«Русских» дилеров в США обвиняют в рэкете

В бруклинский федеральный суд поступило исковое ходатайство девяти граждан России и двух казахстанцев, которые обвиняют в рэкете американские компании, занимающиеся продажей подержанных автомобилей и их поставкой в бывшие советские республики.

Ответчиками названы фирмы G Auto Sales Inc., Global Auto Inc. и Effect Auto Sales Inc. в Нью-Джерси и Пенсильвании, которые принадлежат Сергею Капустину, его жене Ирине Капустиной и ее сыну от первого брака Михаилу Головере. В число ответчиков также входят сотрудники этих фирм Владимир Штейн и Игорь Задорожный, которые помогали Капустиным налаживать контакт с покупателями и отправлять им счета, а после получения денег проводить «тактику затяжек».

Уловки были разные: машина якобы попадала совсем в другой порт совсем другой страны; терялись сопроводительные документы или бухгалтер оказывался в отпуске. По условиям контракта, если сделка расторгается по вине или желанию покупателя, ему возвращают 85% уплаченной суммы, причем только после того, как машина будет продана другому.

Ответчиком также значится нью-джерсийский адвокат Майкл Кампанья, который представляет все три фирмы и, по утверждению истцов, рассылал покупателям машин электронные письма на своем именном бланке. Кампанья извещал покупателей, что им придется платить за хранение их машин в финском порту, что не было включено в контракт, и угрожал судом за «пренебрежительные отзывы» о Капустиных, которые их жертвы размещали в Интернете.

Жителей бывшего «совка» привлекала возможность недорого приобрести почти новые машины, которые накатали небольшой километраж не по ухабам и бездорожью, а по хваленым американским хайвэям. Оказалось, что все не так радужно. Истцы утверждают, что ответчики предлагали им машины по очень привлекательным ценам, а получив деньги, сообщали, что доставка задерживается и через несколько месяцев предлагали им другие машины, часто хуже и дороже заказанных. В итоге большинство покупателей вообще не получили ни машины, ни денеги. Некоторым приходили пострадавшие от наводнения и отремонтированные автомобили.

«Все это длится минимум 8 лет, — написано в ходатайстве, — включает сотни, если не тысячи пострадавших, а переведенная каждым сумма в среднем составляет 20 тыс. долларов. Пострадавшие сталкиваются с языковым барьером, им не просто попасть в американские суды или организации защиты прав потребителя, в силу чего эта преступная схема безнаказанно продолжалась столько лет». Истцы и их американские адвокаты усматривают в действиях ответчиков нарушение закона США об организованной преступности (RICO).

Официально этот документ называется «ходатайством о вхождении» (motion to intervene), которое настаивает на включение группы истцов «третьей стороной» в уже существующее исковое дело. В этом деле Капустины выступают истцами, а ответчиком значится транспортная компания Empire United Lines и ее владелец, тоже иммигрант из бывшего СССР Михаил Хитринов. Офис компании находится в Бруклине на Кони-Айленд авеню рядом с Авеню Т, а занимается она различными видами грузоперевозок, включая морские.

Капустины заключили с Хитриновым контракт на доставку проданных ими автомобилей из портов Нью-Джерси в финский порт Котку, откуда машины должны были доставляться покупателям в бывшие советские республики. В ходатайстве уточняется, что доставка морем занимает от двух до трех недель, а город-порт Котка находится недалеко от Санкт-Петербурга и служит транзитным пунктом для автомашин, купленных гражданами бывшего СССР за рубежом. Из Котки они могут перегнать свои автомобили сами или погрузить их на грузовики-трейлеры.

На красочном сайте Global Auto USA все это разъясняется с подкупающей ясностью: «Если вы еще не определились с желаемой маркой автомобиля или хотите выбрать из нескольких моделей наиболее подходящую, вы можете осмотреть автомобили в Котке (Финляндия), на складе нашей компании. Все авто в Котке доставлены прямо из Америки — здесь вы можете выбрать любые модели и марки, подобрать оптимальную комплектацию, провести тест-драйв.

Машины из Котки не случайно пользуются огромной популярностью у покупателей – все машины в Котке проходят серьезную предпродажную подготовку и поступают в продажу в самом лучшем виде… И если вы серьезно подходите к покупке машины, Котка готова предложить вам самые интересные варианты, о которых вы могли только мечтать! Автомобили из Котки вы можете перевезти сами или заказать доставку на автовозе – авто из Котки будет доставлено прямо во двор вашего дома».

Однако Капустины утверждают, что Хитринов незаконно присваивал принадлежащие им и их клиентам автомобили, и добиваются судебного запрета «в форме приказа, который заставит ответчиков немедленно освободить незаконно захваченные ими автомобили».

В «ходатайстве о вхождении» истцами значатся граждане Казахстана Ардак Акишев и Жандос Аликпаров, а также россияне Игорь и Ирина Глазуновы, Юрий и Алла Ямковые, Алексей Баталов, Евгений Кондратюк, Эдуард Лисицын, Михаил Матвеев и Виктор Маняшин.

В частности, 23 августа 2012 года Евгений Кондратюк купил у компании G Auto Sales за 46 тыс. долларов Saab 9-4X Aero 2011 года. 12 сентября 2012 года супруги Ямковые купили у компании Effect Auto за 31 900 долларов BMW X5 2008. 9 августа 2012 года Эдуард Лисицын купил у компании Effect Auto за 64 900 долларов Lexus LX570 2009 года.11 ноября 2012 года Виктор Маняшин купил у компании Effect Auto за 22 920 долларов Toyota Venza 2009 года.

Все эти машины покупателями получены не были и находятся в Котке, как собственность продавцов. 28 марта 2013 года Михаил Матвеев купил за 14 920 долларов внедорожник Volkswagen Tiguan 2009 года и тоже не получил его. Сергей Капустин предложил Матвееву связаться с Хитриновым и его компаний Empire United Lines, которым Капустин якобы доставил этот автомобиль 7 февраля.

Адвокат ответчиков считает, что «заявление беспочвенно и никаких законных оснований для его рассмотрения в суде нет», так как заказанные машины были в срок доставлены морем в финский порт Котка, и местные власти расследуют дальнейшую судьбу этих автомобилей. Адвокат Global Auto пояснил, что финские власти занимались розыском «намеренно и корыстно присвоенных автомобилей, которые принадлежат клиентам Капустиных, и пока отказываются отчитаться ни перед нами, ни перед судом».

По поводу машины Игоря Глазунова адвокат сообщил, что ему предлагали вернуть деньги, но он через своего адвоката отказался. Российско-казахских истцов представляют русскоязычные адвокаты Анна Браун из Пенсильвании и Надя Вуд из Миннесоты.

Вуд специализируется на апелляциях и ведет сложные корпоративные тяжбы, а Браун, закончившая юрфаки Владивостокского университета и Университета штата Огайо в Кливленде, в 2011 году была одним из защитников российского летчика Константина Ярошенко в Нью-Йорке, а до этого представляла интересы бывшего украинского премьера Петро Лазаренко.

Собирая в Интернете дополнительную информацию, я наткнулся на полупровокационный сайт http://carcont.info/, где утверждалось, что «Михаил Хитринов он же Michael Hitrinov он же Рыжий — самый изобретательный мошенник всех времен и народов», а компании CarCont, Empire United Lines — аферы, жульническое предприятие, рэкетир».

Я бы оставил эти дерзкие слова без внимания, но следом мне попалось официальное сообщение об иске, поданном в федеральный суд Филадельфии пять лет назад. Все было, как говорится, в елочку: филадельфийская компания Motostrada LLC обвиняла Михаила Хитринова и его компании Empire United Lines и Corporate Capital Management в точно таком же рэкете, что 11 российско-казахских истцов сейчас.

Motostrada занималась тем же, что Капустины, и c ноября 2006 года через Хитринова отправляла из портов Нью-Джерси в финский порт Котку подержанные машины для «совковых» клиентов. В 2007 году из порта Элизабет туда отплыли больше 100 автомобилей, которые должны были ждать покупателей на платной стоянке якобы независимой финской компании CarCont Oy. Как утверждали истцы, в действительности CarCont была тоже хитриновской компанией, через которую машины были присвоены за то, что за их стоянку не платят, и в мае 2008 года владельцев Motostrada известили, что если они не внесут 120 430 евро, владелец склада распродаст машины с аукциона.

«Под предлогом завышенных цен CarCont за стоянку, — говорилось в иске, — ответчик Хитринов предложил истцам приобрести их имущество за общую сумму 20 тыс. долларов». Однако 5 декабря 2008 года компания CarCont Oy была выведена из дела в качестве ответчика, а 20 марта 2009 года дело по инициативе истцов было закрыто.

Автор: АЛЕКСАНДР ГРАНТ, Русская Реклама

Читайте также: