Сбрось маму с поезда: почему пенсионная реформа способствует сокращению жизни

«Старые» пенсионеры по-прежнему будут получать свою пенсию. И смогут продолжать любить и почитать партию власти. Пострадают в основном «молодые» пенсионеры и граждане предпенсионного возраста. Что приготовили обнаглевшие от безнаказанности «верхи» для нищих «низов».

Перед правительством встала проблема снятия «пенсионных гирь» с бюджета. Удивительным образом это желание совпало с мнением МВФ. Международным банкирам никогда не нравились «излишние», на их взгляд, соцгарантии советского образца. В Украине, вступающей в заключительную стадию первоначального накопления капитала, настал момент, когда – для полного ощущения приватизации государства в свою пользу – олигархату не хватает лишь избавления от необходимости кормить социально незащищенные слои.

Пенсионный провал

Первые шаги по реформированию пенсионного законодательства были предприняты еще в 2003 году. Кто тогда был премьер-министром? Правильно, Виктор Янукович. Крупный капитал уже в то время готовился к избавлению от бремени социальных гарантий. Но не случилось: в стране был экономический рост, и, следовательно, иная конъюнктура, а также велась активная подготовка к выборам.

В «предреволюционных» условиях 2003-2004 годов запускать «в дело» столь откровенную реформу, как сейчас, было бы невозможно. Да и экономика все еще выдерживала «балласт» – до кризиса оставалось пять лет. Ныне ситуация изменилась, и, похоже, бесповоротно. Заднего хода пенсионной реформе не дадут. В ее проведении отразились и двойные стандарты власти, и ее нынешний норов: нужно рубить с плеча, пока чувствуешь за собой силу.

Чем же реформаторы во главе с недавней надеждой нации Сергеем Тигипко мотивируют реформу? В констатирующей части их аргументация – верная, но, как обычно, в методах решения – половинчатая и непродуманная до конца. Нам объясняют, что дефицит Пенсионного фонда в 2010 году составил 26,6 млрд грн, а в 2011-м дефицит будет примерно в 20 млрд. В 2010-м государство тратило не выплаты пенсионерам до 18% ВВП, в этом – 16,3%.

При этом количество работающего населения снижается: если в 2006 году в Украине работало 15 млн 800 тысяч, то в 2010 – уже 14 млн 400 тысяч, в то время как количество пенсионеров остается неизменным на уровне 13,7 млн человек, 64% из которых – женщины. Через пять лет (по другим подсчетам – через семь) на одного работающего будет приходиться один пенсионер.

Что имеем сейчас?

Новации пенсионной реформы уже многократно обнародованы. Попробуем просуммировать их в едином списке.

Первым идет пресловутое повышение пенсионного возраста для женщин. Отныне в 55 лет смогут выйти на пенсию женщины, рожденные только до 31 января 1956 года. После этого каждые полгода пенсионный возраст будет повышаться на 6 месяцев.

Правда, этим женщинам решили выделить компенсацию за более поздний выход на заслуженный отдых: родившиеся в период с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, после выхода на пенсию получат дополнительную надбавку в размере 2,5 % за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет.

Как видим, возраст выхода на пенсию женщин до 60 лет хотят повысить в течение пяти лет. Отсюда – спешка с полугодовым интервалом, идущая в противоречии с первоначальным проектом закона, в котором предусматривалось повышение каждый год на полгода. Что касается надбавки, то и тут имеется «тонкость»: после достижения 60 лет эта надбавка снимается! Вот так-то, товарищи пенсионеры.

Второе. С мужчинами, видимо, учитывая более быстрые темпы их вымирания, пока решили повременить. У мужского пола «смертельный» возраст – 62 года. Два года на пенсии – не такая уж нагрузка, цинично сочли авторы реформы. И сразу же продлили возраст выхода на пенсию для госслужащих – до 62 лет вместо 60. Это нововведение будет касаться родившихся после 31 декабря 1952 года.

Третья новация касается научных пенсий. Мужчинам их будут платить с 62 лет при условии, что человек занимался научной деятельностью не менее 20 лет. У женщин научный стаж должен составить 15 лет. Причем снова «маленькая» деталь: пенсию им будут насчитывать с момента выхода на пенсию – то есть, по будущим, весьма урезанным, параметрам.

Надбавка за сверхнормативный стаж научной работы упраздняется в принципе. Для начисления научной пенсии теперь учитывается зарплата на основном месте работы за весь период страхового стажа на должностях научного работника начиная с 1 июля 2000 года. До этого стаж не учитывается – снова дьявол в деталях! Впрочем, об иезуитстве власти при начислении пенсии будет написано ниже.

Четвертое положение вообще замечательное. Его можно назвать «10 лет дополнительных работ». Устанавливается пятнадцатилетний минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту, при этом продолжительность страхового стажа для назначения минимальной пенсии увеличивается с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин. То есть, одним росчерком пера авторов реформы тысячи потенциальных пенсионеров, уже имеющих достаточный стаж для получения пенсии по возрасту, теперь должны будут работать еще десять лет.

Но и здесь авторы пенсионного кодекса заложили под пенсионера издевательскую «мину». Заставив его поработать еще 10 лет, они ему за это доплачивают такой мизер, что это является откровенным издевательством над понятием «социальное государство», которым является Украина по Конституции. Разработчики закона пишут следующее.

«За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам, пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент от размера начисленной пенсии, но не более чем на 1 процент от минимального размера пенсии по возрасту, указанного в абзаце первом этой части». Переводим эти слова в практический расчет. Берем минимальную пенсию в 734 гривны, и вычисляем, что за каждый лишний год государство выдаст потенциальному пенсионеру по… 7 грн 34 копейки. Комментарии излишни…

Пятое. При этом для работающих пенсионеров перерасчет пенсий в связи с повышением прожиточного минимума будет проводиться только после их увольнения! Понятно, что в итоге уровень жизни тысяч людей ухудшится.

Шестая новация. Урезают максимальную пенсию. Вроде бы хорошо. С учетом всех надбавок и доплат предлагается установить на уровне 12 прожиточных минимумов для пенсионеров. На данный момент это – 8800 гривен. Однако все уже существующие до этого чиновничьи, депутатские и прочие пенсии будут выплачиваться в том же объеме. А они есть и по 40 тысяч. Закон ведь обратной силы не имеет. Понятно, что нагрузка на бюджет остается, зато в стране появляются «черные» и «белые» пенсионеры, формально имеющие право на один и тот же уровень обеспечения: те, которым повезло выйти на пенсию до 1 января этого года и все остальные.

Седьмая новация касается пенсии по инвалидности. 2,5 миллиона инвалидов явно мешают кому-то жить. Если сейчас пенсию по инвалидности назначают при наличии минимального стажа от 2 до 5 лет, то теперь возраст меняется от 5 до 15 лет. Получается, что инвалид в возрасте 55 лет и старше должен иметь не менее 15 лет страхового стажа, инвалид 53-54 лет – не менее 14 лет стажа, и так далее.

Еще «интереснее» поступили с инвалидами ІІ и ІІІ групп предпенсионного возраста, ранее имевших достаточный стаж и право выбора между пенсией по инвалидности и пенсией по возрасту. Теперь их стаж для выхода на пенсию должен составлять 30-35 лет, что перечеркивает возможность выбора между видами пенсий.

Восьмой «сюрприз». Он касается нового порядка учета зарплаты для начисления пенсии. Реформа тут кардинальна, и этот пункт – один из важнейших. В настоящее время для расчета пенсии учитывается зарплата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года, и за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000. Теперь же предлагается учитывать зарплату за весь период страхового стажа, начиная только с 1 июля 2000 года! Ваша работа до этой даты, в первую очередь, в советское время, значения не имеет. Вообще.

Девятое улучшение касается людей в погонах. Офицеры теперь смогут получать военную пенсию только по достижении общепенсионного возраста в 60 лет. Даже с учетом повышения срока выслуги лет, между реальным возрастом выхода на пенсию, и 60 годами создается «люфт», минимум, в 10-15 лет, когда они вообще будут без обеспечения со стороны государства, которому, между прочим, служили.

Конечно, они работу себе найдут, но сам факт является нарушением их конституционных прав как граждан. При этом, заметим, что, найдя работу, с зарплаты будут по-прежнему отчислять в соцфонды до 40%. Но выслугу лет и трудовой стаж для получения пенсии суммировать нельзя! Что же получается – бывших офицеров фактически подталкивают работать нелегально? Да и вообще как-то неразумно плодить недовольство у тысяч унижаемых таким образом бывших военных, милиционеров и прочих силовиков.

Украина – не для этих людей

Между прочим, на сайте Партии регионов до сих пор можно найти предвыборную программу нынешнего президента. Там есть много интересного, но уже разве что для историков, ибо эта программа явно писалась без всякого расчета на ее выполнение. Янукович обещал установить минимальную пенсию на уровне 20% выше прожиточного минимума, а также защитить право работающих пенсионеров на получение и зарплат, и пенсий.

Однако на самом деле минимальная пенсия возрастет в 2011 году аж на 57 гривен! Ее в Украине получают около 7 миллионов человек. Средняя пенсия составляет около тысячи гривен – примерно половину средней по стране зарплаты. Вопрос о том, можно ли выжить с такой пенсией – риторический. Но государство еще и отбирает у пенсионера возможность совмещать зарплату и пенсию. По сути, новый Пенсионный кодекс заставляет работать до кончины.

А новый Трудовой кодекс, в котором прописан 10-часовой рабочий день, возможность увольнения без объяснения причин и т п., распространятся на пенсионеров точно так же, как и работников помоложе. Сочетание двух этих кодексов дает взрывоопасную социальную смесь, усиливающую конфликт внутри трудовых коллективов – ведь вынужденное сохранение стариков на работе затрудняет продвижение молодежи.

Вы вышли на второй уровень!

Для тех, кому сейчас нет 35 лет, ситуация с пенсией вообще непонятна. По идее, именно для них предназначено введение второго уровня пенсионной системы. Этот уровень предусматривает отчисление работниками на специальные счета 2% фонда зарплаты с постепенным его увеличением до 7%.

Кабмин уже просчитал, что такие новшества приведут к оттоку из фонда заработной платы в первый год введения новшества около 3 млрд грн, во второй – 5,6 млрд грн, в третий – 9 млрд грн. Но как тогда компенсировать потери в самом фонде зарплаты? Ответа от Сергея Тигипко нет. Зато реформатор заявляет, что объем социальных отчислений составляет свыше 40%, и не может быть увеличен – что, в общем-то, понятно: реформа как раз затеяна для того, чтобы сокращать, а не увеличивать социальные выплаты.

В теории предусмотрено, что на втором уровне участники должны будут сами выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства через 2 года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования. Сложно?

Нет доверия к частным фондам, за каждым из которых стоит олигарх? Правильно! Но самое главное заключается не в этом. Второй уровень пенсионной системы обещают внедрить лишь тогда и только тогда, когда будет достигнута бездефицитность бюджета Пенсионного фонда. А само правительство признает, что нынешние скандальные новации уменьшат в 2011 году дефицит бюджета всего на 1,7 млрд грн – то есть, менее одной сотой его расходов! С такими темпами ждать «бездефицитного» года придется столько же, сколько и коммунизма.

Неутешительные выводы

Как видим, проблемы пенсионной нагрузки на госбюджет предлагаемые реформы не решают, зато порождают множество новых проблем и плодят очевидную социальную напряженность. Ни одна из предложенных новаций не может быть признана безусловно позитивной и продуманной. Так, «репрессии» в отношении работающих пенсионеров не имеют реального экономического обоснования, поскольку с их зарплат в ПФ идут все те же по размеру отчисления, как и с любой другой категории работников.

Повышение страхового стажа до 35 лет у мужчин даже при сохранении пенсионного возраста в 60 лет делает бессмысленной борьбу с теневыми зарплатами. Потому что при средней продолжительности жизни мужчин в Украине в 62 года для пресловутых двух лет жизни на пенсии нужно будет в течение 35 лет отдавать государству почти 40% своей зарплаты.

Но бунта со стороны пенсионеров «вертикаль» резонно не боится. Админресурс, манипуляции, апатия населения, ликвидация (и самоликвидация) оппозиции, плюс фактическая безальтернативность (для юго-востока) Партии регионов позволяют игнорировать протестные настроения даже внутри одного из самых дисциплинированных электоральных слоев. К тому же, «старые» пенсионеры ведь по-прежнему будут получать свою пенсию. И смогут продолжать любить и почитать партию власти. Страдают в основном «молодые» пенсионеры и граждане предпенсионного возраста.

Автор: Павел Серов, КОНТРАКТЫ

P.S.Пенсионная «реформа» и «женский вопрос»

Власть будет компенсировать дефицит Пенсионного фонда долго и мучительно. Для граждан

Едва ли не главными жертвами грядущей Пенсионной реформы в Украине должны стать женщины. Им не только повышают пенсионный возраст, но и рекомендуют не учитывать период отпуска по уходу за ребенком при начислении пенсии, что уже вызвало бурю негатива в СМИ. Однако не только на женских «костях» будет строиться пенсионная реформа — как не решит она и проблемы дефицита ПФ. На 2011 г. он составит 17,8 млрд грн., а, по данным директора департамента пенсионного обеспечения ПФ Владислава Машкина, от внедрения пенсионной реформы правительство планирует сэкономить 1,7 млрд грн.

13 января Машкин стал «информгероем», сообщив общественности, что «нерожающая нация должна работать больше». «ВД» обратилась к нему с вопросом «за что?» и услышала, что период декретного отпуска «как учитывался в страховом стаже, так и будет учитываться». Однако возможность не учитывать его в страховом стаже при расчете пенсии будет более выгодной для женщин, так как позволит выбрать годы с более высокими доходами, чем во время декретного отпуска.

Поэтому защитники прав женщин могут сосредоточиться на другой проблеме — проекте Трудового кодекса, который, в случае принятия, разрешит увольнять беременных, и тогда у них не будет не то что страхового стажа во время «декрета», но и «декрета» как такового.

Те же, кому повезет не быть уволенными до родов, по словам руководителя департамента по вопросам социальной защиты Федерации профсоюзов Украины Галины Голеусовой, наоборот, получают привилегию по сравнению с остальными, т. к. страховые взносы они будут платить с более низких «декретных» доходов, а пенсию получат, исходя из более высокой зарплаты других лет. «Для таких женщин это хорошо, но с точки зрения государства это неправильно», — сказала она «ВД».

«Подсластит пилюлю» государство и тем женщинам, для которых пенсия будет отодвигаться в связи с повышением пенсионного возраста каждый год на шесть месяцев: по словам Машкина, за каждые полгода такой «отсрочки» женщины будут получать пенсию, повышенную на 2,5%. Выгоду для государства в таком шаге Машкин видит в том, что женщины будут дольше платить страховые взносы и наполнять пенсионный фонд, а для самих женщин — в том, что при большем страховом стаже они смогут заработать и большую пенсию (сейчас средняя пенсия женщин в Украине составляет 872 грн., в то время как мужчин — 1327 грн.).

Также немного выровняется гендерная диспропорция: среди украинских пенсионеров две трети составляют женщины, и лишь треть — мужчины. Однако Голеусова считает, что меры, анонсированные Машкиным, не позволят женщинам получать более высокую пенсию, поскольку изменится формула ее расчета. Будет учитываться средняя зарплата по стране не за последний год работы, как сейчас, а за последние три года, а этот коэффициент в расчете пенсии — наиболее весомый. Эта норма перечеркнет и дополнительный страховой стаж, и повышение пенсии на 2,5% за каждые полгода, резюмирует Галина Голеусова.

Коснется реформа и госслужащих, и военных. Для первых пенсия опустится с 90% оклада до 80%, а для вторых — увеличится срок календарной выслуги лет и уйдут льготы по ее расчету. Также в не очень выгодное положение попадают работающие пенсионеры, поскольку их пенсии «заморозятся» на начальном уровне, и дальнейший стаж работы не будет приводить к повышению пенсии, хотя они будут продолжать платить пенсионные взносы. «Эти люди перестанут работать и станут иждивенцами пенсионного фонда», — прогнозирует Голеусова.

Еще одним способом оптимизации пенсионной системы должен стать постепенный переход от солидарной системы к накопительной. Однако он начнется только после того, как пенсионный фонд станет бездефицитным, а это случится, по мнению вице-премьера Сергея Тигипко, не раньше 2013-2014 гг.

А значит, каждый украинский работающий гражданин, которых сейчас около 14 млн, будет продолжать «кормить» одного пенсионера, которых в Украине 13,7 млн, и пока забыть о формировании накопительной пенсии для себя. Впрочем, на 16 февраля Тигипко анонсировал общественные слушания в ВР по пенсионной реформе. Так что у всех несогласных есть шанс «достучаться до небес». А в марте закон должен вступить в силу.

Не там ищут

Решение проблемы дефицита ПФУ власть имущие, считает Галина Голеусова. Вместо того, чтобы экономить на затратах ПФ, его следовало бы лучше наполнять, говорит она. По подсчетам Федерации профсоюзов Украины, правительство могло бы пополнить ПФ не на 1,7 млрд, а на 70 млрд грн.

Как гласит комментарий ФПУ, размещенный на его сайте, сделать это можно «за счет выведения из тени (легализации) зарплаты с начислением на нее взносов в ПФУ, расширения занятости незанятых граждан, увеличения фодна оплаты труда за счет повышения доли оплаты труда в операционных затратах на производство». Иными словами, работодателям следовало бы повысить оплату труда и платить «белые зарплаты». «Это даст возможность не только ликвидировать дефицит средств Пенсионного фонда, но и обеспечить повышение пенсий и постепенное снижение тарифа взносов на пенсионное страхование», — считают в ФПУ.

Автор: Нина Курьята, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...