Почему новые кредиты не спасут Украину

Объем и структура госдолга Украины вполне приемлемы. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. Украина довольно далека от этого показателя – он не достигает и 40% ВВП. Но сроки погашения долговых обязательств весьма угрожающие.

В начале декабря один из крупнейших частных инвестиционных фондов США Franklin Templeton купил государственные евробонды Украины на сумму более $1,4 млрд. Это вторая сделка подобного рода, осуществленная этим фондом. Предыдущая состоялась в августе текущего года, когда организация приобрела украинские государственные облигации на сумму $5 млрд. В результате на сегодняшний день объем выкупленного фондом прямого внешнего долга Украины достиг 40% общего количества находящихся в обращении государственных еврооблигаций.

Тот факт, что столь крупная часть украинского государственного долга оказалась в кармане частного инвестора, не является ни беспрецедентным, ни угрожающим событием. «Государственные облигации как на первичном, так и на вторичном рынках выкупают в основном институциональные инвесторы, в том числе и инвестфонды. Franklin Templeton — это крупный игрок, оперирующий пенсионными активами и государственными долговыми бумагами разных стран, а суверенные облигации Украины сейчас характеризует большая доходность.

 Он сконцентрировал столь значительный объем этих бумаг потому, что, скорее всего, прекрасно понимает специфику связанных с этим рисков. Впрочем, даже если предположить, что по ним будет объявлен дефолт, все потери будет нести только сам фонд. То есть для того чтобы принимать какие-либо решения от имени всех держателей облигационного выпуска, необходимо иметь на руках не 40%, как у Franklin Templeton, а 75% его общего объема», — объсняет директор департамента инвестиционно-банковской деятельности ИГ «АРТ-Капитал» Александр Сницаренко.

Кому и сколько?

Согласно последним данным, обнародованным Министерством финансов Украины, на 31 октября этого года прямой внешний долг Украины достиг $26,307 млрд. При этом прямой внутренний долг составил $30,030 млрд. Общий размер прямого госдолга страны достиг $56,338 млрд. Непрямой, то есть гарантированный государством долг страны составил $12,499 млрд. Таким образом, размер совокупного долга Украины — $68,837 млрд. Несомненным плюсом данной ситуации является то, что внутренний долг, хотя и незначительно, все-таки превышает внешний, поскольку такое их соотношение гораздо более благоприятно для стабильности финансовой системы, нежели обратное.

Небезвозмездно

Одним из итогов украинско-российских межгосударственных консультаций, начавшихся 17 декабря, стала договоренность о том, что Россия разместит в ценных бумагах украинского правительства часть своих резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объемом $15 млрд. Но, как подчеркивают эксперты, это отнюдь не благотворительная акция, а коммерческий кредит, обслуживание которого может составить 5–10% в год.

Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнил, что уже в ближайшее время Россия купит двухлетние евро-облигации Украины на $3 млрд под нерыночную ставку доходности в 5% годовых. Остальные $12 млрд будут получены траншами в течение 2014 года «по мере возникновения необходимости». Способна ли будет наша экономика обслуживать еще и этот долг, покажет время. Но эксперты уже предрекают, что Украине придется рассчитаться с Россией или газотранспортной системой, или промышленными активами, или территориями.

«Основная часть украинского внешнего долга в размере свыше 60% состоит как раз из тех самых еврооблигаций», — подчеркивает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. «Общая сумма долга страны по этим бумагам составляет $16,26 млрд, — уточняет аналитик рынка облигаций группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Тарас Котович. — И поскольку они находятся в свободном обращении, структура их собственников постоянно меняется». Большая часть евробондов находится в руках трех крупных инвестфондов. «Наиболее вероятно, что, кроме Franklin Templeton, в их число входят американский Fidelity Investments и шотландский Aberdeen Asset Management», — предполагает Александр Куксин.

Таким образом, более 60% прямого внешнего долга Украины принадлежит нескольким частным инвестфондам. Что же касается остальных 40%, то они, по данным аналитиков, распределены между международными финансовыми организациями. «Примерно 15% украинского внешнего долга составляют заимствования у МВФ, чуть более 10% — у МБРР, 3% — у ЕБРР, 2% — у Европейского инвестиционного банка и т. д.», — уточняет Александр Куксин. «Так, МВФ Украина должна $4,26 млрд, МБРР — $3,04 млрд, кроме того, недавно был получен кредит российских банков в размере $750 млн», — добавляет Тарас Котович.

Что касается объема долга, то, по мнению экспертов, он также является вполне приемлемым. Как известно, общепринятый допустимый размер доли госдолга в ВВП страны составляет 60%. «Сейчас Украина довольно далека даже от этого показателя. Нынешний размер совокупного госдолга, составляющий почти $68 млрд, не достигает и 40% ВВП», — отмечает руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ-Капитал» Игорь Путилин.

Однако, кроме объема и структуры долговых обязательств страны, не менее важным фактором ее финансовой стабильности являются сроки их погашения. «У Украины же они в настоящее время весьма угрожающие, — подчеркивает Игорь Путилин. — Дело в том, что 72% ее совокупного долга должны быть погашены в ближайшие четыре года». По сути это означает, что в период с 2014-го по 2017 год Украина должна будет выплатить примерно $50 млрд. Этот показатель в 2,5 раза превосходит те золотовалютные резервы, которыми страна располагала на конец октября нынешнего года — $20,6 млрд.

Когда и как?

К началу массовых акций протеста объем внешних долговых обязательств Украины, которые она должна выполнить до конца текущего года, по данным Минфина, составлял 4,2 млрд грн. «По моим подсчетам, всего в декабре из госбюджета на погашение долгов должно быть направлено 4,3 млрд грн, — уточняет Тарас Котович. — Но почти половина этой суммы — 2,1 млрд грн — была уже выплачена 4 декабря, так что обязательства этого года не составят никаких проблем».

Этого, конечно, нельзя сказать о годе грядущем. Так, по данным международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в 2014 году Украине необходимо будет выплатить $8,2 млрд. «Действительно, общий объем ее обязательств по погашению долгов достигает 70,75 млрд грн, из которых 33,27 млрд грн — по внешним долгам, а 37,48 млрд грн — по внутренним.

При этом часть внутренних платежей также должна быть осуществлена в валюте», — добавляет Тарас Котович. А потому, как считают в Fitch, при отсутствии новых заимствований и сохранении нынешнего состояния платежного баланса выполнение этих обязательств может повлечь за собой сокращение золотовалютных резервов страны к концу 2014 года до $5 млрд.

В сущности это значит, что если Украина не реструктуризирует собственные долги и не привлечет новые займы, ровно через год, имея всего $5 млрд резервов, она окажется перед необходимостью выплатить в последующие три года более $40 млрд. «Именно поэтому в ближайшие четыре года правительство планирует для пополнения госбюджета и погашения долгов привлечь средства из внутренних и внешних источников в соотношении 50/50», — рассказывает Игорь Путилин. «То есть главной задачей для Украины будет оставаться привлечение внешнего финансирования, но в нынешних обстоятельствах стоимость займов может существенно превышать комфортные для нее уровни», — предостерегает Тарас Котович.

Действительно, в ноябре Fitch понизило рейтинг Украины с «В» на «В-», что является выражением хрупкости ее внешней финансовой позиции и ограниченности перспектив заимствований в иностранной валюте для рефинансирования тяжелых выплат по внешнему долгу в 2014–2015 годах при отсутствии кредитов МВФ. «Следует учесть, что существует прямая связь между получением кредитов от международных финансовых организаций типа МВФ и оценками финансовой стабильности, выставляемыми авторитетными рейтинговыми агентствами, — отмечает Александр Куксин.

— Так, если Украина не соглашается на те или иные условия кредитных организаций, поскольку считает их для себя неприемлемыми, и не получает займы, ее рейтинг автоматически снижается. И поскольку это якобы свидетельствует о повышении уровня риска, все прочие кредиты, естественно, становятся дороже». Таким образом, в ближайшие годы наша страна будет вынуждена увеличивать свои долги, в том числе и за счет более дорогих заимствований.

Почем и зачем?

Уже сейчас, по данным Минфина, доля средств, направляемых на обслуживание государственного долга, то есть на выплату процентов по кредитам, внешним и внутренним облигациям, составляет 13% общих бюджетных расходов. Более того, в настоящее время темпы роста финансирования достигли 31,7%. И поскольку Украина едва ли может это себе позволить, она все более тяготеет к тому, чтобы выполнять свои долговые обязательства за счет так называемых защищенных статей госбюджета, к которым относятся главным образом социальные выплаты.

Все это означает, что привлечение новых займов ради предотвращения суверенного дефолта подспудно подготавливает почву для коллапса внутреннего. И без радикального изменения экономической политики уже в 2014 году ситуация будет только ухудшаться. «Основным источником погашения внешнего долга может стать либо повышение налоговых поступлений в бюджет, либо привлечение новых займов.

Первый источник является эффективным и не губительным для экономики только при условии высокого темпа экономического роста, которого в Украине сейчас нет. А значит, ей все-таки следует искать новые источники финансирования. До недавнего времени потенциальными кредиторами страны могли стать как ЕС, так и Россия. И в сложившейся ситуации эта экономическая проблема не могла не приобрести геополитическую подоплеку.

Однако в конечном счете не ее решение зависело от внешнеполитического вектора страны, а, наоборот, выбор внешнеполитического вектора — от возможностей ее решения. Иными словами, его определило то, кто именно — ЕС или Россия — быстрее и охотнее «раскроет собственный кошелек» для Украины», — констатирует исполнительный директор АК Kreston GCG Олег Кузнецов. Но власть в любом случае должна будет взять курс на оздоровление экономики с целью выхода из затянувшейся рецессии.

«Все будет зависеть от того, как Украина использует заемные средства. Многие страны, имея колоссальные государственные долги, столь эффективно оперируют полученными средствами, что в итоге извлекают из них прибыль, которая превышает выплачиваемые проценты. Но пока Украина не входит в их число.

Она расходует привлекаемые займы частично на обслуживание накопленных долгов, частично на покрытие внутренних расходов, при этом в реальный сектор поступает мизерная часть. Сейчас страна движется по замкнутому кругу в сторону усугубления существующего положения дел, и разорвать она его сможет только при условии выработки эффективной стратегии развития экономики и инвестирования кредитов в прибыльные проекты», — заключает Александр Куксин. То есть новые займы должны принести Украине подлинное выздоровление, а не продление агонии. Но вопрос в том, кто и как будет расходовать кредитные средства.

Автор: Елена Герасимова, КОНТРАКТЫ

Читайте также: