Перестройка Китая. Какие реформы ждут Поднебесную в ближайшие годы. А какие – нет

Закрытый пленум ЦК Компартии Китая планирует самые радикальные за последние 30 лет социально-экономические реформы. Темпы роста экономики, которые два десятилетия измерялись двузначными цифрами, постоянно снижаются, китайцы стареют, а региональные диспропорции растут — перемены назрели.

 Большинству китайцев разрешат иметь больше одного ребенка

До 1979 года китайцы следовали заветам Мао, который призывал их рожать детей в неограниченном количестве. Но после смерти «великого кормчего» стало очевидно, что кормить китайцев, число которых выросло с 550 до 900 млн, в общем, нечем. Именно тогда была введена жесткая политика «одна семья — один ребенок».

За всплеск рождаемости Китай, впрочем, успел сказать Мао спасибо, когда в результате структурных реформ экономика начала бурно расти и получила мощную подпитку в лице молодых людей, рожденных под зажигательные речи вождя. Но вот теперь страна столкнулась со стремительно стареющим населением и нехваткой женщин. Стремясь обеспечить себе поддержку в старости, многие семьи делали ставку на мальчика, а от девочек часто избавлялись еще до рождения.

Послабления при планировании семьи вводились постепенно: сначала для сельских районов, потом второго ребенка разрешили заводить и городским семьям — в случае, если оба родителя сами были единственными детьми в своих семьях. Теперь о втором ребенке горожане могут думать, даже если единственным ребенком в семье был только один из супругов.

По оценкам демографов, к нынешним 15 млн новорожденных в год прибавятся еще 1–2 млн. Это не так много и устраивает товарищей из ЦК, которые совершенно не стремятся к беби-буму и очередному демографическому перекосу, на этот раз в другую сторону.

Местные власти получат больше денег и полномочий

Сегодня региональные правительства в Китае ответственны за 80% расходов на своей территории, получая при этом лишь 40% от общей суммы собираемых в Китае налогов. Теперь провинциям дадут больше денег и предоставят больше инструментов для заимствования. В частности, они получат право выпускать муниципальные облигации, а на вырученные средства смогут отстраивать у себя необходимую инфраструктуру.

Кроме финансовых средств местные власти получат и новые полномочия. Так, например, низовые судебные и другие органы станут более самостоятельны при решении вопросов, связанных с трудовой и общественной безопасностью, а также с морским пространством и островными территориями.

Внимание на запад

Угрожающие диспропорции между бурно развивающимся востоком страны и отсталым сельским «диким западом» китайские власти собираются компенсировать реформой системы хукоу — прописки по-китайски. Сейчас от прописки напрямую зависит государственный социальный пакет каждого гражданина. Шанхайская, к примеру, считается лучше пекинской, а с сельской пропиской значительно сложнее найти работу, получить страховку, жениться, завести детей и тем более отправить их в городскую школу.

Отменять разделение на городскую и сельскую прописки власти не планируют, однако крестьянам станет значительно проще прописаться в малых и средних городах страны. Одновременно вводятся минимальные стандарты социального обслуживания, которое будет гарантировано даже жителям сельской местности.

«Оттепели» не будет

На фоне намечающейся социально-экономической либерализации особенно заметно, как неохотно китайские власти идут на политические послабления. С одной стороны, они приняли историческое решение об отмене практики «перевоспитания трудом» — о ликвидации системы трудовых лагерей, в которых без суда и следствия содержатся, по разным оценкам, от 190 тыс. до 2 млн граждан страны. С другой — на этом, похоже, они и собираются остановиться.

А решению о переменах предшествовала крупнейшая за последние десятилетия зачистка политического поля. К пожизненному заключению за коррупцию был приговорен секретарь Чунцинского горкома Компартии Бо Силай, которого считали неформальным лидером противников капиталистического курса. И теперь у нынешнего китайского руководства есть все возможности для того, чтобы жесткой рукой проводить самые либеральные реформы.

Автор: Николай Анищенко, РУССКИЙ РЕПОРТЕР

You may also like...