Как фармкомпании зарабатывают миллиарды на ненужном лечении диабетиков

За последние десятилетия лечение диабета стало поистине неисчерпаемым источником доходов как для фармкорпораций, так и для многочисленных медицинских центров. Между тем, в мире, в том числе и в России, уже разработаны весьма эффективные методики, позволяющие бороться с этим заболеванием вообще без использования лекарственных препаратов.

На днях Европейское агентство по лекарственным средствам (EАЛС) порекомендовало приостановить действие лицензии на один из самых популярных препаратов, применяющихся при лечении диабета, – росиглитазон. По мнению зарубежных врачей, побочные действия данного препарата настолько серьёзны, что эффект от лечения оказывается весьма сомнительным.

Подобное решение EАЛС оказывается весьма знаковым, если учитывать, что за последние десятилетия лечение диабета стало поистине неисчерпаемым источником доходов как для фармкорпораций, так и для многочисленных медицинских центров. Между тем, как удалось выяснить «Нашей Версии», в мире, в том числе и в России, уже разработаны весьма эффективные методики, позволяющие бороться с этим заболеванием вообще без использования лекарственных препаратов.

Несмотря на доказанную эффективность, большинство методик, не основанных на постоянном использовании дорогостоящих лекарств, не получает, как правило, широкого распространения. Впрочем, это легко объяснимо. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая уже не раз была в центре публичных скандалов, связанных с лоббированием интересов мировой фарминдустрии, официально признаёт диабет неинфекционной эпидемией.

По данным мировой статистики, по темпам распространения диабет занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Всего в мире насчитывается более 200 млн человек, страдающих этим недугом. И, по прогнозам ВОЗ, уже к 2030 году число диабетиков превысит 360 миллионов.

85% продаваемых на рынке препаратов не только оказываются малоэффективными, но ещё и наносят серьёзный ущерб здоровью. «Компании тратят на маркетинг в два-три раза больше, чем на исследования, чтобы убедить докторов выписывать именно эти новые лекарства…

Поскольку официальная медицина, по сути, признаёт только один возможный способ контроля данного заболевания – с помощью лекарственных препаратов, – диабет фактически превратился в отдельный вид бизнеса для фармацевтических компаний. В частности, годовая потребность в мире только в инсулине составляет около 65 млрд единиц.

Статистики по обороту мирового инсулинового рынка не существует, однако известно, что, к примеру, только Россия в прошлом году потратила на закупку данного лекарства свыше 250 млн долларов. «Моё мнение как специалиста и как врача заключается в том, что при диабете существует чёткий алгоритм лечения, которому необходимо следовать, чтобы проблема решалась в интересах пациента», – отмечает член президиума совета директоров Российской диабетической ассоциации Михаил Зингер.

Упоминаемый специалистами алгоритм известен большинству пациентов, которые столкнулись с этим заболеванием: в подавляющем большинстве случаев людям тут же прописывают всевозможные препараты, регулирующие уровень сахара в крови. С течением времени действие препаратов становится всё менее и менее эффективным, в результате чего человек оказывается в полной зависимости от инсулина, поскольку его организм оказывается уже не в состоянии самостоятельно вырабатывать это вещество.

«Современная медицина диабет не лечит. Во всяком случае, ни одного ещё не вылечили. Диабет считается неизлечимой болезнью. Медицина «лечит» симптомы и оттягивает конец, – рассказывает один из авторов российской методики лечения диабета без применения лекарственных препаратов Борис Жерлыгин. – То есть сначала человеку, у которого в крови обнаруживается повышенное содержание сахара, прописывают препараты, которые снижают сахар. Человек начинает есть эти химические таблетки, и сахар у него действительно снижается, но постепенно садится печень.

Потом, когда печень посадили, а растущие дозы таблеток уже не помогают, человека переводят на инсулин, на котором он и сидит до смерти». Здесь, правда, следует сделать одно немаловажное пояснение. Как известно, медики различают диабет первого и второго типа. Первый тип – это абсолютная недостаточность инсулина в организме, и в данном случае единственный способ хоть как-то решить эту проблему, действительно заключается в постоянном введении инсулина. Однако с диабетом второго типа ситуация обстоит несколько иначе.

«Сахарный диабет второго типа развивается с возрастом или на фоне избыточной массы тела», – рассказывает врач-эндокринолог, диетолог из медицинского центра «Клиника доктора Ионовой» Татьяна Крылова. И, как утверждают авторы «нелекарственных» методик лечения, именно пациенты с диабетом второго типа, как правило, и оказываются заложниками мировой фарминдустрии. Хотя их заболевание на самом деле оказывается излечимым.

«Если диабет второго типа только обнаружен и имеются не очень высокие цифры повышения сахара в крови, то в первые месяцы заболевания пациентам можно рекомендовать соблюдать режим питания и выполнять комплекс физических упражнений. Кроме того, возможно подключение специальных травяных сборов. В итоге все подобные методы направлены на то, чтобы снизить массу тела и нормализовать сахар в крови. Однако в дальнейшем, если сахар не нормализуется, необходимо подключение сахароснижающих лекарственных препаратов», – говорит Татьяна Крылова.

Вместе с тем, по словам Бориса Жерлыгина, независимо от того, на какой стадии находится заболевание диабетом второго типа, вполне можно обойтись без употребления химических препаратов. Примечательно, что подобные методики лечения на самом деле в медицинском сообществе всего мира известны уже не одно десятилетие. «В Европе уже много лет отдельные специалисты говорят о том, что диабет можно лечить с помощью специального комплекса физических упражнений. Аналогичные методики более 10 лет назад были разработаны и в нашей стране», – констатирует Борис Жерлыгин.

В частности, несколько лет в России работал возглавляемый им так называемый клуб «Прощай, диабет!» Однако, по словам Бориса Жерлыгина, через несколько лет успешной работы заведение пришлось закрыть во многом из-за давления со стороны представителей «традиционной» медицины, которые с недоверием относились к деятельности подобных учреждений. У Жерлыгина целая программа, которая включает в себя в том числе полный отказ от соли, вместо которой нужно употреблять перемолотую и высушенную морскую капусту. Особая система упражнений…

По утверждению Бориса Жерлыгина, немедикаментозные способы лечения диабета были разработаны специалистами по спортивной медицине. Причём эффективность данных методов сегодня подтверждена не только отечественными, но и зарубежными специалистами. В частности, пять лет назад в Европе было проведено исследование о положительном влиянии физической активности на организм при ожирении, метаболическом синдроме и диабете второго типа. «Европейские врачи точно доказали, что активное движение значительно повышает чувствительность клеток тела к инсулину.

А ведь потеря этой чувствительности и считается причиной развития диабета второго типа», – констатирует Борис Жерлыгин. Правда, метод Жерлыгина также доказывает, что активные занятия физкультурой способствуют росту новых кровеносных сосудов-капилляров и активизируют деятельность бета-клеток поджелудочной железы, производящих инсулин.

«Врачи довольно долго уговаривали меня перейти с таблеток на инсулин – это вообще, оказывается, обычная практика, когда больных вторым типом диабета переводят на инсулин. Но я знала, что с инсулина обратно хода нет, и тянула, тянула с этим, пока случайно не услышала про то, что мой диабет второго типа излечим вообще безмедикаментозно», – рассказывает одна из пациенток Бориса Жерлыгина – Галина Ломовцева.

Впрочем, похоже, что ожидать скорой популяризации немедикаментозных методов лечения диабета не приходится. Главная причина того – финансовые интересы фармацевтических компаний, которым выгодно, чтобы каждый год всё больше и больше людей оказывались в зависимости от таблеток. Ситуация обостряется ещё и тем, что мировой фармрынок сейчас переживает далеко не лучшие времена: достаточно сказать, что по итогам прошлого года продажи лекарств в США, являющихся крупнейшим в мире потребителем, снизились впервые с 1957 года. Очевидно, что в столь трудных для себя условиях производители лекарств не готовы будут отказаться от многомиллионной армии диабетиков.

Косвенным подтверждением тому, что за раскручиванием медикаментозных методов лечения диабета стоят в первую очередь производители лекарств, может служить и недавно проведённое в тех же США любопытное исследование. Как удалось выяснить учёным из Университета медицины и стоматологии Нью-Джерси, сегодня фармацевтические корпорации очень агрессивно рекламируют все новые лекарства, которые зачастую даже не прошли достаточное количество клинических исследований.

Более того, 85% продаваемых на рынке препаратов не только оказываются малоэффективными, но ещё и наносят серьёзный ущерб здоровью. «Компании тратят на маркетинг в два-три раза больше, чем на исследования, чтобы убедить докторов выписывать именно эти новые лекарства.

Врачи могут получить неполную информацию, а затем неверно проинформировать пациентов о рисках нового вида лекарства», – говорится в исследовании. По словам профессора Университета медицины Нью-Джерси, одного из авторов представленного доклада Дональда Лайта, иногда фармацевтические компании намеренно скрывают или преуменьшают информацию о серьёзных побочных эффектах новых лекарств, при этом переоценивая их полезные свойства.

Кроме того, как указывается в докладе, зачастую даже клинические исследования новых препаратов проводятся только с единственной целью – убедить потенциальных потребителей в минимальном вреде того или иного лекарственного препарата. После чего издаётся специальная литература, где рассказывается о преимуществах новых пилюль. По словам Дональда Лайта, фармкомпании просто «закидывают» лицензирующие ведомства запросами на разрешение продаж новых препаратов, предоставляя «неполные, лишь частично соответствующие стандартам результаты клинических исследований».

Справка

Вредные препараты остаются на рынке

Стоит отметить, что даже при наличии достаточно веских доказательств того, что действие определённого препарата скорее вредит пациенту, нежели лечит его заболевание, отозвать с рынка ту или иную пилюлю оказывается достаточно сложно. Именно так вышло с противодиабетическим препаратом росиглитазон. По информации Европейского агентства по лекарственным средствам, результаты постмаркетинговых исследований данного лекарства показали, что при его приёме риск развития сердечной недостаточности, инфаркта и инсульта повышается на 20–40%. Более того, учёные утверждают, что использование росиглитазона на 14% повышает общий риск смертности, даже по сравнению с аналогичным препаратом из той же группы – поиглитазоном.

Примечательно, что в странах Евросоюза в ближайшее время контролирующие органы готовятся отозвать из продажи этот препарат, а пациентам, которые его используют, уже было рекомендовано обратиться к лечащему врачу для смены препарата. Но, например, на американском рынке, даже несмотря на то что Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов уже давно располагает данными тех же исследований, росиглитазон продолжает продаваться. Как сообщает The Daily Telegraph, американским контролирующим органам так и не удалось добиться полного запрета на реализацию данного лекарства: результатом «войны» регуляторов рынка с производителями явилось лишь то, что в инструкции по применению данного препарата появился более внушительный список противопоказаний.

Автор: Татьяна Нижегородская, Наша версия

You may also like...