Тайны операции Orchard: сирийский ноутбук и ядерная фабрика в пустыне
С чего началась история полного замалчивания и глухой тишины вокруг загадочных ночных взрывов в глубине сирийской пустыни. Новые подробности о роли компьютеров в закулисных событиях арабо-израильского противостояния.
Среди множества бурных событий, сотрясающих Ближний Восток, одной из самых больших загадок последних лет остается так называемая «Операция ORCHARD» («Фруктовый сад»). Под таким именем уже вошла в историю атака израильских истребителей в ночь с 5 на 6 сентября 2007 года, в результате которой был полностью уничтожен ключевой объект секретной ядерной программы Сирии, находившийся в глубине Сирийско-Аравийской пустыни.
Хотя к настоящему времени об этой тайной операции уже много чего стало известно, ни официальный Израиль, ни власти Сирии по сию пору так и не признали самого факта произошедшего. То есть сирийцы категорически отрицают свою попытку создать собственное ядерное оружие, а израильтяне соответственно не торопятся признавать, что это их самолёты ракетно-бомбовым ударом сравняли с землёй секретный военный объект соседнего государства.
Среди множества голосов, призывающих снять покровы секретности с этой истории и сделать, наконец, доступной для мирового сообщества реальную картину произошедшего, наиболее отчётливо прозвучали заявления от разведсообщества США и МАГАТЭ, Международного агентства по атомной энергетике. Именно из этих источников ещё в 2008 году были получены первые официальные подтверждения и документальные свидетельства относительно сути тайного конфликта.
Про чёткую и последовательную позицию МАГАТЭ тут, ясное дело, всё совершенно очевидно. А вот чтобы понять неожиданные призывы к открытости со стороны разведслужб США, главного и ближайшего военно-политического союзника Израиля, потребовалось бы чересчур углубляться в запутанные хитросплетения отношений этих двух стран. Попутно можно лишь отметить, что и в самом Тель-Авиве официальными лицами, имеющими непосредственное отношение к национальным спецслужбам, уже неоднократно делались прозрачные намёки на непосредственную причастность Израиля ко всей этой истории.
Как бы там ни было, на сегодняшний день считается достаточно надёжно установленным факт того, что целью израильской атаки был ядерный реактор для производства плутония – как важнейший элемент секретного проекта Сирии по созданию собственного ядерного оружия.
Одной из самых горячих тем, однако, по-прежнему остаётся вопрос о том, каким образом Израилю удалось узнать о существовании у Сирии собственного ядерного реактора в Аль-Кибаре – совершенно неприметном месте, изолированно расположенном глубоко в пустыне восточной части Сирии неподалёку от границы с Ираком.
Ядерный комплекс в Аль-Кибаре
Первый развёрнутый и вполне надёжный по своим источникам отчёт о подробностях этой военно-разведывательной операции появился в 2009 году в германском журнале Der Spiegel (англоязычный вариант статьи см. здесь: «The Story of Operation Orchard – How Israel Destroyed Syria’s Al Kibar Nuclear Reactor» by E. Follath and H. Stark, Der Spiegel, 11 Nov. 2009,).
Проводившие расследование журналисты установили, что самую первую, похоже, подсказку израильтянам предоставило Агентство национальной безопасности США, которое в 2004 году выявило подозрительно высокое число телефонных звонков между Сирией и Северной Кореей. Причём, как заметили американцы, многие звонки с сирийской стороны велись из ничем прежде не примечательного местечка Аль-Кибар.
Но самое главное, как стало известно немецким журналистам, то, что сотрудники разведки Mossad ещё пару лет спустя сумели добыть принципиально важные детали об объекте в Аль-Кибаре благодаря фотографиям, чертежам и прочим материалам из ноутбука, принадлежавшего одному из высокопоставленных правительственных лиц Сирии. В личный компьютер чиновника, отвечавшего за сирийские ядерные исследования, израильтянам удалось проникнуть в тот момент, когда он наносил визит в Великобританию.
Эта же самая информация ныне полностью подтверждена и существенно дополнена в книге израильских авторов Якова Каца и Йоаза Хенделя, которая готовится к выпуску осенью текущего года в США и носит название «Израиль против Ирана: Теневая война» (Yaakov Katz and Yoaz Hendel, «Israel vs. Iran: The Shadow War». Potomac, 2011). Авторы книги, известные своими обширными связями в военно-разведывательных кругах Израиля, на основе свидетельств, что называется, из первых рук рассказывают подробности о лондонском мероприятии Моссада против Сирии примерно в таком виде.
Как поведали анонимные источники в разведке, на самом деле команда из десяти по меньшей мере сотрудников Mossad первоначально имела задание физического устранения этого сирийского «ядерного деятеля» – когда стало известно, что в конце 2006 года он приезжает с визитом в Лондон. Однако в самый последний момент руководство разведки отменило акцию ликвидации, решив, что данный объект представляет для них гораздо большую ценность живым, нежели мёртвым.
По многим своим деталям тайная операция в Лондоне сильно напоминала, особенно в начальной фазе, куда более известную и тщательно задокументированную полицией ОАЭ операцию по ликвидации палестинца Махмуда аль-Мабхуха, одного из лидеров боевиков ХАМАС, убитого в своём номере дубайского отеля в 2010 году (подробности см. в материалах «За что боролись» и«Новая классика»).
Согласно мнению авторов книги «Israel vs Iran», операция в отношении сирийца началась в конце 2006 года, когда израильская разведка отследила важный онлайновый заказ номера в одном из отелей Кенсингтона, района в Западном Лондоне. Номер предназначался для высокопоставленного правительственного чиновника, который, как было уже известно, отвечал в Сирии за программу ядерных исследований.
В Великобританию «Моссадом» было отправлено три разных по своим задачам команды, включая звено «шпиков», посланных в аэропорт Хитроу для выявления и идентификации объекта, прилетавшего из Дамаска по паспорту прикрытия, выданному на чужое имя. Вторая команда поселилась в том же отеле, где должен был остановиться сириец, а третья команда отслеживала все его перемещения и всех людей, с которыми он встречался.
Среди агентов этой объединённой группы были сотрудники подразделения Kidon (Копье), занимающегося в «Моссаде» физическим устранением людей, и подразделения Neviot («Ключи», или «Источник»), которое специализируется на проникновении в дома, посольства и номера отелей – чаще всего для установки подслушивающих жучков.
Первый день лондонского визита чиновника был, главным образом, посвящён серии встреч в сирийском посольстве на Белгрейв-сквер, однако на следующий день, имея несколько часов до отправления в аэропорт и возвращения обратно, сириец занялся шопингом, то есть делом куда более интересным и удобным для задачи израильтян.
Команда «Кидон» постоянно, от магазина к магазину, следовала за ним на близком расстоянии, в то время как команда «Невиот» проникла в номер чиновника и обнаружила там беспечно оставленный ноутбук. У компьютерного специалиста ушло порядка пятнадцати минут на то, чтобы скачать содержимое жёсткого диска и установить шпионскую программу-троянца, позволявшую израильтянам отслеживать в ноутбуке все нажатия клавиш и похищать содержательную информацию.
Добытые из компьютера материалы были тут же отправлены и оперативно проанализированы в штаб-квартире «Моссада». В частности, среди файлов диска обнаружились строительные чертежи, письма и сотни фотографий, относящиеся к строительству комплекса в Аль-Кибаре. Поскольку в окончательном виде здание выглядело как абсолютно ничем не примечательная и безликая «обувная коробка», фотографии разных стадий возведения комплекса и его внутренних интерьеров оказались куда информативнее, очевидно указывая на признаки атомного реактора и работу с ядерным топливом.
Причём на одной из фотографий рядом с сирийским начальником обнаружили азиата с раскосыми глазами. А быстро проведённая идентификация установила, что на снимке позируют Чон Чибу, один из руководителей ядерной программы Северной Кореи и главный специалист по плутониевым реакторам, и Ибрагим Отман, директор Сирийской комиссии по атомной энергии…
По свидетельству одного из источников в израильской разведке, приводимому в новой книге, это совершенно неожиданное открытие в номере лондонского отеля фактически спасло жизнь владельцу компьютера. Потому что не найдись в ноутбуке столь содержательная информация, так бы сирийца и грохнули в Великобритании. Или, если цитировать слова дословно, «компьютер и содержимое диска стали страховкой его жизни. Если бы эти вещи не обнаружились, он бы не вернулся из Европы живым».
В августе 2007 года Израиль отправил в сирийскую пустыню разведывательную спецкоманду, которая занималась сбором образцов грунта в непосредственной близости от реактора. Ну а когда результаты анализов подтвердили всю собранную до этого информацию, в первых числах сентября 2007 года было принято решение об уничтожении объекта. Подробности этой военной операции известны по результатам расследования германских журналистов из Der Spiegel.
Поздним вечером 5 сентября 2007 года с авиабазы израильских ВВС Ramat David, что расположена к югу от портового города Хайфа, была поднята эскадрилья из десяти истребителей F-15 (1). Приказ, полученный пилотами, выглядел совершенно обычным – как тренировочно-боевое задание на внеплановых учениях. Направление полёта было задано на запад, как очевидный отвлекающий маневр в глубь средиземноморской акватории.
Затем трём из десяти машин было предписано вернуться обратно (2), в то время как остальные семь на малой высоте были направлены в сторону Сирии. При подходе к сирийской границе они применили высокоточное оружие, предотвращающее обнаружение радарными станциями сил ПВО (3).
Ещё через восемнадцать минут самолёты достигли окрестностей городка Дейр эль-Зор, ближайшего населённого пункта в районе ядерного объекта, а к тому времени в бортовые компьютеры самолётов уже были введены координаты боевой цели — комплекса Аль-Кибар (4). Вся атака снималась с самолётов, и, как свидетельствуют те, кто эту съёмку видел, разрушительная мощь ракетно-бомбовых ударов была намного больше того, что требовалось.
Сразу же вслед за кратким докладом военных о выполненном задании («цель уничтожена») тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт позвонил турецкому премьеру Эрдогану (главному посреднику в сложных арабо-израильских делах), объяснил ему сложившуюся ситуацию и попросил проинформировать сирийского президента Ассада о том, что Израиль не потерпит ещё одной ядерной фабрики, но при этом и не планирует больше никаких враждебных акций. Израиль, заверил Ольмерт, не хотел бы раздувать этот инцидент и по-прежнему заинтересован в мире с Дамаском. Поэтому, добавил он, если Ассад решит не привлекать внимание к израильскому удару, то и Израиль сделает то же самое.
Вот так и началась история полного замалчивания и глухой тишины вокруг загадочных ночных взрывов в глубине сирийской пустыни.
Автор: Берд Киви, КОМПЬЮТЕРРА
Tweet