Россия как Остров невезения: страна катастроф
29 декабря в России разбился очередной фронтовой бомбардировщик СУ-24, а в Северодвинске в доке чуть не сгорела атомная подводная лодка «Екатеринбург». В последние годы в России из строя выходит не только военная или космическая техника. Падают мосты, взрываются электростанции и угольные шахты, про более мелкие аварии и говорить не приходится.
Блог Толкователя взялся бегло осмотреть ряд важнейших технологических катастроф за последние три-четыре года в России. Но, рассказ, конечно, начнем с нашей любимой темы – космоса и ракет. Год Гагарина преподнес в декабре 2011 года очередную неудачу в космосе: 23 декабря с космодрома Плесецк на орбиту был запущен спутник-шпион (формально – спутник связи) Меридиан-5. На этапе работы третьей ступени ракеты «Союз-2″ произошло ЧП, двигатель отказал и сателлит железным дождем упал на территорию Новосибирской области. Чудом обошлось без человеческих жертв – одному местному жителю кусок аппарата пробил крышу в сарае.
Жалеть о потере спутника стоимостью в 2 миллиарда рублей, тем не менее, не стоит. Как аппараты, семейство спутников «Меридиан» весьма далеки от статуса надежных. Первые четыре аппарата серии были выведены в космос в 2006-2011 годах, но из них более-менее штатно работают только два. Первые два космических спутника из серии пользы России не принесли: первый отработал на орбите несколько месяцев и вырубился, второй был выведен на нештатную орбиту и по сути, оказался бесполезен.
Причиной аварии специалисты считают неудовлетворительную работу российского ракетного двигателя РД-0124. Кстати, это уже вторая авария из-за проблем в этой области – в августе ракета-носитель «Союз-У» из-за неполадок в двигателе РД-0110 упала в Алтае вместе с космическим грузовиком «Прогресс-12М», который вез 2,5 тонны полезного груза космонавтам на МКС. Примечательно, что ранее оба двигателя считались очень надежными, а на РД-0124 космические чиновники возлагали особые надежды.
Первая реакция российского государства на очередную катастрофу, как всегда, оказалась беспомощной. Руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин открыто признал тяжелый кризис в космической отрасли России (собственно, это то, что блог Толкователя говорил еще год назад и о чем мы писали весь текущий год), а назначенный курировать ВПК и ракетно-космическое производство вице-премьер и экс-русский фашист Дмитрий Рогозин пообещал бороться с падениями ракет ужесточением режима на предприятиях и повышением трудовой дисциплины.
К сожалению, господину Рогозину, видимо, невдомек, что на заводе-изготовителе двигателя – КБХА в Воронеже зарплата специалиста составляет от 7 до 12 тысяч рублей. Конечно, важен тут не сам уровень оплаты. Важно то, и о чем мы также писали, что в России серьезный интеллектуальный, научный и даже банально квалифицированный производственный труд не востребован, а такие люди загоняются в откровенную нищету. Господин Поповкин, вероятно, не понимает, что нельзя относится к инженеру-конструктору как к киргизскому гастарбайтеру. Это помимо того, что напрочь утеряны производственная и технологическая культура, а также элементарная профессиональная ответственность.
В итоге суммарные потери России от провалов в космосе только за прошедшие 12 месяцев приблизились к 1 миллиарду долларов. Однако воровство, безответственность и бардак в РФ на фоне деградации производственно-научной сферы идут полным ходом. И помешать этому не смогут никакие «драконовские организационные меры», гениальный Рогозин и не менее талантливый Владислав Сурков, которому после пропаганды доверили управлять ГЛОНАССом и высокими технологиями. Невозможно заставить людей добросовестно трудиться и создавать сложный продукт в условиях африканской, криминализованной экономики и в условиях тотального беспредела.
Эти вещи не всегда просто объяснить людям, но поймите, не бывает Нигерии и Габона с мощной и высокотехнологичной космонавтикой или флотом. А раз российский правящий класс – чекисты и олигархи, строят именно такую государственную модель, то иного ожидать просто нельзя.
29 декабря на ровном месте по этим же причинам была угроблена АПЛ «Екатеринбург», где из-за халатности произошел пожар. Теперь корыту грозит либо средний ремонт, либо вообще списание.
«Лодка обгорела сильно. Поэтому туда слетелось всё начальство начиная от НГШ и заканчивая командованием флота. Огнём повреждены ГАК и ещё куча всякого выносного оборудования, частично обогорело обрезинивание корпуса. Ущерб пока не подсчитан, но, похоже, ремонт придётся начинать практически заново. Главная причина – полное распиздяйство завода и технического экипажа…», пишет в своем блоге замглавного редактора газеты «Завтра» капитан Владислав Шурыгин.
Только вот откуда взять квалифицированных, ответственных людей, способных честно и добросовестно выполнять свою работу, если вся современная российская жизнь построена на обратном? Тем более, что деиндустриализация страны стала совершенно очевидной даже на уровне образования.
Поскольку мы уделяем большое внимание ракетно-космической отрасли, которая является лакмусовой бумажкой технической и технологической деградации африканизирующейся России (собственно, при СССР это была одна из самых развитых отраслей), к нам приходит масса писем от граждан-патриотов. Приводим выдержки из некоторых писем:
«Неудачи в космосе были у всех а вам лишь бы только злорадствовать и отрабатывать у госдепа свои доллары».
«Американцы используют российские двигатели французы на них летают, очень странная деградация. Врите больше!»
«Почитал, и почувствовал себя головой в помойном ведре. Разве можно так не любить свою Родину?»
«Если бы такие как вы поменьше обливали грязью нашу космонавтику – меньше было бы и аварий«.
Большая часть наших авторов пишет гневные письма из Москвы, а также США, Канады, Германии и Израиля. Вероятно, в этих местах отмечается повышенная концентрация российских патриотов, всерьез полагающих, что от писанины в этом блоге действительно падают ракеты, самолеты, не летают спутники и горят подлодки (впрочем, с ними полностью солидарны их духовные собратья – последователи традиционных африканских культов на Черном континенте и тамошние автохтонные фетишисты).
Краткий список наиболее резонансных техногенных катастроф в России в 2007-2011 годах.
1. 2007 год, 19 марта. Взрыв метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Погибло 110 человек, включая руководство предприятия.
2. 2008 год, 14 сентября. Падение Boeing-737 у Перми. Погибло 88 человек, включая генерал-полковника и советника Владимира Путина Геннадия Трошева.
3. 2009 год, 17 августа. Загадочная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Крупнейшая гидроэлектростанция России, вырабатывавшая самую дешевую электроэнергию в стране, полностью выведена из строя, погибло 75 человек. По мнению скептиков, плотина ГЭС может в ближайшие годы рухнуть, однако серьезные специалисты в этом сомневаются. Ущерб можно оценить в миллиарды долларов.
4. 2010 год, 9 мая. Катастрофа на шахте «Распадская» в Кемеровской области. Фактически уничтожена крупнейшая шахта в России, где добывался уголь коксующихся марок. Погиб 91 человек, ущерб составил порядка 300 миллионов долларов.
5. 2011 год, 7 мая. В Хакасии рухнул железнодорожный мост через реку Абакан, который связывал Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы Олега Дерипаски с внешним миром.
6. 2011 год, 10 июля. Катастрофа с теплоходом «Булгария» на Волге. 122 человека погибли.
7. 2011 год. 7 сентября. Крушение самолета ЯК-42 в Ярославле. Погибло 44 человека – практически в полном составе хоккейная команда «Локомотив».
8. 2011 год, 18 декабря. В Охотском море при транспортировке затонула буровая платформа «Кольская». Погибло и пропало без вести 53 человека. Авария произошла из-за грубейших нарушений условий эксплуатации платформы.
Разумеется, мелкие катастрофы – взрывы складов с боеприпасами, пожары в аэропортах и на строящемся мосту во Владивостоке, провал земли в Березниках, крушения мостов регионального значения, развал жилищно-коммунальной сферы и так далее, мы даже не пробовали перечислять. Для этого просто не хватит места. Но количество этих случаев от года к году лишь нарастает. И как мудрое руководство РФ собирается противостоять валу таких средних и мелких катастроф, неизбежно приводящих к крупным трагедиям, совершенно не понятно. Скорее всего, никак.
Рисунок Василия Ложкина
Tweet