Кризис Европы: мифы против реальности
Страны, экономика которых находится в несколько лучшем положении, видят единственное спасение в официальном разделении Европы на ведущих и ведомых, в централизованном управлении и жёстком контроле. «Оппозицию» слабых экономик возглавляет глава Еврокомиссии, настаивающий на сохранении статус-кво любыми средствами.
В ноябре финансово-политический пейзаж Европы претерпел определённые изменения. Добровольно сложили свои полномочия премьер-министры Греции и Италии, чьи меры по спасению национальных экономик оказались недостаточными. Отныне в Греции действует правительство Лукаса Пападимоса, а решать финансовые вопросы Рима предстоит Марио Монти.
Конечно, существуют определённые надежды на то, что свежие кадры смогут оценить ситуацию по-новому и найти нестандартные варианты решения проблем, которые предшественникам не удалось преодолеть, несмотря на все приложенные усилия. Но, скорее всего, смена власти в данном случае является иллюстрацией правила арифметики, согласно которому от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Новый глава греческого кабинета министров объявил, что его главная задача — ратифицировать 130-миллиардный пакет финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ. Как известно, это обязует Афины проводить дополнительные жёсткие меры по сокращению бюджетных расходов. Против этого массово протестует население Греции, а ведущие политические лидеры страны уже заявили о своём отказе подписывать меморандумы с обязательствами Греции перед Евросоюзом.
Кабинет Марио Монти планирует принимать меры, которые уже пытались осуществить в Греции. Правительство Италии займется фискальной консолидацией и проведением реформ, направленных на ускорение темпов экономического роста. Хотя масштаб итальянских реформ, пожалуй, превосходит греческий. Программа Монти предусматривает как стандартные изменения — реформирование выплат пособий и льгот, рынка труда, налоговые реформы и ужесточение мер против уклонения от уплаты налогов, подготовка списка подлежащих приватизации государственных объектов — так и ряд новшеств. Для ускорения темпов роста ВВП, Монти решил подвергнуть реформам и образование, чтобы привести эту сферу в соответствие с международными стандартами.
Вместе с этим, Марио Монти предстоит преодолеть противодействие парламента. В итальянском парламенте, как и в греческом, действует оппозиция, которая вряд ли поддержит снижение социальных выплат и «затягивание поясов» за счёт среднего класса и малоимущих слоёв населения, зависимых от выплаты пособий. Что, скорее всего, замедлит проведение реформ. При этом времени у Европы остаётся всё меньше.
Несмотря на многочисленные саммиты, совещания и консультации, практические и осязаемые решения принимаются нечасто. Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), о наполнении которого постоянно говорится на самом высоком европейском уровне, до сих пор не работает. И единственным финансовым инструментом в ЕС по-прежнему остается Европейский Центробанк.
Давление на эту структуру очень значительно. ЕЦБ продолжает скупать облигации стран PIIGS, стараясь остановить дальнейшее ухудшение их инвестиционной привлекательности, но это не улучшает ситуацию в качественном смысле и провоцирует рост инфляции. Ресурсы МВФ, которые также планируют использовать для спасения Европы, весьма ограничены и составляют в настоящее время примерно 360 миллиардов евро. Эта сумма вполне достаточна для покрытия долгов Греции, но совершенно несопоставима с госдолгом Италии.
А на горизонте уже видны очередные «водовороты». Биржевая статистика показывает, что на распродажу идут не только бумаги Греции, Италии и Испании, но и облигации стран из высшей рейтинговой категории «AAA», к примеру, Австрии и Нидерландов. Франция и Финляндия также демонстрируют весьма опасные для евро тенденции.
ВВП Голландии в III квартале 2011 года уменьшился на 0,3%, хотя еще в сентябре правительство этой страны предсказывало рост в 0,2%. Многие аналитики придерживаются того мнения, что это первый предупредительный «звонок», cвидетельствующий о слабости Амстердама. Доходность французских 10-летних бондов составляет уже более 3,5%, превосходя по этому показателю немецкие обязательства примерно вдвое. То есть «расслоение» начинает проникать в самое ядро Евросоюза, разрыв между доходностью по десятилетним облигациям Франции и Германии, достиг рекорда. И Парижу сегодня одалживают деньги под вдвое больший процент, чем Берлину.
Согласно ежегодному докладу Euro Plus Monitor 2011, распространенном на минувшей неделе, экономическая ситуация во Франции обстоит значительно хуже, чем в других странах еврозоны с высшим финансовым рейтингом AAA. Франция больше не достойна своего высшего финансового рейтинга ААА и звания одной из ведущих экономик Европы, уверены авторы доклада, ведь по целому ряду макроэкономических показателей она занимает промежуточное положение между Испанией и Италией.
Главной причиной обеспокоенности инвесторов, которые продолжают продавать испанские, греческие и итальянские бонды, является большая уязвимость французских банков по причине их «переполненности» долговыми обязательствами Греции и Италии.
Возглавляемый канцлером Германии Ангелой Меркель консервативный Христианско-демократический союз (ХДС) принял резолюцию с призывом изменить Лиссабонский договор. В европейскую конституцию предложено внести поправки, которые позволят государствам-членам покидать еврозону «по собственному желанию», оставаясь, тем не менее, в составе ЕС.
Пока Берлин предлагает косметические изменения, которые позволили бы применять меры определённого принуждения к странам-должникам. В частности, в договоре о ЕС Меркель предлагает прописать право на жалобу в Суд Европейского союза, который смог бы объявлять бюджеты стран-членов не соответствующими общеевропейским задачам, не вмешиваясь при этом в детали их создания и согласования. Также Германия предлагает расширить полномочия Еврокомиссии при наблюдении за бюджетами стран еврозоны, расширив их на все государства. В том числе и на те, которые не входя в зону евро.
Ангела Меркель планирует провести озвученные реформы Евросоюза до конца 2012 года, надеясь, что это поможет Европе выйти из финансового кризиса. Предварительный вариант обновленного договора о ЕС должен быть готов к весне 2012 года. Причём озвученные выше формулировки были в значительной степени смягчены. Отдельные представители правящей немецкой партии настаивали на положениях, согласно которым страны, не соответствующие ряду критериев, изгонялись бы из еврозоны насильно.
Подобные настроения имеются не только в Германии. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил: «в будущем максимальной санкцией может быть принуждение стран отказаться от евро». Министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб согласен к коллегами и считает, что шесть стран еврозоны, имеющих высший кредитный рейтинг, должны создать единое «ядро евро», которое оказывало бы наибольшее влияние на экономическую политику. Глава финского МИДа убежден в том, экономически слабые государства представляют опасность для ЕС. «Страны, не обладающие кредитным рейтингом ААА, являются не лучшим примером для построения экономики, — поясняет Стубб. — Я считаю, что именно они выступают центробежной силой Европы».
Лояльность французского президента планам централизации Европы давно не является секретом. Он пошёл дальше и предложил совместно с Германией установить налоговые правила, которые будут оказывать давление на другие страны еврозоны. «Я предлагаю установить франко-германское доминирование, которое позволило бы построить более сильную экономику», — сказал президент Франции в октябре.
Странам с «тройным» рейтингом намереваются предоставлять льготные условия кредитования и введение совместных облигаций. Предполагается, что снижение стоимости заимствования для стран, входящих в «элиту» ЕС, должно мотивировать другие страны к развитию. Николя Саркози даже озвучил соответствующий случаю термин — «двухскоростная Европа».
Со своей стороны, десять стран ЕС, которые не входят в еврозону, обеспокоены тем, что фактически их отстранили от принятия решений по финансовым вопросам, определяющим политику всего ЕС. Не дожидаясь итогов франко-германских инициатив, «низкоскоростные» страны начали проводить свои собственные встречи и консультации на уровне министров финансов. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу оказал поддержку этим государствам, озвучил свою позицию, согласно которой никакого расслоения в рядах ЕС быть не должно и пообещал вскоре предложить собственный план по реформированию Европы.
Таким образом, кризис Европы поразил практически всех членов европейского сообщества. Долговые обязательства, экономический спад и уровень нестабильности приближаются к той точке, когда решить проблемы Евросоюза за счёт перераспределения финансов в рамках действующей модели полномочий и ответственности будет просто невозможно.
Страны, экономика которых находится в несколько лучшем положении, видят единственное спасение в официальном разделении Европы на ведущих и ведомых, централизованном управлении и жёстком контроле. «Оппозицию» слабых экономик возглавляет глава Еврокомиссии, настаивающий на сохранении статус-кво любыми средствами.
Причём страны с «низкой скоростью» явно не собираются помогать Германии и Франции экономить средства. Главы МИД Болгарии, Чехии, Венгрии, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Румынии подписали письмо, адресованное четырем еврокомиссарам, в котором «обращают внимание» на достигнутый Грузией прогресс в исполнении рекомендаций ЕС и призвали скорее приступить к процедурам по скорейшей интеграции Грузии в европейское сообщество.
Сложно сказать, чем руководствовались политики Восточной Европы, выступая с таким заявлением. Быть может, они считают, что Грузия поможет Евросоюзу в его финансовых проблемах? Если же отбросить иронию, то приходится констатировать — несмотря на то, что экономика ЕС находится в критической ситуации, многие члены сообщества все еще живут в пространстве политических мифов, которые уже давно не имеют ничего общего с реальностью.
Автор: Александр Вишневский, Сетевой интеллектуальный клуб
Tweet