Пока Европа протестует против повышения цен на бензин, украинцы изобретают способы экономии топлива

Еще два месяца назад полная заправка автомобиля стоила мне 620 гривен, теперь — 680. На 60 гривен дороже! — жалуется киевский водитель Виталий Новиков, доставая заправочный пистолет из бака своего Chevrolet Lacetti. — Смотрел по телевизору сюжет о Европе — там цены на горючее ненамного ниже украинских. Но вы сравните уровень жизни на Западе с нашим. Получается, бензин у нас вообще золотой!»

Горячую тему тут же подхватывают оказавшиеся рядом водители и сотрудники АЗС. Видно сразу — накипело. В феврале, вспоминают они, литр бензина А-95 можно было купить за 10,3 грн., а сейчас на стелах не найти цифры меньше 11,20. Но если хочешь заправиться без риска для двигателя, придется выложить 11,4 грн. То же с дизельным топливом: раньше оно стоило 9,5 грн., а сейчас 10,5 грн.

Недовольство граждан уже дошло до правительства. Правда… по телевизору. Как-то вечером премьер Николай Азаров увидел новостной сюжет о подорожании нефтепродуктов, в котором один из автомобилистов раскритиковал власть за бездействие. Такая «несправедливость» заставила премьер-министра уже на следующий день настрочить развернутый пост в социальной сети Facebook на бензиновую тему.

«Конечно, правительство принято упрекать всегда и за все. Но что происходит на самом деле? Хочу высказать свою позицию», — начал Азаров. Она заключается в том, что Украина добывает крайне мало нефти и большую часть сырья вынуждена импортировать. Из-за этого цены на АЗС слишком зависимы от цены на черное золото в мире. Последняя за год подскочила почти вдвое — до $125 за баррель.

Ездить на машине опасно. И не только из-за выбоин, ухабов и не всегда адекватного поведения многих водителей на дороге. Ведь топливо, которое, казалось бы, продается на вполне приличных АЗС, может легко вывести автомобиль из строя. Бывалые автовладельцы знают: всему виной повсеместное несоответствие горючего существующим нормативам. «Госконтроль за качеством топлива на рынке должен быть жестче. Автоновости ежедневно сообщают о заправках на которых бензин не соответствует установленным нормам.  Госорганы практически самоустранились от проверок качества реализуемых на АЗС нефтепродуктов»…

Как защитить свои деньги и автомобиль от мошенников на автозаправках — пять способов

Возразить тут нечего: сначала по цене горючего ударила гражданская война в Ливии. С февраля стоимость топлива растет из-за запрета Европы и США на ввоз сырья для производства бензина из Ирана. Сильные мира сего решили наказать страну за неуступчивость в вопросе закрытия ядерной программы, а страдают от этого простые автомобилисты по всему миру.

Неспокойная Европа

«Подорожание топлива не является какой-то эксклюзивной украинской тенденцией, то же самое мы сейчас наблюдаем в большинстве государств Европы, где цены на бензин достигли рекордных в своей истории отметок. Цены там начали расти даже раньше, чем в Украине, и пока рост не прекратился», — говорит ведущий специалист по связям с медиа сети заправок «ОККО» Олег Дорожовец.

Так, во Франции цена топлива преодолела рубеж, еще недавно казавшийся фантастическим, — 2 евро за литр. Рекордная стоимость бензина в Великобритании привела в марте к ажиотажному спросу за горючее: люди приезжали на заправки с канистрами, чтобы затовариться про запас. В итоге всего за неделю продажи нефтепродуктов увеличились более чем вдвое.

Резкое подорожание топлива в Европе уже вылилось в массовые акции протеста. Начались они в Великобритании и Германии и постепенно докатились до границ Украины. Совсем недавно, образовав огромный затор, против подорожания бензина выступили поляки. Даже в полуавторитарной Беларуси минские водители парализовали центр столицы, требуя от власти вмешаться в ситуацию с топливом.

Само определение «плохой бензин» подразумевает, что в топливе — повышенное количество металлосодержащих присадок, свинца, или нафталина, или этилового спирта, ацетона, или топливо не соответствует заявленному октановому числу. Или все перечисленные факторы присутствуют вместе. Последствия использования плохого топлива

Если залить плохой бензин — что будет, и что нужно делать потом

Как долго будет продолжаться рост цен на бензин в нашей стране, пока не может сказать никто. «Понятно лишь одно: до конца весны цена на А-95 поднимется до отметки 12 грн./л. Если объективно, она уже сейчас должна быть такой, — говорит директор сети АЗС «Укр-Петроль» (эксплуатирует более 90 станций) Андрей Томашук. — Если нефть продолжит дорожать, цена будет и того больше».

Но в отличие от европейцев наши автомобилисты пока не склонны к протестам. Как рассказал председатель общественной организации «Союз водителей» Сергей Овчинников, эта тема не раз поднималась во время встреч ее участников. «Однако срабатывает принцип «моя хата с краю», люди считают, что нынешнее подорожание — всего лишь сезонная тенденция», — отметил Овчинников.

Аналогичное объяснение Weekly.ua услышал и от руководства других водительских объединений. Так, глава профсоюза таксистов Василий Попик, с которым Weekly.ua встретился сразу после обсуждения влияния ценовой ситуации на рынок перевозок, отметил: возможность проведения акций протеста выносилась на обсуждение, однако члены организации отклонили эту идею, посчитав ее неконструктивной.

«Если причина подорожания в повышении стоимости нефти, чего можно требовать от правительства?» — разводит руками Попик. Решение проблемы профсоюз таксистов видит в переводе транспорта на сжиженный газ, который значительно дешевле бензина. Но, чтобы этот переход стал массовым, необходима помощь властей.

Во-первых, автолюбители хотели бы облегчения процедуры оформления технического переоснащения машин. «Сегодня Украина остается, наверное, единственной страной, в которой при установке газобаллонного оборудования (необходимого для работы авто на сжиженном газе. — Weekly.ua) нужно менять техпаспорт», — говорит Попик. Во-вторых, автомобилисты желали бы иметь гарантию, что использование газа и в будущем останется выгодным. Для этого они хотят предложить правительству закрепить стоимость этого топлива на уровне 50% цены бензина.

Пока этого нет, украинцы пытаются экономить на горючем всеми доступными им способами. «Приходится экономить. Раньше мне хватало одной заправки на неделю, теперь стараюсь на полторы растягивать. Без особой нужды не езжу, а если никуда не спешу — доезжаю до метро, оставляю машину и спускаюсь под землю», — рассказывает киевлянин Виталий Новиков.

Сергей Томашук тоже говорит, что многие водители стали заправляться меньшим количеством горючего. Например, если раньше человек покупал сразу 10 литров, сейчас заливает всего пять. Кроме того, люди активно переходят с бензина А-95 на более дешевый А-92. «Часто его заливают даже в иномарки», — говорят в «Укр-Петроле».

Акцизная история

Между тем кое-что сделать для стабилизации цен на топливо правительство все же может. «Единственным инструментом, с помощью которого можно сдержать рост цен на горючее в Украине, является уменьшение налоговой нагрузки на топливо, в частности ставок акцизного сбора. В прошлом году такой вариант сработал», — напоминает Дорожовец.

Этот вопрос представители сетей АЗС уже поднимали перед профильными госструктурами около месяца назад. Но тогда их предложение было отклонено из-за того, что снижение налогов приведет к недопоступлениям в госказну. Однако уже несколько недель спустя, когда стала понятна вся серьезность ситуации, идея об изменении акцизов снова всплыла. Правда, несколько в ином виде.

«Мы разработали проект закона, который вводит корректирующую ставку на акциз, — в зависимости от мировой цены на нефть ставка акциза выше или ниже. Мы получим стоимость литра бензина или дизельного топлива примерно в одном коридоре вне зависимости от мировой цены на нефть или нефтепродукты», — объяснил заместитель начальника департамента Минэнерго Константин Бородин в интервью одному из телеканалов.

На прошлой неделе руководство Кабмина сообщило: решение о введении «плавающей» ставки акциза в принципе одобрено. Осталось лишь внести уточнения, и законопроект передадут в парламент для скорейшего утверждения. По оценкам экспертов, за счет акцизов можно снизить цену на бензин примерно на одну гривню. Но, скорее всего, цены не упадут, а просто останутся на прежнем уровне.

В будущем снизить зависимость цен на бензин от колебаний нефтяных котировок Кабмин планирует еще одним способом. Как сообщил глава Минэнерго Юрий Бойко, с 2013 года в Украине запретят продажи бензина без содержания в нем менее 5% биоэтанола. «Мы вносим законопроект, надеюсь, он будет принят на заседании правительства, — сообщил министр. — Это позволит, с одной стороны, сократить закупки нефти, а с другой — загрузить сельхозпроизводителей»

 

Текст: Максим Асауляк, Weekly.ua

 

Читайте также: