Забудьте о боевых роботах!

Как известно, многие самые прорывные информационные технологии так или иначе появились в результате разработок Пентагонак. Самый известный пример – создание Интернета. Но это было довольно давно. А как обстоит дело сейчас? Что за сюрпризы технологий будущего разрабатываются сегодня американскими военными? Доктрина сетевой войны Пентагона может стать началом новой технологической революции.

Российский IT-консультант Cергей Карелов – с прошлого года соучредитель и идеолог (наряду с президентом Фонда «Общественное мнение» Александром Ослоном) стартапа Witology, который работает в области коллективного интеллекта/разума. В блоге на Slon.ru Сергей будет писать о теории и практике того, что он называет «социоколлективным разумом».

У всех на слуху всякие боевые роботы и прочая голливудская жуть. А кто слышал про Network Centric Warfare – разрабатываемую Пентагоном доктрину ведения войны в эпоху, когда самое действенное оружие – это информация и знания воюющих сторон?

Началось все со знаменитых учений Millenium Challenge в 2000 и генерала Пола Ван Рипера, возглавившего вооруженные силы игрового соперника США (эта история в деталях описана в книге Гладуэлла «Озарение» в главе «Великая победа Пола Ван Рипера: построение структуры спонтанности», которая ниже цитируется). 

Целью этих самых дорогих в истории военных учений (их бюджет – $250 млн) было доказать превосходство новой военной доктрины США. Суть доктрины, если коротко, в том, что при наличии у США самых современных средств информационной поддержки военных действий (спутниковые наблюдение, связь, наведение и перехват, суперкомпьютерное моделирование театра военных действий, онлайновые базы данных и экспертные системы поддержки операций и т.д.) они легко выиграют любую войну. 

Военными учениями США руководит так называемое Объединенное командование вооруженных сил (Joint Forces Command — JFCOM). Планирование военных учений Millenium Challenge началось летом 2000 года. JFCOM привлекло к этой работе несколько сот военных аналитиков, экспертов и программистов.

Во время учений в США «свои» всегда называются «синими», а неприятель – «красными». Команду «красных» было предложено возглавить упомянутому Полу Ван Риперу. Выбор остановили на нем по многим соображениям, но главным образом потому, что Ван Рипер являл собой полную противоположность этой новой доктрине. Он не верил, что можно рассеять туман, окутывающий поля сражений. 

Не то, чтобы Ван Рипер ненавидел любой рациональный анализ, он просто считал его бессмысленным в разгар сражения, когда непредсказуемая логика войны и острая нехватка времени не оставляют возможности для тщательного и спокойного анализа вариантов.

Людей учат принимать решения рациональным образом и по выверенной процедуре. Но в реальной жизни на это не хватает времени. На деле медсестры и пожарные оценивают ситуацию почти мгновенно и действуют, опираясь на опыт, интуицию и своего рода грубое внутреннее моделирование. Для Ван Рипера это было весьма точное описание того, как люди принимают решения на поле боя.

Ван Рипер был убежден, что война по своей природе непредсказуема, беспорядочна и нелинейна, а избыточная информация – совсем не преимущество; достаточно знать очень мало, чтобы разглядеть главный признак некоего явления.

Ван Рипер в ходе этих учений воевал против «армии США», оснащенной всеми этими системами спутниковых наблюдений, связи, наведения и перехвата, суперкомпьютерным моделированием театра военных действий, онлайновыми базами данных и экспертными системами поддержки операций и т.д. и т.п.

Но в итоге учений Ван Рипер наголову разгромил «войска США», противопоставив им всего два принципа:

1. по-настоящему успешные решения опираются на баланс между сознательным и инстинктивным мышлением;

2. для принятия верных решений необходимо ограниченное количество исходной информации.

В совокупности эти два принципа, по мнению Ван Рипера, создают среду, оптимальную для быстрого познания. Познания, необходимого для коллективного решения поставленной задачи в условиях ограничения доступной информации и времени, отведенного на ее решение.

«Разгром войск США» на учениях Millenium Challenge был учтен при создании специальной экспертной группы Пентагона Information Superiority Metrics Working Group. Исследовательский отчет этого центраUnderstanding Information Age Warfare, среди авторов которого, помимо военных из JFCOM, были представители правительства США, DARPA и ряда других национальных исследовательских центров, позволил пересмотреть подходы к планированию и проведению военных операций.

На смену подходам, основанным лишь на тупом технологическом превосходстве над противником, была предложена новая доктрина – Network Centric Warfare. Она включает в контур управления военными действиями живых людей, организованных и взаимодействующих по сетецентрическим принципам. Это создает среду, оптимальную для быстрого познания.

А нельзя ли применить Network Centric подход (и архитектурно, и методически) к решению не военных, а гражданских задач? Конечно же можно: с одной стороны, структурируя знания сетевых сообществ и процесс поиска ими решений сложных меж- и транс-дисциплинарных задач, а с другой – структурируя спонтанность и стимулируя интуицию участников сетевых сообществ. Так что совсем не исключено, что именно Network-Centric подход, а вовсе не боевые роботы, станут новым прорывным технологическим направлением, к рождению которых имели прямое отношение специалисты Пентагона.

Автор: Сергей Карелов, СЛОН.ру

You may also like...