Ресурс российских ракет истечёт раньше, чем заработает американская ПРО

Угроза американской противоракетной обороны для России вполне реальна, но в далёком будущем. Куда большую опасность для боеготовности стратегических вооружений РФ представляет их стремительное старение.

 В конце декабря президент России сделал беспрецедентное по жёсткости заявление относительно развёртывания в Европе американской системы противоракетной обороны. Дмитрий Медведев объявил о целом ряде военных шагов, которые Россия сделает в ответ. Озвучить эти планы Верховный главнокомандующий решил после провала переговоров по ПРО с американским президентом на недавнем саммите АТЭС.

Жёсткая реакция Москвы означает, что перезагрузка между Россией и США по меньшей мере приостановлена, а диалог по ПРО заморожен на несколько лет. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, какую опасность сегодня представляет американская ПРО для России, и пришёл к выводу, что угроза эта вполне реальна, но в далёком будущем. Куда большую опасность для боеготовности стратегических вооружений представляет их стремительное старение.

Самая активная фаза противостояния стран по вопросам ПРО пришлась на 80-е годы, когда президент США Рональд Рейган объявил о долгосрочной программе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ под названием «стратегическая оборонная инициатива (СОИ)». Основной целью СОИ являлось создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования.

Американцы стремились к созданию противоракетного щита США для надёжного прикрытия всей своей территории посредством нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их боевые блоки на всех участках полёта. Проект для своего времени выглядел настолько фантастичным, что его окрестили программой «Звёздных войн». Тем не менее задумки американцев вызывали серьёзное беспокойство у руководства СССР, поэтому были приняты к разработке контрмеры.

…сроки массового производства «Искандеров» постоянно откладываются. Пока армия располагает единственной бригадой «Искандеров», которая дислоцирована под Лугой, на вооружении которой стоит 12 пусковых установок. Ещё один отдельный дивизион есть в Южном военном округе. К 2020 году обещано 10 бригад…

К примеру, для того чтобы нейтрализовать сверхсложные геостационарные платформы – лазерные батареи, надо было вывести на орбиту небольшой контейнер со стальными шариками. С обычным рассеивающим зарядом на борту. В космосе образовывался рой искусственных метеоритов, смертельных для дорогой техники. Оценив разработки советских инженеров, американцы пришли к выводу, что СОИ не решит в полном объёме задачи защиты территории США от баллистических ракет и является стратегически нецелесообразной и экономически расточительной.

Работы по реанимации идеи СОИ были возобновлены в начале 2000-х. Причём в этот раз «антиядерным зонтиком» было решено накрыть не только территорию США, но и всех партнёров по НАТО. Причиной воссоздания противоракетной обороны была названа угроза ядерного удара со стороны так называемых стран-изгоев, разрабатывающих ядерное оружие, таких как КНДР, Иран и Сирия (ранее также Ирак и Ливия). Однако российскими политиками и военными неоднократно высказывалось мнение, что в действительности ПРО угрожает безопасности России. Развёртывание баз ПРО привело к ухудшению отношений между США и Россией. Особенно опасения у России вызывает стремление разместить элементы противоракетной системы в европейских странах НАТО.

Как рассказал «Нашей Версии» Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», если СОИ была всего лишь неосуществимой мечтой тогдашнего президента США, поскольку в то время НАТО не обладала набором нужных технологий, то сегодня ситуация в корне изменилась, вопрос создания глобальной системы ПРО лишь вопрос времени.

«В перспективе европейская ПРО станет многоэшелонированной системой противоракетной обороны, основанной на новейших военных технологиях. Её основы составят радары обнаружения и целеуказаний, а также батареи современных стартовых противоракет. Это эффективное и высокотехнологичное оружие, которое начиная с 2018 года будет способно уверенно осуществлять перехват и уничтожение российских межконтинентальных баллистических ракет с высокой степенью вероятности. Остаётся надеяться, что новые российские ракеты смогут преодолевать этот барьер ПРО».

Американцы серьёзно взялись за развитие системы ПРО. В польском местечке Редзиково на боевое дежурство планируют поставить 96 ракет системы «Пэтриот», на юге Румынии – перехватчики средней дальности SM-3, а Турция готова принять на своей территории американский радар передового базирования AN/TPY-2. Кроме того, испанское правительство разрешило базирование в местных водах американских боевых кораблей с многоцелевым зенитным ракетным комплексом «Иджис» на борту.

Специалисты в области ядерного вооружения отмечают, что американская глобальная система ПРО динамично совершенствуется и уже через несколько лет будет представлять серьёзную опасность для российских сил ядерного сдерживания. Опасения экспертов разделяют и военные, при этом начальник Генштаба России Николай Макаров не исключает, что в ближайшее время вероятен вооружённый конфликт у границ России, который при определённых обстоятельствах может перерасти в крупную войну с применением ядерного оружия. По прогнозам российского Генштаба, к 2020 году у американцев может появиться оружие, готовое уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты.

Главные надежды на сохранение паритета ядерных сил сегодня возлагаются на создаваемые войска Воздушно-космической обороны (ВКС). Этот род войск должен будет вовремя предупредить о ракетном нападении и прикрыть особо важные объекты, тем самым обеспечив возможность Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) нанести ответный удар. С 1 декабря войска ВКО во взаимодействии с силами и средствами противовоздушной обороны военных округов заступили на боевое дежурство. Военные рапортуют, что войска «сконцентрирует все возможности в воздушно‐космической сфере, чтобы максимально обеспечить выполнение задач».

Однако, по оценкам некоторых экспертов, ВКО – это всего лишь отчаянная попытка собрать воедино оставшиеся после распада Советского Союза немногочисленные средства космической обороны. Сегодня большая часть территории России остаётся не защищённой от ударов с воздуха, что ставит под сомнение возможность ответного ядерного удара. Чтобы реально усилить прикрытие ядерных объектов, необходимо резко нарастить численность этих войск, а главное, получить в нужном количестве новое вооружение. Первым же реальным элементом ВКО может стать система С-500 – новое поколение зенитных ракетных систем «земля – воздух», которая предназначена для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3500 километров. В рамках Госпрограммы вооружений до 2020 года обещано порядка 10 дивизионов С-500.

Для помощи в преодолении европейской ПРО ракетами стратегического назначения планируется использовать также оперативно-тактические ракетные комплексы Сухопутных войск «Искандер». Планируется разместить их в Калининградской области, откуда они должны грозить НАТО. Правда, эксперты не склонны преувеличивать их значение. Проблема в том, что в силу своей ограниченной дальности (до 500 километров) ракеты «Искандер» не могут держать «под прицелом» все элементы системы ПРО США, даже расположенные в непосредственной близости, в Европе, поэтому они мало влияют на стратегический баланс сил.

Кроме того, сроки массового производства «Искандеров» постоянно откладываются. Пока армия располагает единственной бригадой «Искандеров», которая дислоцирована под Лугой, на вооружении которой стоит 12 пусковых установок. Ещё один отдельный дивизион есть в Южном военном округе. К 2020 году обещано 10 бригад.

В то же время эксперты призывают не преувеличивать сегодняшние возможности американской ПРО. Как рассказал Игорь Коротченко, в настоящее время США имеют всего два стратегических района ПРО и находятся они на их территориях – на Аляске и в Калифорнии.

И даже их возможностей хватает только для перехвата либо одиночных, либо случайных пусков ракет, осуществить массовый перехват ракет в случае возникновения ядерного конфликта они не смогут. По сути, эти районы созданы для защиты от стран, не обладающих развитой ракетной технологией.

Между тем некоторые эксперты считают, что если состояние российских РВСН будет оставаться хотя бы на прежнем уровне, то они с лёгкостью преодолеют любую противоракетную систему за счёт наличия у России громадных ядерных запасов. Американцы подсчитали, на какие жертвы они готовы пойти при ведении ядерной войны: неприемлемый ущерб для США составляет 20 городов с населением в 0,5 млн человек. При этом российский ядерный потенциал гарантированно сотрёт с лица земли территорию размером с Францию.

В составе российских ядерных сил сейчас 702 стратегические ракеты, способные нести 3155 ядерных боезарядов. Представьте, не дай бог, что этот рой одновременно поднимается в небо, на определённой фазе полёта боеголовки разделяются, затем каждая ложится на свой курс. Причём на радарах количество опасных объектов растёт в арифметической прогрессии, поскольку современные ракеты снабжены десятками ложных боеголовок.

Кроме того, каждая боеголовка несётся к цели по непредсказуемой траектории. Даже в теории просчитать, как отразить такую атаку, не сможет ни один современный компьютер. Да и не существует в мире такого количества противоракет, которые смогут остановить российские боеголовки. От такой сумасшедшей ракетной атаки нужен сплошной заслон, что-то вроде высокотехнологичной Великой Китайской стены. Очевидно, что, пока не изобретено вооружение, основанное на новых физических принципах, ни одной экономике мира сегодня не по силам его создать.

Ещё одно эффективное оружие для преодоления противоракетной обороны –подводные ракетоносцы, которые являются одним из самых действенных средств ответного ядерного удара. Субмарины могут произвести пуски десятков ракет с разделяющимися ядерными боеголовками из любой точки мирового океана. Допустим, что российская атомная подводная лодка стратегического назначения «Юрий Долгорукий», относящаяся к 4-му поколению, вошла в залив Лоуэр, находящийся в нескольких десятках километров от Нью-Йорка, и произвела пуск несколькими ракетами «Булава». На устранение угрозы у американской ПРО будет всего несколько секунд, противоракеты за это время даже не успеют стартовать. Поэтому считается, что, пока хотя бы одна российская атомная подводная лодка находится на боевом дежурстве в мировом океане, Россия всегда сможет адекватно ответить на угрозу ядерного нападения.

Не случайно, как отмечают многие эксперты, основной проблемой нашего ядерного потенциала является не ПРО, а стремительно стареющее вооружение. К примеру, через несколько лет завершаются сроки эксплуатации даже относительно современных, принятых на вооружение в 1997 году ракетных комплексов «Тополь-М». Основным решением этой проблемы Минобороны рассматривает продление сроков эксплуатации ракеты. Изначально гарантийный срок службы ракет был рассчитан на 15 лет, планируется увеличить его почти в два раза.

В начале этого года было заявлено, что планируется увеличить гарантийный срок эксплуатации давно устаревших жидкостных многоблочных межконтинентальных баллистических ракет РС-18 (по западной классификации «Стилет») до 35–36 лет.

Но время обмануть нельзя. Как рассказал «Нашей Версии» преподаватель расформированного Ростовского филиала Военной академии РВСН, отказы ракетных систем, стоящих на боевом дежурстве, стали фиксироваться в десятки раз чаще, чем в советское время. Сегодня уже не редкость, когда осечки стратегического оружия происходят даже на хорошо подготовленных учениях. Напомним, в феврале 2004 года техническая неисправность помешала пуску российской баллистической ракеты в Баренцевом море, во время военно-морских манёвров, за которыми с борта подводной лодки наблюдал президент Владимир Путин.

Сегодня в Российской армии стоят на вооружении современные системы, способные в будущем гарантировать ядерное равенство с американцами, однако, по оценкам специалистов, их явно недостаточно. У экспертов вызывают тревогу неспешные темпы перевооружения РВСН, ведь стратегическое вооружение не обновлялось уже несколько десятилетий. Но есть надежда, что ситуация изменится: примерно 3 трлн рублей планируют потратить на ракетные вооружения в рамках госпрограммы закупки вооружения, рассчитанной до 2020 года.

Сейчас в российских РВСН началось плановое переоснащение, старые жидкостные ракеты МБР PC-18 и РС-20 утилизируются, им на смену приходят новые, твердотопливные, которые обладают меньшей уязвимостью. Наиболее современной считается PC-24 «Ярс» – российская твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета мобильного базирования с разделяющейся головной частью. Эта ракета является модернизацией ракеты комплекса «Тополь-МТ», в перспективе она должна заменить и составить вместе с «Тополь-М» основу ударной группировки РВСН. Как утверждают разработчики, эти ракеты адаптированы даже к будущей системе ПРО, которую будут создавать американцы.

Российским ракетам придётся противостоять противоракетам SM‐3 2В, которыми планируется оснастить глобальную систему ПРО США, включая её европейский компонент. Эти перехватчики способны сбивать как тактические, так и межконтинентальные ракеты, включая самые новейшие типы на заатмосферных высотах. Начиная с 2001 года ВМС США произвели целый ряд успешных испытаний комплекса SM-3.

Причём результативность оказалась весьма высокой – в 19 испытательных пусках мишени удалось поразить в 16 случаях. В 2008-м доработанная ракета SM-3 с борта корабля уничтожила на высоте 247 километров аварийный американский разведывательный спутник. Сейчас ВМС США имеют уже 18 боевых кораблей, оснащённых суммарно 71 противоракетой SM-3 Block I/IA. На основе весьма удачной ракеты SM-3 и начато создание нового мобильного комплекса ПРО. Первые усовершенствованные противоракеты должны были появиться в Европе к 2018 году. А к 2020 году ими должны были быть заменены все старые ракеты.

Оценивая технологические достижения американцев и понимая, насколько далеко они продвинулись в создании системы ПРО, некоторые эксперты опасаются, что нейтрализация российского ядерного потенциала может произойти уже в ближайшие годы. Так, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов рассказал «Нашей Версии», что сегодня Российская армия практически ничего не может противопоставить натовской ПРО.

«Если раньше наши ракеты обеспечивали прорыв, то сегодня, вероятнее всего, они будут малоэффективными. В Советском Союзе у нас были тяжёлые ракеты, которые не только несли 10 боеголовок, но и до 40 ложных целей, и этим дезориентировали систему ПРО. Даже самые современные новые типы российских ракет не могут «тащить» столько полезной нагрузки. При этом других средств преодоления противоракетной обороны нет, и в ближайшей перспективе ничего не предлагается.

Между тем американская ПРО развивается очень динамично, мощно, наращивает высокотехнологичные компоненты, при этом решает эти задачи на новом технологическом уровне. Создаваемая ПРО будет многоэшелонированной, в ней планируется использовать высокоточное оружие, ракеты будут уничтожаться прямо на стартовых позициях, и это не научная фантастика: американцы уже сегодня способны уничтожать боеголовки в космосе.

Сейчас в первую очередь необходима концепция выхода из сложившейся ситуации, нужно хотя бы теоретически понимать, как прорывать такую мощную систему противоракетной обороны. Наше отставание в этой сфере уже составляет несколько десятилетий, и оно только увеличивается; если не предпринять срочных мер, то догнать не сможем уже никогда. Для этого необходимо мобилизовать военную науку, нужны мощные научно-теоретические изыскания, технологический прорыв. И это в условиях, когда оборонный комплекс страны разрушен, (вспомните, как был провален гособоронзаказ). Поэтому пока ограничиваемся верой в наше старое оружие и громкими заявлениями», – считает Леонид Ивашов.

Автор: Александр Степанов, НАША ВРЕМЯ

You may also like...