Скандалы – наша профессия
Почему Facebook и Google не боятся разъяренных пользователей, чьи личные данные утекают в интернет. У создателей сетевого проекта Diaspora – новый стимул для вдохновения, а у их сторонников – очередной повод для «массового самоубийства» в Facebook.
Недавно выяснилось, что имена и контакт-листы десятков миллионов пользователей Facebook, причем даже с наиболее секретными настройками приватности, стали доступны как минимум 25 рекламным интернет-компаниям.
Передавали данные о пользователях десять самых популярных приложений социальной сети (среди них и игра FarmVille). Сегодня в дело вмешались конгрессмены, запросившие у главы Facebook Марка Цукерберга более подробную информацию о случившемся.
Впрочем, все виновники в содеянном уже покаялись. Представители Facebook рассказали, что работают над ограничением и устранением утечки данных. Часть«неправильных» приложений перестала работать. А разработчики игровых приложений заявили, что готовы сотрудничать с Facebook для разрешения ситуации.
Что будет дальше? Для менеджмента Facebook privacy-скандалы – обыденная рабочая среда (см.таблицу). Во-первых, в Facebook уже давно не пытаются замять подобные истории, а про времена, когда Марк Цукерберг спорил с пользователями и ставил под сомнение само существование приватности, стараются не вспоминать.
Лучшая тактика: признание ошибок и обещания работы над ними. Так было уже и в мае этого года, и два года назад после известного канадского инцидента. И чаще всего обещания выполнялись. Пользователи получали новые гарантии приватности, а сам Цукерберг гордо писал в своем блоге о новом уровне защиты персональных данных в соцсети.
Во-вторых, Facebook помучают судами. Журналистское расследование в The Wall Street Journal – отличный повод для очередных исков. Впрочем, газета лишь сделает их более массовыми, ведь профессиональные «врачи Facebook» – программисты, целенаправленно выискивающие пробелы в защите персональной информации, – докопались до проблемы еще раньше и подали первый иск за несколько дней до публикации. В судах мы тоже не увидим ничего нового: вялые процессы, которые закончатся либо отзывом исков, либо взаимными договоренностями. Как у Google: что такое $8 млн, если на Buzz потрачено в разы больше?
В-третьих, продолжится дискуссия о публичности и приватности в социальных сетях, кто-то отречется от своих аккаунтов, а блог Gizmodo составит ремейк списка «10 причин покинуть Facebook». В общем, рутина. И так где-то полгода. До следующего «разоблачения» в TechCrunch или New York Times.
Facebook, другие соцсети и сетевые сервисы спасает железное спокойствие среднего интернет-пользователя. 400 млн пользователей сети из нынешних 500 млн присоединились к ней за последние два года – в самый разгар предыдущих privacy-скандалов. И тот же Google Buzz провалился не потому, что у него проблемы с приватностью, а просто потому, что это не очень удачная социальная сеть. А коммерческие перспективы Hulu и MySpace если и вызывают дискуссии, то явно не потому, что кто-то считает их обращение с персональными данными слишком вольным.
На одном из судебных процессов вокруг Facebook калифорнийский судья после долгого препирательства сторон нервно спросила: «Почему бы вам не договариваться на стадии выхода в интернет? Вы, кажется, знаете друг друга лучше, чем себя. Может, нужен какой-то общественный договор?» Договор уже существует: нам зачем-то нужны социальные сети, а им – наши данные. Facebook будет и дальше исправлять ошибки, а потом порождать новые, мы же – равнодушно за этим наблюдать. И скандальный юридический шум вокруг Facebook ничем не отличается от тех же виртуальных игр, что так подставили компанию.
Повод | Результат |
Сентябрь 2006 Британская независимая организация Information Commissioner’s Office (ICO) инициировала расследование в отношении интернет-аукциона eBay. По данным ICO, британское подразделение eBay передавало третьим лицам информацию о пользователях и запрещало им удалять личные данные с сайта. |
Июнь 2007 За месяц до суда eBay в официальном заявлении признает «некоторые недочеты в системе защиты персональной информации» и вводит упрощенную опцию удаления аккаунта. Дело закрыто по взаимной договоренности сторон |
Июнь 2008 Канадская организации Canadian Internet Policy and Public Interest Clinic (CIPPC) обвинила социальную сеть Facebook в нарушении канадских законов о защите личных данных. Основная претензия организации заключалась в том, что после удаления пользовательского аккаунта данные его владельца часто остаются в базе Facebook |
Август 2008 В результате досудебных переговоров Facebook объявил о глобальных изменениях в системе хранения личных данных. В результате пользователи Facebook получили возможность полностью удалять свою личную информацию со всех серверов компании вместе с удалением личного аккаунта. |
Июль 2008 Против Facebook подается коллективный иск, где администрация сервиса обвиняется в нарушении правил приватности в связи запуском рекламной технологии Facebook Beacon, которая отображала друзьям пользователей историю их посещений сторонних сайтов |
Август 2008 – сентябрь 2009 После массовой волны пользовательских протестов и многочисленных судебных исков создатель Facebook Марк Цукерберг принес пользователям извинения за «не очень приятную ситуацию». Появилась опция отключения Facebook Beacon. А в сентябрь 2009 года социальная сеть согласилась окончательно закрыть Beacon в обмен на отзыв очередного коллективного иска |
Сентябрь 2009 Конкурс независимых разработчиков Netflix Prize, организованный сервисом видеопроката Netflix, стал причиной нескольких судебных исков. Компанию обвинили в раскрытии персональной информации о пользователях, так как в рамках конкурсах разработчики получили данные ее рекомендательной системы |
Март 2010 Иск пользователей удовлетворен не был. Но компания решила закрыть конкурс среди разработчиков рекомендательных алгоритмов Netflix Prize из-за потенциальных нарушений приватности пользователей сервиса. |
Ноябрь 2009 – май 2010 Массовые коллективные иски против Facebook. Соцсеть обвиняют в нарушении сразу нескольких калифорнийских законов, связанных с конфиденциальностью информации в Интернете. В частности предполагалось, что Facebook транслировал личную информацию пользователей через рекламные баннеры |
Май 2010 Facebook признала наличие проблемы с баннерами, назвала ее недоработкой и пообещала ее решить. Компания объявила о значительном упрощении настроек приватности. Кроме того, администрация сети сократила объем информации о пользователях, доступной всем желающим и добавила возможность полного отключения обмена данными с приложениями. Большинство исков было отозвано. |
Февраль 2009 В федеральный суд Сан-Хосе подан коллективный иск против Google. В нем утверждалось, что новый сервис компании Google Buzz нарушил ряд американских законов, регулирующих электронные коммуникации. Повод: опция «автослежения» («auto-follow»), созданная в расчёте на быстрое распространение сервиса и создание связей между пользователями. Последние быстро обнаружили, что таким образом их личные данные могут быть раскрыты людям, которых они хотели бы избегать. |
Август 2010 Google заключила внесудебное соглашение по разбирательству, связанному с сервисом Buzz. Google согласился выплатить 8,5 миллиона долларов в обмен на завершение разбирательства. Опция «авто-слежения» «скорректирована». |
Июнь 2010 Против целого ряда интернет-сервисов, включая MySpace, Hulu и MTV Networks, был подан иск в окружной суд Центрального округа Калифорнии – эти компании обвиняются в использовании локального хранилища Flash Media Player для восстановления удалённых пользователями cookie-файлов. Истцы (десяток граждан США) полагают, что эти действия нарушают сразу несколько американских и калифорнийских законов |
Июнь 2010 – по н.в. Большинство компаний не признает правомерность претензий. Представители MySpace заявили, что готовы отстаивать свои позиции в суде. Процесс продолжается. |
Сентябрь 2010 В окружной суд центрального округа Калифорнии подано шесть исков против компаний, рекламирующихся или продвигающих рекламные сервисы в интернете (среди ответчиков: CNN, Travel Channel, Fox Entertainment Group). Их обвиняют в установке «слишком незаметных» средств, позволяющих отслеживать онлайн-действия пользователей без их ведома |
Сентябрь 2010 – по н.в. Судебный процесс продолжается |
Автор: Петр Биргер, Slon.ru
Tweet