Репортаж с северной границы: 20 метров — и российские танки

В отличие от восточной границы Украины, где пограничникам периодически приходиться вести бои с боевиками, на границе северной — тихо. Здесь с российской стороны не пытаются прорываться грузовики с оружием и диверсантами. Но еще не так давно вызывало обеспокоенность скопление близ границы довольно крупных военных сил РФ (более чем 160 единиц техники, вертолеты и тому подобное). Силовики не исключали наступления именно через Черниговскую область: от пограничного пункта Сеньковка в Киев по дорогам менее чем 300 км. И до сих пор Россия полностью не отвела эти войска от границы.

Журналисты газеты «День» побывал в месте, где пересекаются границы Украины, России и Беларуси. Здесь – тихо, но все приведено в боевую готовность

«Российские танки подходили очень близко — останавливались где-то в 20 метрах от границы. Никаких опознавательных знаков на бронетехнике не было. На наш запрос российская сторона ответила лишь через день — мол, не волнуйтесь, это техника наша, идут военные учения», — вспоминает начальник Черниговского пограничного отряда полковник Александр Птица. С российскими пограничниками отношения теперь несколько прохладные, хоть никто «лишних» вопросов и не задает.

Начальник Северного регионального управления Государственной пограничной службы Украины генерал-лейтенант Игорь Токовый говорит, что охрану границы на российском участке значительно усилили. «Только началось заострение отношений с Россией, была создана внештатная мотоманевренная группа из 250 человек, которую вооружили автоматами, гранатометами, бронетехникой, организовали противотанковые группы и тому подобное.

Отправили подготовленную группу для выполнения спецзадач на этот участок. Пограничный отряд привели в полный штат — из запаса отмобилизовали 600 военнослужащих», — рассказывает он небольшой группе приглашенных военных экспертов и журналистов у одного из блокпостов в пограничной зоне.

Пограничники уверяют: для того, чтобы задержать врага непосредственно на границе, есть все необходимое. да и сами они в нынешних условиях стали более военизированной структурой

Оборона построена на глубину 30 километров: есть фортификационные сооружения, блокпосты со станковыми гранатометами, окопаны БТРы, мосты — заминированы. На незначительном расстоянии от границы расположена и мотоманевренная группа. Поэтому, заверяют пограничники, для того чтобы задержать врага непосредственно на границе, есть все необходимое. Выдержав недолгий бой, они должны отходить вглубь, чтобы могла действовать уже регулярная армия. С подразделениями Министерства обороны есть тесное взаимодействие, защищенная связь. «Танковый кулак» расположен так же недалеко от границы.

Сами же пограничники вынуждены при нынешних условиях стать более военизированной структурой. «Если раньше пограничники выходили с пистолетом Макарова, травматическим оружием и укороченными автоматами АКС с прицельной дальностью стрельбы 200 метров, то теперь у них автоматы со значительно большей прицельной дальностью, гранатометы и пулеметы, достаточное количество зарядов и гранат. На полигоне «Десна» провели соответствующие учения», — говорит Токовый.

Симпатичная худенькая девушка на пропускном пункте Семеновка с автоматом и РПГ за плечами выглядит колоритно, но как-то будто не на месте. В отличие от той, которая занимается проверкой документов лиц, пересекающих границу. Но, в конце концов, таковы нынешние условия. Начальство хвастается: ни одна девушка-пограничница здесь не написала рапорт об увольнении с началом обострения отношений с Россией.

Между тем, генерал-лейтенант Игорь Токовый возмущается тем, что среди мобилизованных находятся мужчины, которым кажется, что они должны отбыть на службе лишь 45 дней, да еще и в комфортных условиях. «Кто сказал, что мобилизуют на этот срок? Нет, при нынешней ситуации в стране мобилизованные будут служить до тех пор, пока они нужны государству», — говорит он. Правда, по его словам, в целом пограничники настроены решительно, и здесь, на Черниговском участке границы, пришлось наказать лишь двух за употребление алкоголя.

На международном пункте пропуска Сеньковка нет оживленного движения: пограничники говорят, что теперь границу пересекают в четыре раза меньше людей, чем прежде — около тысячи в сутки

Офицеры заверяют, что пограничников хорошо кормят и обеспечивают им отдых. Мобилизовали по тереториальному признаку, то есть из местных. Поэтому время от времени они могут посетить родных. Собственно, это извечная проблема украинских пограничников — из-за маленькой зарплаты (например, рядовой состав получает от 1700 гривен, лейтенант — 2200 гривен.) и отсутствия жилья «чужие» не хотят идти.

На отделе в поселке Горск показывают условия проживания мобилизованных. В палатках сделаны из дерева двухъярусные кровати. «Зато можно принять после дежурства горячий душ, поиграть с товарищами в футбол, гитары есть», — говорит Токовый. И вспоминает свою службу в маневренной группе пограничных войск в Афганистане. «Мы на месте вообще долго не были — все время группа двигалась. Прибыли — окапываем БМП, копаем окопы для стрельбы во весь рост. Какой там душ! Но никто не жаловался», — заверяет офицер.

Именно аналог таких мотоманевренных групп, хотя и несколько упрощенный, создали сейчас в ГПСУ. Полностью воспроизвести ММГ советского образца не вышло: например, у украинских пограничников нет на вооружении минометов. Да и прикрытие боевыми вертолетами тоже отсутствует. Это вопрос, признают пограничники, еще следует отрабатывать — чтобы можно было гарантированно получить в случае необходимости поддержку из воздуха.

Ведь, как обращают внимание военные эксперты, уничтожать врага, который прорвался через границу, лучше на участке между границей и ближайшим населенным пунктом, к которому тот может добраться. Впрочем, на сегодняшний день четкого взаимодействия не получается достичь даже на восточной границе, где через границу таки иногда прорываются автомобили с опасным грузом.

Северные пограничники отмечают природное отличие от восточной границы, которое защищает от агрессивного соседа: если в Донецкой области линия границы тянется через степь, то здесь дороги тянутся через густые леса и заболоченную местность. Между Семеновкой и Сеньковкой по прямой километров 70, но для того чтобы попасть в соседний пропускной пункт, мы делаем крюк — прямой дороги через заболоченную местность просто нет.

Черниговскую область называют краем партизанской славы. И при нынешних напряженных отношениях с РФ слова «На лес не поднимай руку, он будет всегда служить — тебе, сыну, внуку» приобретают иное значение — они выстроены у дороги к границе с Россией. По крайней мере, сами пограничники заверяют, что все просчитано — они знают, куда отходить в случае боев на границе, чтобы потом помогать военным.

На международном пункте пропуска Сеньковка нет оживленного движения: пограничники говорят, что сейчас границу пересекает в четыре раза меньше людей, чем раньше — где-то тысяча в сутки. Дает свои плоды, в частности, и запрет на въезд из России мужчинам до 60 лет. Мы прошлись к монументу Дружбы, от которого расходятся три дороги. Здесь пересекаются границы Украины, России и Беларуси. Ежегодно в Сеньковке проводился международный фестиваль «Дружба», но в этом году Украина принимать участия в нем не будет.

Автор: Андрей МУРАВСКИЙ. Фото Сергея КОТЕЛЬНИКОВА, ДЕНЬ

You may also like...