Климакс украинской власти

Автор был непосредственным (хотя и не слишком активным) участником воистину уникальнейших событий 1989-91 г.г., завершившихся самодемонтажем великого Союза ССР и возникновением независимой Украины. Именно поэтому очередная годовщина Независимости вынуждает еще раз подвести итог содеянному. 

 Справка. Климакс – в физиологии – период угасания половых функций с возрастом. 

От автора к справке. Известно, что после окончания климакса: "Баба ягодка опять". Только родить детишек уже не может… А наша власть… 
Упреждая возможные обвинения в попытке защитить плановый социализм, хочу заявить: самодемонтаж СССР в 1991-м является вполне логичным завершением происшедшего в октябре 1917 г. Ведь история доказала бредовость идеи силового перехода к господству общественной собственности на средства производства. СССР, возникший как попытка ее реализации, не выдержал конкурентной борьбы со странами, где примат частной собственности на средства производства на протяжении сотен лет определял всЁ!. Такая же судьба постигла и другие страны социалистического лагеря. 

Увы! Этот переход был совершен не какими-либо пришлыми варварами, а нашими, плоть от плоти, дедами (дедами – для моего поколения). 

Конечно, США и другие конкуренты СССР, "помогли" нашей великой стране уйти в прошлое. Но, определила происшедшее грубейшая политэкономическая ошибка –привнесенная извне вера в более высокую эффективность общественной собственности на средства производства как способ соединения трудящихся со средствами производства. Ведь именно эта форма собственности вступила в глубокое противоречие с сущностью человека, и он же вернул все на круги своя в конце 1980-х и начале 1990-х. И даже Куба, видимо, возвращается к примату частной собственности на средства производства. 

Пожалуй, главный плюс событий 18-летней давности: мы с ужасом узнали, как (!) плохо мы живем. И, осознав сей факт, сделали достаточно для наших внуков и детей, дабы они жили несравненно лучше. Их лучшая жизнь состоится! Но какую цену уже пришлось заплатить и, главное, какие платежи за независимость (в широком смысле слова) еще предстоят… и в каком государстве наши потомки будут благоденствовать… и будет ли оно вообще… Может быть, моему поколению пора начинать каяться?… 

Пытаясь определить цену нашей независимости, перейдем к главному минусу-1991. 

Вымирание 

Мои сверстники хорошо помнят, каким плохим нам казалось здравоохранение СССР. Его не стало. Взамен получили нечто худшее. Причем и тут мы уникальны – у нас хуже, чем у большинства наших сотоварищей по социалистическому несчастью. 

Печальная статистика смертей украинцев – открытый документ. Ежемесячно мы имеем возможность погоревать над цифрами, которые публикует Госкомстат. Увидев эту печаль, наши сладкоголосые политики, дерзну предположить, должны были бы дать нации реальные средства для остановки развернувшегося с 1991 г. самогеноцида. Речь идет о создании и запуске реальных механизмов перехода к нашему восстановлению – хотя бы как "человеческого ресурса" (терминология нОнешних кадровиков). 

Ведь нет нации – нет политиков. Забота о нашем приумножении (в количестве и качестве) – родовая обязанность политиков. Пока что им не до нас. Хочется верить, что "пока что". Или они уже не собираются быть избранниками исчезающей нации? Или вожди наши уже вошли в своеобразный политический климакс? Обратимся к цифрам (Таблица 1). 

Таблица 1.

 
Всього померлих
 
%% до 1991 р.
 
В т.ч., від хвороб системи кровообігу
 
%% до 1991 р.
 
Приріст померлих, всього
В т.ч., приріст померлих від хвороб системи кровообігу
1990
630
333
1991 – база
670
100%
349
100%
0
0
1992
697
104%
360
103%
27
11
1993
742
111%
408
117%
72
59
1994
765
114%
432
124%
95
83
1995
793
118%
450
129%
123
101
1996
777
116%
447
128%
107
98
1997
754
113%
446
128%
84
97
1998
720
108%
434
124%
50
85
1999
739
110%
449
129%
69
100
2000
758
113%
464
133%
88
115
2001
746
111%
457
131%
76
108
2002
755
113%
465
133%
85
116
2003
765
114%
479
137%
96
129
2004
761
114%
474
136%
91
124
2005*
782
117%
489
140%
112
140
2006
758
113%
481
138%
88
132
2007
763
114%
481
138%
93
131
2008
755
113%
480
137%
85
131
Результат за 1992-2008 рр.
12 829
7 696
1 441
1 758
 
Количество умерших за 1990-2008 гг. График 1.
 
 
Статистика не просто грустна. Она ужасающа. Прежде всего, шокирует быстрый рост умерших: 

1. В базовом 1991 г. (году провозглашения Независимости) мы проводили в Мир иной 670 тыс. украинцев, хотя в 1990 г. Эта цифра была намного меньше, на 40 тыс., и составляла 630 тыс. В 1990 г. лишь отдельные смельчаки (вроде автора этой заметки) вслух предрекали Независимость Украины, состоявшуюся в году следующем; 

2. К 1995 г. количество умерших стремительно выросло до 793 тыс. – темп составил 118%; 

3. Далее наблюдалось заметное снижение количества умерших украинцев. Однако вернуться на уровень, который нам обеспечивало плохое советское здравоохранение, не удалось. В последнем предкризисном году мы простились с 755 тыс. наших родственников, друзей, близких, … украинцев. А это на 85 тыс. больше, чем в последнем году существования УССР. 

С 1992 по 2008 гг., за счет прироста количества умерших по сравнению с 1991 г., от нас ушли 1 441 тыс. наших сограждан. Вымерла целая область! 

Справочно: у нашей соседки Польши картина абсолютна иная: в 1990 г. умерло 390 тыс. человек, а в 2006 это количество уменьшилось до 370 тыс. 

Статистика показывает, что рост количества умерших, который не замечают наши политики, стал возможным за счет увеличения смертей от болезней системы кровообращения: инфаркты, инсульты… 

Прирост количества умерших. График 2.

 
 
Уже в 1992-96 гг. прирост численности умерших от болезней системы кровообращения (красный цвет) составил львиную долю общего прироста (черный цвет). А начиная с 1997 г. прирост инфарктов и инсультов не просто унес больше, чем все остальные болезни. Прирост смертей от инфарктов и инсультов с лихвой компенсировал снижение смертей по другим причинам. То есть: сохранение на советском уровне количества умерших от инфарктов и инсультов остановило бы рост общего количества смертей. Таким образом, по состоянию на 01 января 2009 г. нас было бы на 1 758 тыс. или почти на 4% больше

Ошарашенный этими цифрами, проконсультировался с хорошими врачами-практиками, имеющими опыт аварийного спасения близкого человека от неотвратимого инфаркта – полтора года назад за 2 ампулы пришлось моментально заплатить 11,2 тыс. грн. И спас. На вопрос: "Почему?" получил от врачей замораживающий сердце своею тривиальностью ответ: "Значительная часть пациентов, неотвратимо идущих к инфарктам и инсультам, весьма бедна. Они могут покупать лишь самые дешевые лекарства типа валокордина и спазмалгона. У них нет денег для более эффективного лечения. Они умирают и, с позволения сказать, портят статистику руководству страны". 

Понимаю, что не делаю открытия. Понимаю, что среди читателей, безусловно, найдутся специалисты, значительно глубже, системней знающие проблему вымирания украинцев от нищеты. Но не могу понять: почему наши вожди замалчивают эту проблему? Понимают ее неразрешимость? Смирились с нашим вымиранием – с самогеноцидом? Выполняют чей-то заказ? Или наши политики – за пределами обычных моральных стандартов? Если автор не прав, то почему же тогда в политических программах ведущих политических сил нет обещаний (хотя бы!) радикально уменьшить количество смертей от заболеваний системы кровообращения??? Или слишком много денег нужно для решения этой проблемы? 

Конечно же, тяжело найти деньги, даже на самое необходимое, в стране, не имеющей ужу 18 лет экономической политики, рассчитанной на мощный стратегический успех и вошедшей в Независимость с устаревшими основными активами (технологиями), неподготовленными к руководству страной политиками и смутным представлениям о работе на рынках. Но тогда почему же, спустя 18 лет, не уделяется необходимого системного внимания развитию реальных конкурентных преимуществ Украины? А ведь развитие конкурентных преимуществ для облегчения зарабатывания денег – ординарная истина, известная самому рядовому бизнесмену. 

Почему не уделяется минимального внимания восстановлению важнейшего конкурентного преимущества Украины – судостроения в частности, и морской индустрии в целом? Ведь внимание власти нужно не для получения бюджетного финансирования, даже в небольших размерах.

 
Внимание власти к морской индустрии должно реализовываться по формуле Адама Смита: "Денег нет! Даю свободу! Работай!". Нужно конкурентоспособное регулирование: налоги, таможенные пошлины и т.д. Однако, до сего времени не выполнено прекрасное поручение Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко по результатам совещания 04 июля прошлого (!) года в г. Николаеве. И не просто не выполнено – могильщики судостроения из Минфина и Минэкономики Украины умудрились снять его с контроля. 

Премьер-министр Индии Раджив Ганди, незадолго до своей гибели 21 мая 1991 г. (опять 1991 г.), инициировал создание специальных регуляторных условий для программистского бизнеса. Тогда этот вид экономической деятельности в Индии был в зачаточном состоянии. Но у индусов было важное конкурентное преимущество – приличное знание английского языка. И "процесс пошел". Перепрыгивая к годам нынешним, приведем данные Ассоциации, объединяющей индийских программистов, – NASSCOM. В начале 2007 г. она напомнила, что за прошедшие 10 лет индийский ранок аутсорсинга вырос почти 10-кратно: с 4,8 млрд. долларов в 1997 году до 47 млрд. дол.

 
Также за последние 5 лет все ведущие ИТ-компании мира открыли в Индии свои сборочные цеха или центры инноваций. И сегодня в Индии трудится чуть ли не 300 тыс. программистов. В 2010 же году индийские программистские фирмы собирались экспортировать математики чуть ли не на 60 млрд. дол. И кризис им не помеха – такая особенность этого вида бизнеса. Важное качество: в этих 60 млрд. дол. зарплата с отчислениями на нее занимает процентов 90 (материальные затраты ничтожны). Т.е., заработать такую же сумму на экспорте, предположим, катанки можно лишь на объемах в 4-5 раз превышающих указанные 60 млрд. 

У нас работает порядка 50 тыс. программистов. Разработка матобеспечения для компьютеров – важное конкурентное преимущество Украины. Но обращения к власти наших программистов остаются без ответа – уже лет 5. 

А пока что мы остаемся с практически неизменной, и весьма рисковой, структурой экспорта (Таблица 2). 

Таблица 2.

 
 
Питома вага п’яти найважливіших груп товарів в експорті.
 
2008 – %%
 
2001 %%
 
Ризики
 
1.
 
XV. Недорогоцінні метали та вироби з них (в основному чорнi метали).
 
41,2
 
41,32
 
Застарілі заводи у ближчий перспективі можуть не витримати конкуренції з Китаєм та Росією – втратимо обсяги експорту – загостряться соціальні проблеми (злидні, смерті).
 
2.
 
V. Мінеральні продукти (в основному нафта та продукти її перегонки)
 
10,5
 
10,76
 
Залежність від цін, котрі встановлює ОПЕК. Одна за причин згубних фінансових утруднень в СРСР – різке зниження світових цін в кінці 1980-х рр. (під тиском США).
 
Таке ж саме може зустріти й Україна.
 
3.
 
XVI. Механічне обладнання; машини та механізми, електрообладнання та їх частини; пристрої для записування або відтворення зображення і звуку
 
9,5
 
10,54
 
– та приладобудівних заводів застаріли ще за часів СРСР. Радикальне їх оновлення не ведеться. Втратимо обсяги експорту – загостряться соціальні проблеми (злидні, смерті).
 
4.
 
II. Продукти рослинного походження (в основному зерно)
 
8,3
 
4,26
 
Світові ціни на зерно нам не підвладні. Їх різке зниження поставить Україну на коліна (враховуючи п. 1.)
 
5.
 
VI. Продукція хімічної та пов’язаних з нею галузей промисловості
 
7,5
 
9,09
 
Залежність від Росії. Залежність від світових цін, котрі керуються не нами.
 
 
Разом
 
77
 
75,97
 

Таким образом, ¾ нашего экспорта стратегически являются весьма рисковыми. И, следовательно, угроза потери и так не слишком высоких заработков остается весьма реальной. И, следовательно, угроза сохранения нищенского состояния значительной части нашей нации в обозримом будущем является также весьма реальной. Почему об этом хотя бы гаранты (нынешний и прошлые) не говорят, да во весь голос? 

Поневоле вспомнишь слова моего великого земляка Владимира Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Он так сказал: "Политик – умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать." 

"Наклонять дела в свою пользу…". Похоже, это про нашу власть… Ну а как же тогда с выживанием нации? 

Виктор Лисицкий, 
Правительственный секретарь Кабинета Министров Украины (1999-2001 гг.), 
Народный депутат СССР. Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины"

You may also like...