Скандалы – наша профессия

Почему Facebook и Google не боятся разъяренных пользователей, чьи личные данные утекают в интернет. У создателей сетевого проекта Diaspora – новый стимул для вдохновения, а у их сторонников – очередной повод для «массового самоубийства» в Facebook.

Недавно выяснилось, что имена и контакт-листы десятков миллионов пользователей Facebook, причем даже с наиболее секретными настройками приватности, стали доступны как минимум 25 рекламным интернет-компаниям.

Передавали данные о пользователях десять самых популярных приложений социальной сети (среди них и игра FarmVille). Сегодня в дело вмешались конгрессмены, запросившие у главы Facebook Марка Цукерберга более подробную информацию о случившемся.

Впрочем, все виновники в содеянном уже покаялись. Представители Facebook рассказали, что работают над ограничением и устранением утечки данных. Часть«неправильных» приложений перестала работать. А разработчики игровых приложений заявили, что готовы сотрудничать с Facebook для разрешения ситуации.

Что будет дальше? Для менеджмента Facebook privacy-скандалы – обыденная рабочая среда (см.таблицу). Во-первых, в Facebook уже давно не пытаются замять подобные истории, а про времена, когда Марк Цукерберг спорил с пользователями и ставил под сомнение само существование приватности, стараются не вспоминать.

Лучшая тактика: признание ошибок и обещания работы над ними. Так было уже и в мае этого года, и два года назад после известного канадского инцидента. И чаще всего обещания выполнялись. Пользователи получали новые гарантии приватности, а сам Цукерберг гордо писал в своем блоге о новом уровне защиты персональных данных в соцсети.

Во-вторых, Facebook помучают судами. Журналистское расследование в The Wall Street Journal – отличный повод для очередных исков. Впрочем, газета лишь сделает их более массовыми, ведь профессиональные «врачи Facebook» – программисты, целенаправленно выискивающие пробелы в защите персональной информации, – докопались до проблемы еще раньше и подали первый иск за несколько дней до публикации. В судах мы тоже не увидим ничего нового: вялые процессы, которые закончатся либо отзывом исков, либо взаимными договоренностями. Как у Google: что такое $8 млн, если на Buzz потрачено в разы больше?

В-третьих, продолжится дискуссия о публичности и приватности в социальных сетях, кто-то отречется от своих аккаунтов, а блог Gizmodo составит ремейк списка «10 причин покинуть Facebook». В общем, рутина. И так где-то полгода. До следующего «разоблачения» в TechCrunch или New York Times.

Facebook, другие соцсети и сетевые сервисы спасает железное спокойствие среднего интернет-пользователя. 400 млн пользователей сети из нынешних 500 млн присоединились к ней за последние два года – в самый разгар предыдущих privacy-скандалов. И тот же Google Buzz провалился не потому, что у него проблемы с приватностью, а просто потому, что это не очень удачная социальная сеть. А коммерческие перспективы Hulu и MySpace если и вызывают дискуссии, то явно не потому, что кто-то считает их обращение с персональными данными слишком вольным.

На одном из судебных процессов вокруг Facebook калифорнийский судья после долгого препирательства сторон нервно спросила: «Почему бы вам не договариваться на стадии выхода в интернет? Вы, кажется, знаете друг друга лучше, чем себя. Может, нужен какой-то общественный договор?» Договор уже существует: нам зачем-то нужны социальные сети, а им – наши данные. Facebook будет и дальше исправлять ошибки, а потом порождать новые, мы же – равнодушно за этим наблюдать. И скандальный юридический шум вокруг Facebook ничем не отличается от тех же виртуальных игр, что так подставили компанию.

Самые громкие судебные процессы, связанные с защитой персональной информации в интернете
Повод Результат
Сентябрь 2006 



Британская независимая организация Information Commissioner’s Office (ICO) инициировала расследование в отношении интернет-аукциона eBay. По данным ICO, британское подразделение eBay передавало третьим лицам информацию о пользователях и запрещало им удалять личные данные с сайта. 



 
Июнь 2007 



За месяц до суда eBay в официальном заявлении признает «некоторые недочеты в системе защиты персональной информации» и вводит упрощенную опцию удаления аккаунта. Дело закрыто по взаимной договоренности сторон
Июнь 2008 



Канадская организации Canadian Internet Policy and Public Interest Clinic (CIPPC) обвинила социальную сеть Facebook в нарушении канадских законов о защите личных данных. Основная претензия организации заключалась в том, что после удаления пользовательского аккаунта данные его владельца часто остаются в базе Facebook
Август 2008 



В результате досудебных переговоров  Facebook объявил о глобальных изменениях в системе хранения личных данных. В результате пользователи Facebook получили возможность полностью удалять свою личную информацию со всех серверов компании вместе с удалением личного аккаунта.
Июль 2008 



Против Facebook подается коллективный иск, где администрация сервиса обвиняется в нарушении правил приватности в связи запуском рекламной технологии Facebook Beacon, которая отображала друзьям пользователей историю их посещений сторонних сайтов 



 
Август 2008 – сентябрь 2009 



После массовой волны пользовательских протестов и многочисленных судебных исков создатель Facebook Марк Цукерберг принес пользователям извинения за «не очень приятную ситуацию». Появилась опция отключения Facebook Beacon. А в сентябрь 2009 года социальная сеть  согласилась окончательно закрыть Beacon в обмен на отзыв очередного коллективного иска
Сентябрь 2009 



Конкурс независимых разработчиков Netflix Prize, организованный сервисом видеопроката Netflix, стал причиной нескольких судебных исков.  Компанию обвинили в раскрытии персональной информации о пользователях, так как в рамках конкурсах разработчики получили данные ее рекомендательной системы
Март 2010 



Иск пользователей удовлетворен не был. Но компания решила закрыть конкурс среди разработчиков рекомендательных алгоритмов Netflix Prize из-за потенциальных нарушений приватности пользователей сервиса.
Ноябрь 2009 – май 2010 



Массовые коллективные иски против Facebook. Соцсеть обвиняют в нарушении сразу нескольких калифорнийских законов, связанных с конфиденциальностью информации в Интернете. В частности предполагалось, что Facebook транслировал личную информацию пользователей через рекламные баннеры
Май 2010 



Facebook  признала наличие проблемы с баннерами, назвала ее недоработкой и пообещала ее решить. Компания объявила о значительном упрощении настроек приватности. Кроме того, администрация сети сократила объем информации о пользователях, доступной всем желающим и добавила возможность полного отключения обмена данными с приложениями. Большинство исков было отозвано.
Февраль 2009 



В федеральный суд Сан-Хосе подан коллективный иск против Google. В нем утверждалось, что новый сервис компании Google Buzz нарушил ряд американских законов, регулирующих электронные коммуникации. Повод: опция «автослежения» («auto-follow»), созданная в расчёте на быстрое распространение сервиса и создание связей между пользователями. Последние быстро обнаружили, что таким образом их личные данные могут быть раскрыты людям, которых они хотели бы избегать. 



 
Август 2010 



Google заключила внесудебное соглашение по разбирательству, связанному с сервисом Buzz.  Google согласился выплатить 8,5 миллиона долларов в обмен на завершение разбирательства. Опция «авто-слежения» «скорректирована».
Июнь 2010 



Против целого ряда интернет-сервисов, включая MySpace, Hulu и MTV Networks, был подан иск в окружной суд Центрального округа Калифорнии – эти компании обвиняются в использовании локального хранилища Flash Media Player для восстановления удалённых пользователями cookie-файлов. Истцы (десяток граждан США) полагают, что эти действия нарушают сразу несколько американских и калифорнийских законов
Июнь 2010 – по н.в. 



Большинство компаний не признает правомерность претензий. Представители MySpace заявили, что готовы отстаивать свои позиции в суде. Процесс продолжается.
Сентябрь 2010 



В окружной суд центрального округа Калифорнии подано  шесть исков против компаний, рекламирующихся или продвигающих рекламные сервисы в интернете (среди ответчиков: CNN, Travel Channel, Fox Entertainment Group). Их   обвиняют в установке «слишком незаметных» средств, позволяющих отслеживать онлайн-действия пользователей без их ведома
Сентябрь 2010 – по н.в. 



Судебный процесс продолжается
 

 

Автор: Петр Биргер, Slon.ru

Читайте также: