Арест Виктора Бута и «сказочные прибыли»

Показания торговца оружием Бута в американских судах, если ему придется их давать, чреваты для Кремля разглашением многих тайн. Сделки достигли таких масштабов, что даже Служба внешней разведки РФ предостерегает: «нелегальная торговля оружием» может нанести ущерб репутации России в странах, некогда бывших республиками Советского Союза. 

Москва – один из центров нелегальной торговли оружием, где пересекаются пути миллионеров с паспортами разных стран и сомнительной репутацией. За их бизнесом нередко стоит российская военная разведка ГРУ.

Настроение на встрече госсекретаря США Хиллари Клинтон с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, недавно состоявшейся в Ханое, было приподнятое. Они вместе радовались их общему успеху в борьбе с афганскими наркокартелями. Омрачал их общение только один вопрос, касавшийся небезызвестного заключенного – Виктора Бута, торговца оружием, оказавшегося за решеткой в Бангкоке.

Российский министр иностранных дел тактично отвел г-жу Клинтон в сторону, чтобы перейти на суровый тон: «Хватит Америке оказывать давление на таиландские власти». Виктор Бут находится под стражей с марта 2008 года, и с тех пор Москва и Вашингтон ожесточенно борются за него. Доведенный до нервного истощения таиландский премьер-министр в сердцах заявил: «Пора Америке и России наконец договориться между собой».

Россия стремилась во что бы то ни стало предотвратить выдачу Бута Соединенным Штатам. Причина понятна: у этого человека обширные контакты в кругах, связанных с вооружением и разведкой. ООН располагает данными, по которым Бут, игнорируя запреты и эмбарго, продал оружия, в первую очередь в африканские страны, на многие миллионы. Показания Бута в американских судах, если ему придется их давать, чреваты для Кремля разглашением многих тайн.

Осведомленный источник сообщает: «Практически все работающие в Москве торговцы оружием действуют под наблюдением, а часто и под руководством наших секретных служб». Другой знаток ситуации описывает механизм этого бизнеса: «Скрытая торговля оружием идет через фирмы, созданные отставными офицерами ГРУ». Курируют эти сделки действующие офицеры военной разведки. Прибыль делится между участниками, доля спецслужб составляет около 30%.

Сделки достигли таких масштабов, что даже Служба внешней разведки РФ предостерегает: «нелегальная торговля оружием» может нанести ущерб репутации России в странах, некогда бывших республиками Советского Союза. В одном документе для внутреннего пользования говорится: «В международной торговле оружием и военной техникой обращают на себя внимание бывшие сотрудники спецслужб из России и Украины».

Наряду с дюжиной оружейных баронов российского происхождения в Москве действуют и торговцы из Израиля и Пакистана. Те из них, кто прежде работал в Чехии, Польше и Болгарии, после расширения НАТО переместились дальше на восток. Один гражданин Пакистана, маскирующийся под оптовика по текстилю, недавно организовал продажу на свою родину вертолетов и крылатых ракет класса Х-55.

А российско-израильский предприниматель мультимиллионер Аркадий Гайдамак и вовсе дает основание считать даже бизнес Бута относительно скромным. Один московский эксперт рассказывает: Бут сколотил состояние «сделками от 20 до 30 миллионов долларов, в больших количествах продавая бывшие в употреблении автоматы, боеприпасы, легкую артиллерию и вертолеты». А люди масштаба Гайдамака заключают контракты «с правительствами на суммы от 100 миллионов долларов до миллиарда, предлагая современные высококачественные системы оружия».

В 90-е годы Гайдамак закупал на Украине и в Белоруссии оружие для Анголы. От имени Москвы подпись ставил бывший офицер, в советские времена работавший военным консультантом в Анголе и там познакомившийся с президентом Жозе Эдуарду душ Сантушем. Этот отставник еще сегодня тепло отзывается о Гайдамаке, с которым «вести дела было одно удовольствие, поскольку он всегда платил вперед».

В октябре 2009 года во Франции состоялся процесс, получивший название Ангола-гейт, на котором Гайдамак был заочно приговорен к шести годам заключения. Французы считали доказанным, что «этот русский» нелегально сбыл в Анголу, где тогда шла гражданская война, оружия на 790 млн долларов.

Даже наличие международного ордера на арест не помешало Гайдамаку в 2008 году выставить свою кандидатуру – правда, безуспешно – на пост мэра Иерусалима. Сейчас он живет в Москве и пишет книги о своей коллекции эксклюзивной мебели. Бывший владелец еженедельника «Московские новости» чувствует себя в российской столице в безопасности. Здесь ему есть на кого опереться. Он выступает как консультант ангольского посольства и аккредитован при российском Министерстве иностранных дел.

Выходящая в Москве газета «Аргументы недели» со смесью ужаса и восхищения сообщает, что глобальный рынок нелегальной торговли оружием, оборот которого достигает 5 млрд долларов, «контролируют наши люди».

До настоящего времени не улеглись слухи, согласно которым на борту грузового судна Arctic Sea, летом 2009 года в Балтийском море при таинственных обстоятельствах захваченного пиратами, могло находиться оружие для Ирана или для палестинской группировки «Хамас», а вовсе не древесина, как утверждала Москва. Предполагается, что захват осуществила группа выходцев из Восточной Европы. Кремль направил четыре военных корабля, которые освободили сухогруз вблизи островов Зеленого мыса.

В октябре инспекторы Совета безопасности ООН на одном из аэродромов Дарфура, суданского региона, где бушует гражданская война, обнаружили четыре бомбардировщика Су-25. Они входили в число 15 боевых самолетов, построенных в России, но проданных Судану Белоруссией. Amnesty International обвиняет Москву в том, что, поставляя Судану военную технику, в частности вертолеты Ми-24, Россия нарушает эмбарго, наложенное в 2005 году на продажу оружия в этот регион. Россия эти упреки отвергает. Оправдывается и правительство Белоруссии: Судан якобы заверил, что не будет применять Су-25 в кризисном регионе.

Однако дарфурские повстанцы сообщают, что с начала октября их позиции снова бомбардирует авиация центрального правительства. Из журналистского расследования Spiegel явствует, что запасные части для бомбардировщиков Су-25 поставлялись в Африку из России через Белоруссию и что для подготовки суданских пилотов туда направлены переводчики.

Уже в советские времена в компетенцию ГРУ входило снабжение оружием повстанческих групп в Африке, Азии и Латинской Америке, то есть в странах, в которых Кремль пытался привести к власти коммунистов. После развала СССР агентура и контакты в этих странах сохранились. Официальную торговлю оружием Москва в 90-е годы вела через государственные организации по экспорту вооружений. А палестинцам оружие продавали по секретным каналам, чтобы не ставить под угрозу отношения с Израилем.

И Виктор Бут свою агентскую сеть организовал в те годы, когда работал на юге Африки. В Анголе и Мозамбике советские военные консультанты с 1975 года по начало 90-х годов поддержи-вали коммунистические движения. Бут был одним из сотен переводчиков, помогавших военным специалистам. Переводчикам было проще, чем другим, наладить дополнительный заработок на контрабанде. Они привозили из России на юг Африки наручные часы и телевизоры и нанимали пилотов, готовых перебросить над африканскими джунглями из точки А в точку Б сотню коробок пива «Хайнекен» или пару тонн свежей рыбы. Русские называли эту систему «кандонга», что по-португальски означает «контрабанда».

«Прибыли были сказочные», – рассказывает один из участников этого бизнеса. «Но главное – мы тогда свели дружбу с самыми важными африканскими политиками, военными и закулисными фигурами, – вспоминает бывший военный переводчик. – Мы вместе пили и блудили. Это сближает». Бут вел себя, правда, сдержанно, но установил достаточно связей, которые ему впоследствии пригодились.

Беньямин Биддер, Маттиас Шепп, Тило Тильке; перевод: Андрей Батрак, DER SPIEGEL | ПРОФИЛЬ

You may also like...