Арабская революция на китайских мобилах

Волну революций, прокатившихся по странам Африки и Ближнего Востока, принято связывать с таким новым оружием Америки, как Twitter и Facebook. Однако в этих восстаниях сыграли свою роль и другие технические новшества. Включая те, что пришли из Китая, который традиционно считается душителем свободы. Об этом – перевод статьи Грега Линдсея из журнала Fastcompany.

В качестве одного из последних примеров «эффекта бабочки» мы исследуем дешевые китайские телефоны. Казалось бы, после изгнания с рынков Китая и Индии волна поддельных китайских мобильников, заполонивших практически все страны третьего мира, должна была понемногу сойти на нет и раствориться в океане доступных устройств от вполне «белых» корейских производителей. Вероятно, так бы и произошло, не попади продукция шанхайских конструкторов на Ближний Восток, где внезапно появившаяся возможность мгновенно обмениваться информацией привела к непредсказуемым последствиям – и для самого Китая тоже.

Зарождение шаньчжая

В 2004 году тайваньский производитель электроники MediaTek представил широкой публике свой инновационный продукт: предназначенный для производителей набор «Сделай сам», но не с радиоприёмником, а с сотовым телефоном. Всё, что нужно было сделать для получения готовой, причём эксклюзивно новой модели – добавить косметические изменения в прошивку, определиться с набором доступных функций и «надеть» сверху корпус. Среди китайские контрафактщиков, производителейшаньчжая, новинка оказалась абсолютным хитом.

В первый же год продаж раскупили 3 миллиона базовых чипов от MediaTek; к 2010 число проданных устройств достигло 500 миллионов единиц, что составило более трети общемирового рынка. Почти половина этих чипов была использована при производстве шаньчжая, который, за счёт простоты изготовления и невероятной дешевизны, просто взорвал китайский рынок. «Пять лет назад контрафактных телефонов просто не существовало», – сообщил в 2009 году The New York Times сотрудник отдела продаж одного из китайских предприятий. «Вам нужен был дизайнерский отдел. Программисты. Инженеры и проектировщики. Теперь выпустить новую модель могут пять человек».

После покорения Китая контрабандные шаньчжай-устройства стали настолько популярны, что индийские операторы сотовой связи, по слухам, подкупили высокопоставленных чиновников, чтобы получить контроль над рынком. Это привело к упущенной государством выгоде в размере около $40 миллиардов, породило страшный скандал и может привести к смене правительства Индии. Производителям шаньчжая же, в свою очередь, пришлось искать новые рынки, и они освоили Ближний Восток, где дешёвые устройства поспособствовали началу Арабской весны.

«Ноклы» и «Блокберри»

Ключом к производству столь дешевых телефонов стало сочетание чипов MediaTek и огромный рынок всевозможных запчастей Шеньчженя. В то время как инженеры MediaTek сконцентрировали усилия на добавлении программной поддержки тач-скринов и IM-клиентов, производительи шаньчжая оснащали простейшие модели динамиками, камерами с зумом и LED-вспышками. Вскоре партии «Ноклий» и «Блокберри» расползлись по Шанхаю и Шеньчженю.

За счёт малого производственного периода шаньчжай выпускался партиями по тысяче телефонов, поступал на местный рынок и, при наличии спроса, довыпускался. Серьезные концерны вроде «Нокии» вскоре осознали всю тяжесть нечестного противостояния и собственных попыток угнаться за конкурентами. Производственные циклы были сокращены с 9 или 12 до всего лишь трёх месяцев. Вместо дешёвых подделок производители шаньчжая выпускали инновационный продукт, вынуждая крупные концерны играть в догонялки.

Согласно докладу Boston Consulting Group, именно шаньчжай-устройства стали основной причиной увеличения почти в 4 раза числа пользователей мобильного Интернета в Китае: с 2007 по 2009 год их количество выросло с 50 до 180 миллионов человек. Исследовательская компания iSuppli прогнозирует в этом году рост поставок «серых» мобильных телефонов на 12% по сравнению с 2010, то есть до 255 миллионов единиц.

Скандал в Индии

Серьезным ударом для «телефонных пиратов» стало появление на рынке iPhone 3G и Android-устройств, рассчитанных на 3G-сети и предлагающих соответствующие возможности. Продукция MediaTek не поддерживала современные стандарты, и производителям шаньчжая пришлось всерьез задуматься о новых рынках с менее требовательными к техническим характеристикам ппотребителями.

Индия, в силу территориальной близости к Китаю, малой распространённости персональных компьютеров и высоким ценам на широкополосные соединения, оказалась идеальным выбором. В 2009 году шаньчжайские телефоны поступили в продажу, предлагая «отменную функциональность лишь за малую долю стоимости устоявшихся брендов». Внезапное появление такого количества мобильных устройств породило жестокую войну цен между основными операторами сотовой связи, такими как Bharti Airtel и Reliance Communication. Стоимость звонков упала до 0.6 цента за минуту, даже несмотря на стремление компаний привлекать по 20 миллионов новых пользователей ежемесячно.

Столь серьезное падение цен, вероятно, было связано с необычными изменениями в законодательстве Индии, касающимися предоставления услуг сотовыми операторами. Принятые в последнюю минуту изменения в процедуре получения лицензии фактически сводились к принципу «кто успел, тот и съел» – требовалось всего лишь первыми принести официальному лицу заполненные бумаги и 355 миллионов долларов наличными.

В итоге серьезный аукцион, способный принести стране, по оценкам независимых аудиторов, до 39 миллиардов долларов, превратился в беспорядочную беготню по зданию, где происходили торги, и скупку лицензий спекулянтами. Самому государству это принесло лишь 2.7 миллиарда.

Последующее расследование привело к «Апрельским обвинениям», в ходе которых были заведены уголовные дела на бывшего министра связи Индии, двух чиновников и шестерых директоров сотовых компаний по подозрению в преступном сговоре, подлоге и мошенничестве. The New York Times назвала разразившийся скандал «Индийской версией Типот Дом».

Арабская весна

На сегодняшний день рынок шаньчжая вышел за пределы и Китая и даже Индии. Из 235 миллионов чипов, произведённых MediaTek в прошлом году, 140 были отправлены в дальнее зарубежье. Так, они заполонили половину рынка мобильных устройств Ганы. А прошлой осенью The National, финансируемая государством газета ОАЭ, предупредила о «возможном прицеле китайских контрабандистов на Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива», т. е. Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию.

Спустя несколько месяцев, половина этих стран оказалась втянута в бурлящие события Арабской весны. Хотя никто и не связал напрямую появление в регионе шаньчжайских мобильников и последовавшие волнения, The National отмечает, что «эти дешевые устройства насыщают рынки не только вроде индийского, но начинают появляться и на улицах Лос-Анджелеса, а нацелены они на Ближний Восток, где найдут покупателей как в городах вроде Каира, так и среди привыкших к high-end продукции жителей ОАЭ».

И хотя устройства от MediaTek не способны давать доступ ни к Facebook, ни к Twitter, на сегодняшний день они оснащены всем, что недобходимо прогрессивному юному революционеру, чтобы избежать репрессий или показать их всему миру – видеокамера, скайп, bluetooth; практически готовый переворот меньше, чем за $50.

По иронии судьбы, «Арабская весна» породила волну репрессий и в самом Китае, что значительно усложнило жизнь производителям шаньчжая, которые раньше вообще не скрывали своей деятельности.

Но что бы ни случилось, выпущенного джинна уже не загонишь обратно в бутылку – дешевые и простые в производстве китайские телефоны открыли доступ к сотовой связи массам людей в таких местах, где раньше она считалась роскошью. А вместе с этим – и бесплатный обмен информацией, который, в свою очередь, порождает революции. И если Пекин ищет причину восстаний, которые так напугали правительство Китая – она именно в этих дешевых устройствах, которые питают в значительной мере экономику страны.

Автор: Юрий Мельников, ВЕБПЛАНЕТА

You may also like...