяц.
Характерно, что отчет следственной комиссии так и не был утвержден парламентом, а следовательно — никто из сотрудников аппарата не был наказан. В свою очередь Генпрокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по фактам злоупотреблений.
С тех прошло девять лет и ни один депутат не рискнул инициировать повторную проверку. Хотя наверняка любопытной могла бы стать информация о том, как были потрачены 669 млн грн., выделенные на деятельность Верховной Рады в 2007 г., учитывая, что в том году она работала только четыре месяца. Судя по всему, 2007 год был одним из самых «хлебных» для аппарата ВР.
Чего стоит хотя бы лоббируемый тогдашним спикером Александром Морозом и управделами аппарата Дмитрием Рудковским проект строительства парламентского городка, на реализацию первой очереди которого было выделено 100 млн грн. Планировалось, что городок из четырех-пяти-семиэтажных «депутатских» домов будет по строен в черте Киева. Кроме того, на его территории должны были располагаться торговый центр, бассейн, спортплощадка и ресторан. Впрочем, после ухода г-на Рудковского с должности управляющего делами разговоры о парламентском городке прекратились. А судьба 100 млн грн. общественности неизвестна до сих пор.
Неслучайные скандалы
Публичные скандалы вокруг схем освоения бюджетных средств в аппарате ВР возникают нередко, но ни один из них, как правило, ничем не заканчивается. Причина очевидна — депутаты вспоминают о непрозрачности финансовых потоков вокруг Рады только тогда, когда хотят оказать политическое давление на спикера. По словам Бориса Беспалого, создание временной следственной комиссии в 2000 г. и проверка деятельности аппарата ВР также не были бы возможными, если бы правое парламентское большинство не было заинтересовано в возврате Александра Ткаченко в кресло спикера.
Проверив деятельность «слуг народа», противники Ткаченко нашли на них компромат и таким образом обезопасили себя. В 2007 г., когда БЮТ и НСНУ мстили за выход из коалиции председателю Верховной Рады Александру Морозу, экс-министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что управделами аппарата ВР Дмитрий Рудковский причастен к незаконным отводам земельных участков, принадлежащих Минобороны в Севастополе, Киеве и Харькове.
Вслед за этим в ряде СМИ, симпатизирующих «оранжевым» политическим силам, появилась информация о том, что на автобазе Управделами завышается пробег автомобилей, в результате чего списываются и продаются тонны бензина, купленного за бюджетные средства. Кроме того, ряд интернет-изданий распространили информацию о схемах продаж квартир, которые передают на баланс Управделами сотрудники аппарата ВР, улучшившие жилищные условия. В результате скандала после этих публикаций г-н Рудковский был отправлен в отставку, серьез но пострадал также имидж Александра Мороза.
В конце апреля 2009 г., когда напряженность в отношениях между Партией регионов и спикером Владимиром Литвином достигла апогея, один из лидеров регионалов Александр Ефремов потребовал от Генпрокуратуры составить на управляющего делами аппарата ВР Владимира Маслакова протокол о коррупции.
По словам г-на Ефремова, Маслаков разослал всем помощникам депутатов письмо с требованием подать документы на получение зарплатных карточек Альфа-Банка. «У нас зависли деньги помощников депутатов в банке «Надра». Люди не могут их получить, а мы, вопреки закону, обязываем людей идти в этот банк. Вообще, такие действия всегда проходят по согласованию с регламентным комитетом. То, что провели тендер, не обсудив это действие по чьему-то решению, это нонсенс.
Что это за Альфа-Банк, который выиграл тендер? Знает ли кто-то из депутатов, что это за банк?» — возмущался на заседании парламента Александр Ефремов. Владимир Литвин ответил на это не менее агрессивным выпадом: «Если и в дальнейшем будут звучать обвинения по поводу выбора банка, то я скажу, какое было давление, чтобы «пробить» тот или иной банк».
В общении с депутатами «ВД» выяснила, что почти все они воспринимают закрытость деятельности аппарата ВР как неизбежное зло. Парламентарии все чаще возмущаются деятельностью структуры, которая создана для обеспечения их работы, но добиться изменения ситуации даже не пытаются. А это значит, что сотни миллионов гривен украинских налогоплательщиков и сегодня продолжают расходоваться без обнародования какого-либо отчета.
*****
Сергей Сас: «Контроль над внутренним распределением средств аппаратом ВР не относится к полномочиям народных депутатов»
Депутат Сергей Сас — первый заместитель председателя регламентного комитета ВР и обязан непосредственно контролировать работу аппарата ВР. Но, судя по его словам, в парламенте особо никто не рвется контролировать, а тем более — обнародовать результаты деятельности аппарата.
Народные депутаты имеют возможность контролировать расходование средств аппаратом Верховной Рады?
— Комитет по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады следит за тем, чтобы аппарат не выходил за пределы сметы ВР. Контроль над внутренним распределением средств аппаратом ВР не относится к полномочиям народных депутатов. Нардепы не входят в состав тендерных комитетов, создаваемых аппаратом ВР для выбора предприятий и организаций по обслуживанию парламента. В этой сфере аппарат ВР подконтролен ГлавКРУ и Счетной палате.
КРУ отказала «ВД» в предоставлении информации об итогах проверки аппарата ВР. Чем объяснить таинственность, которой окутана эта парламентская структура?
— 29 апреля 2009 года в Верховной Раде должен был проводиться семинар под эгидой британского Вестминстерского фонда под держки демократии, в ходе которого должны были обсуждаться и эти вопросы. Но, к сожалению, мероприятие не состоялось.
Аппарат ВР как политико-правовой институт находится на стадии становления. В нем сохранилось много рудиментов советской системы. Всплывают самые разные вопросы, начиная от распределения полномочий между подразделениями аппарата, когда на отдельные из них «вешается» все, что только возможно, и заканчивая оптимизацией штата.
Вы считаете, что штат аппарата Верховной Рады следует сокращать?
— Надо исходить из его функций. Так, сегодня в комитете по вопросам здравоохранения работают восемь депутатов, а завтра, к примеру, их будет шестнадцать. Следовательно, для обслуживания этого комитета понадобится больше сотрудников аппарата ВР. Для этой структуры характерна «текучесть» кадров. Пришел человек из любого вуза, поработал два-три года, приобрел опыт, оброс связями — и после этого уходит. Зарплаты в аппарате маленькие, очередь на получение жилья большая, квартир почти никому не дают, и молодому специалисту сидеть там нет смысла.
Поэтому основную часть сотрудников аппарата составляют «старые» кадры, воспитанные в советской системе. Много людей, вышедших на пенсию, продолжают работать по контракту. Если бы человек знал, что он, работая в аппарате в течение десяти лет, гарантированно получит квартиру, то у него была бы мотивация для работы.
Виктор Небоженко: «Аппарат Верховной Рады — это украинская «Аль-Каида»
Руководитель всеукраинской социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко несколько лет проработал в Администрации президента Леонида Кучмы и непосредственно сталкивался с работой аппарата ВР. На его взгляд, реформа этой структуры сегодня необходима, но труднореализуема.
Почему чиновникам аппарата Верховной Рады на протяжении многих лет удается сохранять свое привилегированное положение?
— Председатели парламента часто меняются, а большинство сотрудников аппарата ВР работают в этой системе десятки лет. Они создали мощную юридическую защиту от любых посягательств на их льготы.
Как можно ликвидировать непрозрачные бизнес-схемы, процветающие в аппарате Верхов ной Рады?
— В условиях нынешней политической системы изменить ничего не удастся. Аппарат Верховной Рады тесно связан с другими органами государственной власти, в итоге возникает круговая порука. Распустят Верховную Раду, разбомбят здание, в котором она располагается, а аппарат будет прекрасно функционировать и получать положенные средства. На Западе аппарат парламента не может не сотрудничать и не взаимодействовать с журналистами, политическими и общественными организациями. Он открыт и прозрачен.
То есть сейчас аппарат представляет собой некую «вещь в себе»?
— «Вещь в себе» с собственным самоуправлением. Они (сотрудники аппарата Верховной Рады — прим. «ВД») невидимы для общества. Когда при строительстве дорог, больниц разворовываются бюджетные средства, применяется понятие «нецелевое использование» — и за это отправляют в тюрьму. К аппарату Верховной Рады это понятие неприменимо. Судьба средств, которые они получают, неизвестна. В аппарате Верховной Рады все используется по целевому назначению, потому что это невозможно проверить. Это — украинская «Аль-Каида».
Иван Красиков, Власть денег
Tweet