Налоговые мстители. Как работают налоговые службы за рубежом

Одной из самых суровых налоговых систем справедливо считается система США. Американские налоговики наделены огромной властью, которая позволяет им преследовать и карать нарушителей.

Достаточно вспомнить многолетнюю тяжбу США со Швейцарией из-за счетов американских налогоплательщиков, которые решили утаить часть доходов от налоговой службы в банке UBS. С уровня «налоговые органы — финансовое учреждение» эта охота на ведьм вышла на межправительственный уровень.

Теперь она превратилась чуть ли не в манию Службы внутренних доходов США (IRS), которая с 2011 года намерена обменивать информацию о счетах нерезидентов на информацию о счетах американцев за рубежом. Налоговая служба добивается того, чтобы все банки и финансовые организации США извещали ее о нерезидентах, на счета которых зачисляются выплаты процентов и дивиденды в размере более $10 в год.

Раньше ни одно из американских госучреждений не занималось открытым сбором информации об иностранцах, имеющих банковские счета в стране. Но этот беспрецедентный шаг может открыть Вашингтону доступ к Европейскому соглашению о налогах на сберегательные накопления, что позволит США получать информацию о своих гражданах, имеющих банковские счета в каждом из 27 государств ЕС.

То, что американские налоговики все сильнее перегибают палку, уже становится в Соединенных Штатах популярной темой. Так, 5 января этого года Управление защиты налогоплательщиков IRS выпустило ежегодный отчет, в котором настаивает на масштабном реформировании национальной системы налогового администрирования.

Авторы отчета утверждают, что применение штрафов и арестов имущества в отношении нарушителей налогового режима стало чрезмерным, и в этой связи не всегда эффективным. А значит, влечет за собой увеличение числа не желающих платить налоги в полном размере. Кроме того, упоминание о штрафах подобного рода должно храниться в персональном файле налогоплательщика не менее семи последующих лет.

Таким образом, даже одноразовое наказание может наложить отпечаток на его кредитную историю, препятствовать в получении кредитов и в целом негативно повлиять на финансовое положение налогоплательщика в течение долгого периода. Особенно негативно это может отражаться на предпринимателях или малых и средних корпоративных структурах.

На тропу войны с уклонением от налогов активно вступили и британцы. В 2009-2010 финансовом году поступления в госбюджет Британии от платежей ранее сокрытых налогов составили 8,5 млрд. фунтов, что на 49% больше, чем годом ранее.

Правда, несмотря на такой прорыв, администрирование налогов оставляет желать лучшего. Например, на проведение расследования по подозрению в совершении крупного налогового преступления британские налоговые органы тратят не менее 25 месяцев, хотя должны тратить не более полутора лет.

А штрафы и размеры наказаний за различные нарушения вообще обозначены в законодательстве довольно размыто, что позволяет британским налоговикам действовать на собственное усмотрение.

В целом финансовый кризис последних лет помог властям развязать руки налоговикам. Но увеличение поступлений в бюджет — еще не свидетельство эффективной налоговой системы. В особенности в развивающихся странах вроде Украины.

Напротив, зачастую поборы душат бизнес. Чтобы привести системы налогообложения разных стран в исправность, в мае этого года будет запущен специальный проект, о создании которого в конце ноября объявил МВФ.

Цель проекта — предоставление помощи в реформировании системы налогового администрирования развивающимся государствам с большими запасами природных ресурсов. Для его финансирования будет создан международный фонд в размере $30 млн.

Основными донорами фонда станут правительства Германии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Совместными усилиями они обеспечат около 50% требуемого финансирования. Европейская комиссия и правительство Норвегии также уже высказали заинтересованность в предоставлении дополнительного финансирования в данном проекте.

Автор: Елена Снежко, ИНВЕСТГАЗЕТА

You may also like...