«Входной билет» в Раду за 3 тысячи долларов. Помощники депутатов: армия бойцов невидимого фронта
В парламенте трудится целая армия помощников народных депутатов – до двух тысяч человек. Они и «патроны подносят», и кофе варят, и вытаскивают депутатов из передряг. Как выглядит их работа без прикрас – из первых уст.
ТЯЖЕЛА И НЕКАЗИСТА…
В 2010 году расходы на содержание парламента выросли на 117 миллионов гривен. Депутаты больше заложили средств на вояжи за границу, обновление парламентского автопарка, строительство квартир. А вот помощникам нардепов в этом году перепали крохи с депутатского стола. Если в прошлом году на оплату труда четырех «бойцов невидимого фронта» выделялось 17,5 тысячи гривен в месяц, то теперь – 18 тысяч гривен.
– Многим кажется, что работать в парламенте легко и красиво. Дорогая одежда, высокое общество… Но это не так, – поделилась с «Комсомолкой» помощница одного из народных депутатов Наталья. – Во-первых, депутаты – никакая не элита. Грубят, хамят, а в плохом настроении и послать куда подальше могут. Во-вторых, работы много, а зарплата по киевским меркам невысокая. У меня, например, 4000 гривен.
Таких помощников в Верховной Раде работает до двух тысяч человек. Это те, кто числится в штате парламента, – в простонародье «помнардепы». Всего по Закону «О статусе народного депутата» парламентарий имеет право на 31 консультанта-помощника. 27 из них работают на общественных началах, то есть без зарплаты. И лишь четверо получают ежемесячную получку. Они-то и являются «рабочими лошадками».
– Главная наша задача – организовать эффективную работу депутата, – охарактеризовала одним предложением свою задачу Наталья. – А главный принцип – не навредить патрону: исправно выполнять поручения и не задавать лишних вопросов.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦЕНЯТ ОСОБИСТОВ
У каждого штатного помощника есть четкие обязанности: один – пресс-секретарь; другой – доверенное лицо, ведает приемом граждан и ездит по избирательному округу; третий – грамотный юрист, который помогает, а порой сам пишет законопроекты и следит за их прохождением в аппарате Верховной Рады и в комитетах. Четвертый – самый главный помощник. В кулуарах Верховной Рады их называют особистами, то есть «приближенными» к телу. Этой категории доверяют выполнение наиболее деликатных поручений начальства: организацию рабочего графика, в том числе и секретных встреч, например, с человеком из другого политического лагеря.
Особист всегда на особом счету у депутата, поскольку верность такого помощника проверена многими годами верной службы. Как пояснил нам Сергей Колесник, суть работы помощника-особиста – всегда знать, что нужно делать и как. Сергей Колесник работает с депутатом из Партии регионов Владимиром Макеенко уже лет 10. Своей работой Колесник доволен, хотя в ней часто бывают и нештатные ситуации:
– Помните у Пушкина: «Видал я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут»?
«ВХОДНОЙ БИЛЕТ» В РАДУ ЗА 3 ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ
Чтобы стать помощником народного депутата, нужно иметь украинское гражданство, получить среднее специальное или высшее образование и владеть украинским языком. А самое главное, иметь знакомого депутата, которому нужен помощник.
– В нашей фракции «классическая» работа помощников – законотворчество – дополняется партийными вопросами, – рассказал «Комсомолке» депутат Компартии Петр Цыбенко.
Своими помощниками Цыбенко гордится. А все потому, что к подбору кадров в КПУ относятся скрупулезно – случайного человека на работу не возьмут.
– Что касается длительности работы, «рекордсмена» среди моих помощников назвать сложно. Выбираю их не по личным качествам, а по региональному принципу – за каждым из депутатов закреплена своя область Украины, и когда депутаты меняются, помощники достаются им «по наследству».
Жесткий отбор помощников есть не только в КПУ, но и в каждой фракции. Ведь они – глаза, уши и руки народных избранников. Зато корочки помощников на общественных началах раздают кому ни попадя: знакомым, друзьям. Кое-кто посмекалистей, говорят, даже приторговывают удостоверениями. На черном рынке корочка котируется до трех тысяч долларов. Ведь это не только входной билет в здание парламента, но и прекрасный способ обезопасить себя от притязаний милиционеров и даже от штрафов на дорогах.
– Реально никаких преференций помощники на общественных началах не имеют. Раньше у них было право на бесплатную парковку, но теперь это отменили, – продолжает Наталья. – Просто никто об этом не знает. И наглый помощник-альтруист смело шагает, например, в жэк, размахивает ксивой и угрожает всем устроить проверку, если ему не отремонтируют кран бесплатно и сиюминутно. И что вы думаете? Ремонтируют.
НАЧАЛЬНИКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Проще всего работать помощником «депутата-кнопкодава». Законопроекты он не пишет, а голосует – как сказала фракция, на заседаниях комитета не появляется. А вот самая сложная служба при депутатах-лоббистах: таким народным избранникам нужны не просто юристы, но люди, которые умеют договариваться.
– Мне повезло: карьеру начала делать в Киеве в середине девяностых, сразу же попала помощницей-юристом к одному известному и сейчас депутату, входящему в Партию регионов, – рассказывает Ольга Кононец, нынче работающая в центральном аппарате непарламентской политсилы. Ольга по секрету признается: ей, молодой выпускнице юрфака, пришлось столкнуться с немыслимой поначалу работой – написанием законопроектов под именем шефа. Правда, работа окупилась.
– Он мне и квартиру сделал, и дал хороший старт, – рассказала Ольга. Правда, по ее словам, сейчас пробиться не так просто, как раньше, – слишком велика конкуренция.
Впрочем, не все начальники так хороши. Самое неприятное в жизни помощника, как рассказала нам другая аша собеседница, Наталья, это то, что депутат самостоятельно определяет размер твоей зарплаты.
– Если депутат нормальный, то он нам за свои деньги повышает зарплату – хотя бы до тысячи долларов. А если скряга, то сидим на государственных бобах, – поделилась бедами Наталья. – Из-за этого мы с коллегами живем, как скорпионы в банке, пока шеф решает, сколько и кому из нас четверых заплатить.
Тем не менее каждый помощник народного депутата терпит тяжелые будни неспроста. Тут и возможность общения с сильными мира сего, и незапланированные материальные поощрения. А еще перспектива – практически каждый помощник глубоко в душе мечтает в будущем и сам стать народным депутатом. Ведь большинство нынешних народных избранников тоже когда-то начинали с помнардепов.
КСТАТИ
Льготы помощников депутатов
Самое главное, им присваивается 7-й ранг госслужащего четвертой категории. Если это сравнить с иерархией Кабинета министров, то получится, что помощник народного депутата находится на одном уровне с главным специалистом правительства.
* Присваивается 7-й ранг госслужащего четвертой категории.
* При увольнении из штата Верховной Рады выплачиваются три оклада.
* Повышенная пенсия.
* Материальная помощь перед отпуском на оздоровление.
* Ежегодный отпуск в 30 календарных дней.
БЫЛО ДЕЛО
Не получив обещанного колечка, положила на стол заявление…
В кулуарах парламента пересказывают историю: год назад, на 8 Марта, в Верховной Раде открылась выставка ювелирных изделий. Один из депутатов пообещал своей помощнице, что подарит ей… золотое колечко с бриллиантом… Но, увы. Дело закончилось тем, что депутат отключил мобильный и укатил в командировку. Огорченная помощница осталась без подарка. Недолго думая она приехала в офис патрона и написала заявление на увольнение.
Тарас Козуб, Анна Мамонова, Оксана Богданова. КП-Украина
Tweet