Что стоит за покушениями на лидеров татарских мусульман России

В Татарстане ищут виновных в покушении на муфтия республики Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова. Громкие преступления, совершенные накануне священного для мусульман месяца Рамазан, на первый взгляд вызваны экономическими разногласиями в организации паломнических поездок. Но на самом деле вскрыли идеологические противоречия, давно существующие в республике.

Покушения на Илдуса Файзова и Валиуллу Якупова произошли почти одновременно, утром 19 июля. К днищу машины ­муфтия были прикреплены три взрывных устройства, которые сработали прямо во время движения. После первого взрыва ­муфтий успел выскочить из машины, это спасло ему жизнь.

Фото ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

А за пятнадцать минут до этого киллер расстрелял в подъезде жилого дома заместителя муфтия Валиуллу Якупова. Тот скончался по дороге в больницу.

Уже понятно, что основной версией при расследовании будет экономическая: в последнее время Илдус Файзов активно вмешивался в деятельность фирмы «Идель хадж», организующей паломнические поездки по святым для мусульман местам.

Скандал с хаджем разгорелся буквально накануне покушения. В интернете появилось открытое письмо мусульман Татарстана, адресованное муфтию. В нем верующие выражали недовольство тем, что отныне продажей туров в Мекку и Медину и отправкой жителей республики в хадж будет заниматься только Духовное управление мусульман Татарстана, а вернее, подконтрольное ему ООО «Татарский деловой мир» (или, как его называют в народе, «ДУМ РТ хадж»).

Муфтий объяснил, что взял хадж-индустрию под свой контроль, чтобы навести в этой сфере порядок: якобы прежний оператор (компания «Идель хадж», созданная предшественником Файзова на посту председателя Духовного управления Гусманом Исхаковым) откровенно спекулировал на паломничестве, продавая туры гораздо дороже, чем они ­стоят на самом деле. Муфтий ­пообещал, что теперь все будет по-другому: деятельность «Идель хаджа» по организации паломнических туров ограничится ролью агента, то есть они будут принимать заявки от желающих, формировать списки, а затем передавать их в «ДУМ РТ хадж». Звучали обещания, что поездки с новым оператором обойдутся верующим дешевле. Однако этого не произошло, вместо обещанных 90–100 тысяч рублей стоимость самого дешевого паломнического тура осталась на уровне 122 тысяч.

Недовольные таким положением дел мусульмане фактически обвинили муфтия в организации собственного бизнеса на паломнических турах и недобросовестной конкуренции с «Идель хаджем».

За два дня сбора подписей к этому открытому письму присоединились более четырехсот человек. Однако несмотря на недовольство верующих, руководство ДУМ Татарстана не собиралось возвращать квоты «Идель хаджу».

— Создание оператора под крылом ДУМ РТ преследовало цель не столько снизить цену поездки, сколько оградить наших паломников от влияния на их мировоззрение нетрадиционных для Татарстана течений ислама, — объяснял журналистам ­директор ООО «Татарский деловой мир» Руслан Нафисуллин. — Нам важно, чтобы люди, уехавшие туда представителями ханафитского мазхаба (одна из четырех правовых школ суннитского ислама. — «РР»), вернулись оттуда, не изменив своих религиозных взглядов на другие, угрожающие сохранению мира в республике. Сотрудники «Идель хаджа» этого не гарантировали.

Муфтий Татарстана Илдус Файзов, избранный на эту должность в апреле 2011 после ухода в отставку Гусмана Исхакова, широко известен борьбой с экстремизмом и радикализмом, что отличает его от предшественника. Поэтому существует и другая версия покушения, связанная именно с жесткой позицией Файзова по отношению к радикальным исламским организациям.

— Версия с хаджем не выдерживает критики, — объясняет «РР» старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, ученый-исламовед Ахмет Ярлыкапов. — Этот скандал был совсем недавно. Чтобы так быстро их убили из-за этого? Я не думаю, что это так. Однозначно, что это был ­теракт против стабильности. Он был нужен для того, чтобы показать, что в Татарстане не все так хорошо, что необходимы перемены. Этот теракт был выгоден как религиозным экстремистам, так и тем, кому нужно закручивание гаек в диалоге между государством и обществом.

В экономическое объяснение преступления плохо вписывается и убийство заместителя муфтия Валиуллы Якупова, возглавлявшего учебный отдел управ­ления.

— Чистый богослов, он писал книги и к финансам никакого отношения не имел, — уверяет руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. — Якупов и Файзов были мозговым центром традиционного ислама, тем более Якупов мог обосновать свою позицию: не просто сказать «вы плохие», а привести аргументы и доводы. Это убийство говорит о том, что ваххабиты готовы перейти от слов к делу.

Сулейманов считает идеологические разногласия основным мотивом убийства:

— Давайте посмотрим на суть конфликта: при прежнем муфтии-ваххабите Исхакове «Идель хадж» поставляла верующим ваххабитских проповедников, которые во время хаджа вели с ними беседы, давали читать ваххабитскую литературу. Новый муфтий, сторонник традиционного ислама, неоднократно обращался к руководству туроператора с просьбой прекратить это, но ему отвечали, что у нас, мол, плюрализм, и продолжали свою деятельность. Тогда Файзов создал «Татарский деловой мир» и забрал это дело в свои руки. Правильно он поступил? Правильно.

Почему же причины произошедшего сейчас ищут все-таки в экономических разногласиях, несмотря на явную идеологическую подоплеку, очевидную в Татарстане почти всем, кроме правоохранительных органов?

— Государство фактически закрывает глаза на давно назревший религиозный конфликт. Несмотря на регулярные тревожные сигналы, которые поступают уже давно, оно живет в сознании некой иллюзии благополучия Татарстана, — уверен Сулейманов.

Пока задержаны шесть подозреваемых в организации и совершении преступления. Причем эти задержания не позволяют четко сказать, какую из версий следствие считает приоритетной. Ведь, с одной стороны, под арестом оказался один из руководителей «Идель хаджа» 57-летний Рустем Гатауллин, что вроде бы говорит о приоритете коммерческой версии. С другой стороны, среди задержанных — 41-летний Айрат Шакиров, известный в Татарстане как «шейх Умаров».

— Ему неоднократно выносились предостережения со стороны республиканской прокуратуры за распространение книги «Личность мусульманина» Мухаммада Али аль-Хашими, признанной российским судом экстремистской. Он вел разговоры о ­вооруженном способе борьбы — джихаде. Уже в 2009 году прокуратура Татарстана вынесла ему первое предостережение за то, что он создал группу из 20 активистов и 50 сочувствующих. Он неоднократно участвовал в ваххабитских митингах, — рассказывает Раис Сулейманов.

Таким образом, очевидно, что следствие разрабатывает и версию религиозного противостояния. Это подтверждается и тем, что среди задержанных — глава прихода «Вакф» Мурат Галлеев, который тоже конфликтовал с Духовным управлением мусульман республики и даже пытался создать организацию, альтернативную ДУМ.

В любом случае пока следствие отрабатывает обе версии.

Авторы: Ксения Набаткина, Евгения Офицерова, Русский Репортер

You may also like...