Реформа милиции в Украине… откладывается

Правительство предлагает создать национальную и муниципальную милицию, а также присоединить к МВД еще девять служб. Эксперты видят в этом больше рисков, чем преимуществ.  Общество давно ждет изменений в системе правоохранительных органов. Первым сигналом стали события во Врадиевке. Потом избиение студентов на Майдане бойцами «Беркута». 

 После назначения нового правительства общественность продолжает ждать реформу милиции. На рассмотрении правительства есть несколько концепций, что и как изменять, но, по мнению экспертов, работающих в рабочей группе по реформированию МВД, ни одна из них не отвечает требованиям и ожиданиям общества и эффективных изменений не предусматривает.

Так, концепция, на которой остановились правительственные чиновники, предусматривает разделение милиции на национальную и местную, присоединение к МВД миграционной, пограничной и ряда других служб, которые занимаются правопорядком. По словам первого вице-премьера Виталия Яремы, Кабмин берет за образец польскую систему, которая «способствовала повышению доверия граждан к полиции». В МВД разъясняют, что реформа будет предусматривать также «многопрофильность, демилитаризацию, эффективную децентрализацию управления, кроме правоохранительного направления функции МВД должны приобрести социальносервисное содержание».

«ПРЕДЛОЖЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАПОМИНАЕТ МВД РОССИИ 1913 ГОДА»

Намерения превратить милицию в своеобразную сервисную службу для населения эксперты поддерживают. Но методы для этого должны быть совсем другие. «Предложенная концепция якобы внедряет европейский опыт. Но на самом деле напоминает МВД России 1913 года, когда туда входили министерство транспорта, печати и чуть ли не Минобразования, — говорит эксперт-полицеист Олег МАРТЫНЕНКО. 

— Объясняют это тем, что так называемый домашний офис, в который должна превратиться милиция, заведует теми ключевыми независимыми органами власти, которые имеют отношение к правопорядку. Но с такой точки зрения можно включать в него все министерства. Это создание такого монстра, которого уже давно не существует.  МВД будет руководить сразу девятью органами власти, а это ведь хорошая должность, не так ли?».

По словам Мартыненко, те органы власти, которые могут войти в МВД, сами по себе давно требуют изменений, а что даст такое объединение — кроме контроля и удерживания всего в жестком кулаке?  Так или иначе, концепция реформирования МВД уже прошла этап обсуждения в профильном комитете, изучалась экспертами и была почти утверждена. Но вдруг Виталий Ярема делает заявление, что с концепцией подождут, лучше будут внедрять отдельные законы о милиции, прокуратуре и СБУ. Дедлайн — август этого года.

«Это то же, что ставить телегу впереди коня. Если хотят решить вопрос средств, сэкономить и уменьшить финансирование МВД, то сейчас нужно передавать часть служб министерства другим ведомствам. Например, УБОП — отдать СБУ, криминальную службу по вопросам детей — в социальную службу по делам детей, управление борьбы с незаконным оборотом наркотиков — в государственную службу по контролю за наркотиками, государственную службу охраны вообще сделать частной структурой, потому что сейчас она так и работает.

Нацгвардия остается при Министерстве обороны, и внутренние войска туда же переходят, — объясняет Мартыненко. — Так можно облегчить министерство на 60-70 тысяч работников, и они не теряют работу, просто снимают погоны и сдают оружие, переходят на службу в другие ведомства. Но все боятся таких глобальных изменений, потому что милиция будет выражать недовольство, а то, что народ выражает недовольство, —  никого не волнует».

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОТ ЭКСПЕРТОВ, КОТОРЫЕ ПОКА НЕ УЧТЕНЫ

Что же касается разделения милиции на национальную и муниципальную, эксперты, с одной стороны, поддерживают такую идею, а с другой — видят в этом некоторые риски. «Все муниципальные вещи зависят от того, какой в стране политический режим. Например, в Харькове мэр Кернес подчинил  себе все правоохранительные органы. Если бы у него была возможность еще и иметь собственную милицию, а такие желания у него были, то неизвестно, чтобы из этого вышло бы, — говорит правозащитник, председатель рабочей группы по реформированию правоохранительных органов Евгений ЗАХАРОВ.

— Такие структуры должны быть самостоятельными, но они не могут работать абсолютно бесконтрольно. Опыт показывает, что когда очень сильные фигуры на местном уровне, они не могут никому не подчиняться. Сегодня есть один орган, который осуществляет за ними надзор, — прокуратура, но эти функции она осуществляет плохо. Кернес нарушал законодательство, но все это сходило с рук. Должны быть процедуры контроля за действиями местной милиции».

По мнению Олега Мартыненко, местная милиция должна стать невоенизированной и децентрализованной, только так сможет удовлетворять потребности конкретного города независимо от решений из Киева. Вместе с тем эксперты советуют комплексно изменять и систему оценки показателей милиции, систему образования МВД. По мнению Мартыненко, министерские вузы следует превратить в обычные, общественные, а при них создать специализированные колледжи, где максимум два года продолжается подготовка будущих милиционеров. Также советуют соединить ГАИ и патрульно-постовую службу, потому что получается, что патруль ходит пешком, а работники ГАИ стоят с автомобилями на посту.

«В правительственной концепции эти моменты не были учтены, в ней вообще нет никакой конкретики, она чисто декларативная. А следовало бы в этой концепции говорить о структуре милиции, сколько стоит эта реформа и соглашается ли общество платить эти средства, — замечает Евгений Захаров.

— Нужно было бы начать с аудита МВД, какие службы есть, какая численность, какая зарплата, какое материально-техническое обеспечение. Этого давно не делали, последний аудит был в 2008 году, и опять же по заказу общественного совета МВД. Начинать нужно с того, а какую реформированную полицию ждет общество, какова цель этих реформ. Мы все же планируем эти исследования провести еще в этом году. Нужно пересмотреть нормативы и физической, и боевой подготовки. Они устаревшие, боюсь, что 60-70% работников милиции не смогут современные нормативы сдать».

Рекомендаций у экспертов много, но почему-то их не хотят слушать. Потому что даже когда проходило утверждение концепции в МВД, членов экспертной группы на это заседание не пригласили.

ЛЬВОВЩИНА — ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕГИОН, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОВУЮ МИЛИЦИЮ

Несмотря на то, что концепция реформы МВД пока откладывается, общественные деятели не собираются выпускать это из-под своего контроля. Олег Мартыненко вместе со своими единомышленниками недавно создали новую неправительственную организацию — Центр исследований правоохранительной деятельности.

Специалисты хотят держать под контролем и сам ход реформ в системе, и мониторить законопроекты, которые будут готовиться в этой связи. Даже разработали свой проект изменений. И пилотный эксперимент хотят реализовать во Львовской области в ближайшие месяцы. Чему именно в этом регионе, специалисты объясняют, что именно здесь совпали желания к реформам и у нового начальника областного управления МВД, и у общественного наблюдательного совета при управлении.

«На Львовщине хотим внедрить все наши советы по улучшению работы милиции, без дополнительных средств, и заодно обкатать некоторые европейские нормы. Но для начала мы поинтересовались у активистов, чего именно они хотят. Поэтому планируется более тесная связь с населением, расширение пунктов милиции, совместные патрулирования активистов с работниками ГАИ, большая отчетность милиции, что и сколько потрачено. Также будет улучшена видео-, фото- и звуковая фиксация в участках, введены электронные протоколы, улучшится техническая оснастка, а также будет проработана будущая модель местной милиции, сколько средств на это понадобится», — рассказывает Олег Мартыненко.

Сейчас активисты ждут подписи Арсена Авакова для начала эксперимента. Однако на остальные регионы его распространять не будут, потому что пока на это нет политической воли местных чиновников.

Автор: Инна ЛИХОВИД, «День»

You may also like...