Украина: безответственность родителей узаконена
Безразличие родителей, причем не только отцов, но и матерей, к воспитанию своих детей — привычное дело для украинцев. Вот и получили мы перевалившую за 130 тыс. армию беспризорников, стремительно растущую подростковую преступность и высокую, по сравнению с западными странами, детскую смертность. И дело не только в ментальности украинцев, вышедших из голодного советского прошлого.
А прежде всего в несовершенстве законодательства, регламентирующего семейные отношения.
Преступление без наказания
На подобного рода размышления меня натолкнул трагический случай, произошедший прошлым летом в Севастополе. Речь идет о гибели четырехлетней девочки, которую мать, отправившись в Чехию на заработки, оставила в многодетной семье своей подруги. Ее дети и стали убийцами «брошенного» ребенка. Оказавшись без присмотра взрослых, они нанесли девочке тяжкие телесные повреждения, от которых она скончалась на месте. Причиной агрессии был отказ малышки стать в угол между шкафом и входной дверью, после чего старший ребенок в семье, 11-летняя девочка, поочередно открывая и закрывая дверь, нанесла дверной ручкой не менее 23 ударов по телу и голове. По информации следственных органов, в избиении участвовали также младшие дети.
Кто виноват в смерти ни в чем не повинной малышки и кто понесет соответствующее наказание? Ответ на этот вопрос должно дать следствие. Но его результаты оказались неутешительными, поскольку возбужденное по факту убийства малолетнего ребенка уголовное дело вскоре было закрыто в связи с недостижением обвиняемой достаточного для привлечения к уголовной ответственности возраста.
По словам адвоката, главы Судебной ассоциации Украины «Фонд содействия правосудию» Екатерины Тарасовой, следствие имело все основания для такого решения, поскольку, согласно общему правилу, уголовной ответственности подлежат лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет. «Вместе с тем закон (ч. 2 ст. 22 Уголовного кодекса Украины) предусматривает так называемый сниженный возраст, с которого может наступать уголовная ответственность за особо тяжкие преступления. Но даже в таком случае ребенку должно исполниться 14 лет», — поясняет адвокат.
Как видим, под эти требования не подпадает подозреваемая в убийстве 11-летняя девочка. Следовательно, отвечать за содеянное перед законом она не будет. «Что же касается матери многодетной семьи, чьи дети до смерти забили вверенного ей на воспитание ребенка, то она может быть привлечена только к гражданской ответственности. Потерпевшая сторона (родственники погибшей малышки) вправе вытребовать у нее материальное возмещение причиненного ущерба. Но лишь в том случае, если в суде удастся доказать, что вред, причиненный несовершеннолетними детьми, стал следствием недобросовестного воспитания и контроля, попустительства, поощрения хулиганских действий со стороны их матери», — утверждает Екатерина Тарасова.
Социальная безответственность
К сожалению, нам не удалось выяснить, предъявлялись ли к матери детей, виновных в смерти четырехлетней девочки, какие-либо материальные претензии со стороны потерпевших. Но даже если бы и предъявлялись, то вряд ли сумма компенсации была велика, поскольку заработки женщины, в одиночку воспитывающей четверых детей, несопоставимы с теми, которые получает мать погибшей девочки в Чехии. Известно только, что ее бабушка, вернувшись с заработков, пыталась, как она утверждала на одном из ток-шоу, добиться справедливости, потому и обращалась в милицию с требованием отдать под суд несовершеннолетних убийц ее внучки вместе с их матерью, поскольку все вместе они несут угрозу обществу.
В этом есть определенная логика: вряд ли ребенку, совершившему преступление, пойдет на пользу безнаказанность. С этим согласна и доктор психологических наук, профессор Наталья Максимова, утверждающая, что дети сами не способны осознать свою вину за содеянное. Оставшись без наказания за кражу или убийство, они вырастают законченными преступниками. «Безнаказанно украв или убив один раз, дети приходят к выводу, что то же самое можно делать и дальше, — объясняет Максимова, — а достигнув совершеннолетия, удивляются, почему за те же деяния, за которые ранее не наказывали, теперь их посадили за решетку».
При этом психолог считает неприемлемыми жесткие меры наказания для несовершеннолетних и советует перенять опыт западных коллег. Так, например, французы считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы, а потому в стране функционирует только одна детская исправительная колония закрытого типа на 50 мест. К большинству юных правонарушителей во Франции применяются другие методы наказания, отличные от уголовного преследования, действующего в Украине. Ведь главное — достучаться до провинившегося ребенка, сделать все, чтобы он осознал свою вину и не повторил содеянное. Но такой результат возможен в том случае, если подросток, имеющий проблемы с законом, не останется предоставленным самому себе. Поэтому за рубежом с «трудными» детьми занимаются специально обученные работники социальных служб, психологи и, конечно же, школьные педагоги.
У нас несовершеннолетние правонарушители за редким исключением остаются брошенными на произвол судьбы. Родителям и учителям ими заниматься некогда, а социальные работники, как правило, не очень-то уделяют внимание проблемным детям. Насколько мне известно, гораздо больший интерес они проявляют в тех ситуациях, когда решаются связанные с несовершеннолетними материальные вопросы, — при защите жилищных (имущественных) прав детей или даже при решении вопросов опекунства или усыновления. Правда, недавно в Украине заговорили о реформах такого рода служб, но поскольку они сводятся к увеличению численности социальных работников, а не к смене концепции их деятельности, то ожидать существенных изменений, — сокращения армии беспризорников или снижения преступности среди неблагополучных детей, — наверное, все же не стоит.
Родительский произвол
А нужно ли вообще перевоспитывать детей — может, лучше сразу начать с воспитания родителей? Вот и стало бы меньше случаев проявления агрессии их чад по отношению к окружающим, а следовательно, снизился бы уровень детской преступности. Но для этого необходимо ввести жесткий контроль за выполнением родительских обязанностей и, главное, установить за уклонение от таковых серьезную ответственность.
Наверное, только в нашем законодательстве имеется норма (ч. 2 ст. 151 Семейного кодекса Украины), позволяющая родителям привлекать к воспитанию ребенка других лиц, то есть чужих людей, а главное, передавать его на воспитание не только юридическим (детским садикам, школам-интернатам и т. п.), но и физическим лицам, как это произошло с убитой в многодетной семье девочкой. Ведь если бы мама не погналась за длинным рублем в Чехию, малышка не оказалась бы в обществе агрессивно настроенных детей, которые, вероятно, позавидовали чужому ребенку, которому уделяли больше внимания, и решили его попросту убить.
К слову сказать, мама забитой до смерти малышки даже не соизволила приехать на похороны, сказав журналистам, что передала достаточно денег на красивый гробик и дорогой памятник. На этом ее миссия закончилась. А возвращаться домой она не собирается, поскольку не желает работать за 50 гривен в день. Вот почему ребенок был брошен на произвол судьбы! И поступить так, с точки зрения законодателя, эта женщина имела полное право, о чем свидетельствует вышеуказанная норма Семейного кодекса Украины. А ведь таких матерей и отцов, которые устремляются за границу на заработки, у нас в стране миллионы. Можно только представить, каково количество брошенных ими детей…
Но если подобные действия все же оправдываются желанием подзаработать для своих чад, то как расценить поступок еще одной украинской матери, которая, вылетая в начале нынешнего года из Чили на фешенебельный курорт Доминиканской республики с новым ухажером, оставила в аэропорту своего 10-летнего сына, поскольку обнаружились проблемы с документами? К счастью, полиция вовремя обратила внимание на то, что ребенок неожиданно исчез, и забила тревогу. Брошенного мальчика быстро нашли в аэропорту, а мать, оставившую несовершеннолетнего без присмотра, была задержана полицией, несмотря на свои оправдания и уверения в том, что за сыном должен был приехать его отец.
От «передачи на воспитание» до продажи один шаг
Представьте себе, что даже в Чили такой поступок матери по отношению к своему ребенку считается незаконным. У нас же считается вполне нормальной практикой, когда родители согласно ч. 2 ст. 151 вправе оставлять своих детей где угодно и с кем угодно. Правда, автор Семейного кодекса Украины, доктор юридических наук, профессор Зореслава Ромовская в Научно-практическом комментарии разъясняет, что норма касается родственников ребенка, на воспитание которых его можно оставлять. Звучит довольно странно, поскольку в самом Семейном кодексе об этом ничего не сказано.
А вот представители Одесской юридической школы в пояснении к ч. 2 ст. 151 СКУ указывают, что под «другими лицами» следует подразумевать не только родственников, но и знакомых родителей, то есть чужих для ребенка людей. Правда, в Научно-практическом комментарии под редакцией доктора юридических наук, профессора Юрия Червоного речь идет и о том, что за выбор сторонних «воспитателей» для своих детей родители несут ответственность, но, к сожалению, не уточняется, какую именно. Ничего удивительного, поскольку дать точный ответ на этот вопрос бывает сложно даже профессиональным юристам.
В результате родители могут отдать своих малолетних детей людям, занимающимся, к примеру, попрошайничеством, но привлечь их за это к ответственности практически невозможно. Почему? Да потому, что такие действия будут подпадать под уголовную ответственность, только если родители за передачу чужим лицам сына или дочери получат деньги. «При наличии факта продажи ребенка правоохранители обязаны возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 149 Уголовного кодекса Украины (торговля людьми или другое незаконное соглашение относительно передачи человека), — уточняет адвокат Екатерина Тарасова. — Если денежное вознаграждение за передачу детей другим лицам родители не получат, то и доказать их причастность к незаконным деяниям будет практически невозможно. Ведь всегда можно сказать, что они просто оставили их своим знакомым на воспитание».
Вот и получается, что несовершенное законодательство предоставляет нашим родителям право безнаказанно делать со своими чадами все что угодно. Исходя из этого, можно сделать вывод об уровне цивилизованности, развитости и гуманности украинского общества, который во всем мире определяется по отношению к социально незащищенным, уязвимым его членам, и прежде всего — к детям.
Автор: Александра Тимощук, газета ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ-Украина
Tweet