Поддельные лекарства «накрыли» Америку

Производство и распространение поддельных лекарств – это преступный и очень циничный бизнес. Ведь что может быть циничнее, чем зарабатывать деньги на здоровье людей. По данным экспертов, ежегодно мошенники реализуют продукции на баснословную сумму – $75 миллиардов!

Препараты-подделки были выявлены в медицинских учреждениям и аптеках более чем 50 стран, в том числе США.

Мне уже приходилось писать на эту тему, однако сюжет, показанный в передаче CBS «60 минут», – программу, в которой принял участие медицинский обозреватель телеканала CNN доктор Санджай Гупта, поражает воображение. Доктору Гупте удалось принять участие в крупном рейде (в операции были задействованы более 200 полицейских) против подпольных «фармацевтических предприятий» в перуанской столице Лиме.

Лично меня потрясли не столько сотни коробок с тысячами упаковок лекарств, сколько жуткие условия, в которых они были произведены: грязная вода, насекомые, несоблюдение работниками подпольного цеха элементарных гигиенических норм. Был в шоке и доктор Гупта. «Если бы не проведенная полицейская операция, все эти, с позволения сказать, лекарства, попали в домашние аптечки людей в различных странах мира?» – с этим вопросом Гупта обратился к Джону Кларку, американскому представителю фармацевтического гиганта Pfizer. «Увы, да», – ответил Кларк, возглавляющий специальное подразделение, созданное фирмой, в которое вошли бывшие сотрудники ФБР, Министерства национальной безопасности, U.S.

Drug Enforcement Agency и некоторых других ведомств. Кларк и его коллеги проводят совместные операции с правоохранительными органами других стран, что обходится Pfizer и другим производителям лекарств весьма и весьма недешево.

По словам Кларка отдельные препараты содержат определенное количество лекарственных ингредиентов, но большинство – абсолютная пустышка. «Для многих больных подделки очень опасны. Люди уверены, что соблюдают все предписания врача, а на самом деле, никакого лечения не происходит. Худший вариант – поддельное лекарство может стать причиной преждевременной смерти».

«Люди, принимающие эти лекарства, даже не подозревают, какая опасность им угрожает, – продолжил разговор Гупта. – Как же избежать тяжелых последствий?»

«Сложный вопрос, – ответил Кларк. – Если больной почувствовал, что лекарство имеет необычный привкус, своими подозрениями следует без промедления поделиться с врачом или аптекарем».

По словам Кларка фармацевтические компании протестируют подозрительные лекарства, которые будут направлены к ним на экспертизу, и если факт мошенничества подтвердится, фа-льшивые медикаменты будут изъяты с рынка.

Честно, говоря, ответ эксперта не внушает оптимизма. Пока эксперты сделают свое заключение, можно и отравиться, и даже отдать Богу душу.

Образцы изъятых в ходе перуанского рейда препаратов были направлены на экспертизу в специальную исследовательскую лабораторию Pfizer в штате Коннектикут. По заключению ее сотрудников, среди лекарственного конфиската нашлись медикаменты, содержащие минимальный процент лекарственных ингредиентов. А вот антибиотики и противоязвенные препараты были 100-процентной подделкой: сахар и мел.

«Фальшивые лекарства могут не только навредить здоровью людей, но и стать причиной смерти», – заявил в разговоре с Гуптой заместитель главы иммиграционной полиции Immigra-tions and Customs Enforcement (ICE) Кумар Кибле. В его обязанности входит проведение различных следственных действий, включая и противодействие попаданию контрабанды из других стран на территорию США. Как отмечает CBS, Кибле и его подчиненные считают борьбу с трафиком поддельных лекарств одной из приоритетных задач.

«Бизнес, связанный с фальшивыми медикаментами, набирает обороты, так как его прибирает к рукам организованная преступность. В том числе и криминальные сообщества, традиционно промышлявшие торговлей наркотиками. Их главари смекнули, что затраты на производство поддельных лекарств незначительны, зато прибыли огромные. Производство одной таблетки обходится в 40 центов, а ее реализация приносит злоумышленникам от 18 до $20. При этом даже в случае разоблачения наказание за производство фальшивых лекарств будет значительно ниже, чем за распространение наркотиков».

Кибле говорит, что большая часть поддельных лекарств реализуется в США через мошеннические интернет-сайты, маскирующиеся под легитимные аптечные бизнесы. Сегодня услугами этих сайтов пользуются 36 млн американцев, желающих приобрести медикаменты по доступным ценам.

Интернет-аптеки действительно предлагают лекарства по более низким ценам. Однако приобретение лекарств через интернет сопряжено с немалым риском. В “черном списке” Национальной ассоциации фармацевтических фирм значится приблизительно 4 тыс. подозрительных интернет-аптек. Ассоциация также проверяет их законность с помощью специально разработанной программы.

Учитывая популярность интернет-аптек, важно знать, с какими из этих бизнесов стоит иметь дело. Аккредитацией интернет-аптек занимается National Association of Boards of Pharmacy (они получают название “Verified Internet Pharmacy Practice Sites – VIPPS). Перечень VIPPS размещен на веб-сайте – www. nabp.net. На этом же портале имеется список аптек, заслуживающих доверия потребителя.

Еще один веб-сайт – http:// www.pharmacychecker.com оценивает надежность интернет-аптек, предоставляет сравнительные прейскуранты стоимости лекарств.

Поддельные препараты приобретают не только через интернет, они попадают в нашу страну и посредством обычных почтовых отправлений через воздушные и морские ворота. В передаче CBS съемочная группа телеканала сделала сюжет из нью-йоркского аэропорта им. Джона Кеннеди. Камера оператора показывает нам контейнеры с подозрительными лекарствами.

«Как вам удается справляться с таким поток фальшивых медикаментов? – спрашивает Гупта представителя Food and Drug Ad-ministration (FDA) Дэвида Элдера.

Чиновник федерального управления честно признается: «Возможности нашего ведомства ограничены и не позволяют поставить эффективный заслон на пути лекарственных подделок». Однако Гупта поражен другим ответом Элдера. На вопрос, как вы поступаете с обнаруженными лекарственными фальшивками, тот отвечает: «Высылаем обратно отправителю».

«Но это же бред, – восклицает пораженный Гупта. – Неужели вы не можете уничтожить лекарственные подделки?!»

«Увы, но мы не имеем права поступать подобным образом…»

Поразительно, не правда ли. Нас не отравят, отравят других…

Из передачи CBS мы узнаем, что многие лекарственные подделки настолько похожи на оригинальные бренды, что даже искушенные эксперты из лаборатории FDA в Коннектикуте не в состоянии «на глазок» отличить их от настоящих.

«В Индии сегодня можно произвести любой поддельный аналог настоящих лекарств», – говорит в беседе с Гуптой Балбир Бхогал, которого американские власти обвиняют в распространении фальшивых психотропных препаратов на территории США. Бхогал подозревается в преступном сговоре с виртуальной аптекой, через которую он, таково мнение следствия, перекачал миллионы таблеток.

«Я ни в чем не виноват, – пожаловался он Гупте. – Нашел этот веб-сайт в интернете – Easy Meds for You, самого владельца никогда не видел. Предложил ему свой товар, вполне легитимный – я его поставлял в другие страны Азии».

Однако в FDA арестованному в Висконсине индийскому предпринимателю не верят, полагая, что он знал, чем торгует на самом деле.

К сожалению, лекарственные подделки оказываются у американцев не только посредством виртуальных аптек. «Какая-то часть опасного товара, пусть и небольшая, попадает в обычные аптеки и госпитали», – говорит глава FDA Маргарет Гамбург. «Честно говоря, мы не можем реально оценить масштабы этой проблемы. Однако известно, что в некоторых странах от 30 до 50% популярных лекарств – фальшивки».

Вот что ответила госпожа Гамбург на вопрос Гупты, какое влияние оказывает на США резкий прирост мирового производства поддельных лекарств. «По статистике, 40% всех лекарств, приобретаемых в США, поступает из-за рубежа. Кроме того, в 80% потребляемых лекарств, имеются ингредиенты из различных стран.

В качестве примера можно привести трагедию трехлетней давности, когда сотни, если не тысячи людей пострадали от препарата heparin, принимаемого для разжижения крови. Менеджеры американской фирмы-производителя – Baxter Interna-tional заявили на слушаниях в Конгрессе, что даже не подозревали, что один их ингредиентов, поступавших из Китая, окажется подделкой.

По данным Гамбург, от псевдогепарина умерли 80 человек, в Baxter International утверждают, что не более 5. Эксперты сходятся во мнении, что точной цифры погибших никто никогда не узнает – ведь это лекарство на момент трагедии принимали миллионы американцев. Как не удастся, скорее всего, узнать имена тех, кто выбросил на рынок смертельно опасный химикат, вошедший в состав гепарина.

Может ли трагедия повториться? Вполне. Несмотря на скандал с гепарином, значительная часть ингредиентов, используемых в производстве американских лекарств – импортная. Среди крупных поставщиков – Китай и Индия, страны, в которых система проверки качества медикаментов находится на очень низком уровне. Как призналась Гамбург, представители FDA инспектируют ежегодно всего 12% зарубежных фармацевтических предприятий.

Автор: Михаил Трипольский, Русская Реклама

 

You may also like...