ОБСЕ бессильно против информационных и пропагандистских атак Кремля

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей межправительственной организацией, ориентированной на недопущение угроз мировому сообществу. Ее мандат включает в себя вопросы контроля над вооружениями, соблюдением прав человека, свободой прессы и справедливыми выборами.

Кроме того, к полномочиям ОБСЕ включены вопросы по предупреждению и предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов, а также постконфликтному восстановлению пострадавших регионов.

Но, вместе со всем этим, тема международной информационной безопасности остается вне сферы внимания.

В Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и в Уставе ООН (1945 г.) определено, что военная, политическая, экономическая, социальная, культурная сферы являются приоритетными в обеспечении безопасности в Европе и мире.

Вместе с тем, ОБСЕ и другие международные организации по обеспечению безопасности не учитывают составляющую информационной войны, как отдельный вид международного противостояния. Причина до конца не ясна, но очевидно всем, что информационные конфликты вышли на передний план современных международных отношений.

Это подтверждено итогами ежегодной «Оценки глобальных угроз» разведывательного сообщества США, которое присвоило информационным угрозам важнейший приоритет, отодвинув терроризм на вторую позицию.

К сожалению, в настоящее время в международных отношениях не существует критериев определения информационной угрозы, что позволяет использовать информационное пространство любого государства в пропагандистских целях.

На сегодня обеспечения контроля над состоянием международной безопасности есть сверх актуальной проблемой для Украины, ведь наша страна за прошлый год получила два прецедента угроз государственной целостности. Это временно оккупированный Крым и война на Донбассе.

Что характерно, оба прецедента развились при непосредственном участии Российской Федерации. А правовое поле, в котором сегодня действует система мирового контроля над международной безопасностью, по определенным причинам проявило инертность ввиду того, что оно несовершенно.

Анализ позиции российских руководителей и дипломатов в отношении информационных угроз мировому сообществу приводит к опасным выводам: Россия под предлогом соблюдения уважения прав государств друг к другу, искусственно создала ситуацию по эскалации внутренних конфликтов на территории Украины.

При этом Кремль через мощное информационное влияние и пропаганду в Украине применил механизм скрытого привлечения третьей стороны – своих негласных посредников. Речь идет о руководстве «ЛНР»-«ДНР», российских советниках, добровольцах, волонтерах, общественных организациях и фондах помощи. Здесь нужно сделать акцент на том, что, именно такой механизм выпадает из правового поля международных организаций по поддержанию мира и, скорее всего, составляет основу гибридной войны, которую ведет Россия.

В данном случае, показателен пример, когда в Уставе ООН (ст.73) определено, что «интересы населения территорий, которые еще не достигли полного самоуправления, признаются первостепенными». Видимо, этот показательный тезис Россия взяла себе для ориентира, однако в кремлевской трактовке этим словам отведено противоположное смысловое значение по отношению к здравой логике.

Российские политики и дипломаты моделируют необходимую им межгосударственную картину через поиск вариативных трактовок положений Устава ООН, преследуя собственные имперские интересы:

пункт а) ст. 73 Устава ООН – через декларацию «уважения к культуре народа, политический, экономический и социальный прогресс, справедливое обращение с ними и защиту от злоупотреблений» Кремль распространил миф о том, что Донбасс якобы не относится к украинскому народу. По их убеждению, это «историческое образование» является «Новороссией» с собственной культурой, традициями и историей;

пункт b) ст. 73 Устава ООН – «развивать самоуправление народов, которые еще не достигли полного самоуправления, и помогать им в развитии свободных политических институтов» реализовались Кремлем через информационные ограничения в медийном поле и предоставления доступа аудитории исключительно к российским информационным источникам. Может быть, именно в этом Москва видит пути к «развитию свободного самоуправления» в придуманных ею государственных образованиях.

Таким образом, за год у населения оккупированного Донбасса были искусственно сформированы антигосударственные взгляды и привиты понятия о якобы «кремлевском мессии»;

принцип «Неприменение силы или угрозы силой» Заключительного Акта СБСЕ, в котором заявляется о «воздержании от прямого или косвенного применения силы против другого государства» был трансформирован в отказ России признавать достоверными доказательства участия ее воинских подразделений в боевых действиях в Украине, обеспечении оружием боевиков и их обучении. Для этой цели был подключен мощный аппарат кремлевской пропаганды;

принцип «Невмешательства во внутренние дела» Заключительного Акта СБСЕ – делает упор на воздержании от действий военного, политического или иного характера. Однако, происходит противоположное – непосредственная экспансия России в украинское информационное пространство и навязывание выводов антиукраинской риторики.

Очевидная причина в том – есть отсутствие международных критериев информационного давления на иностранную аудиторию, или попыток изменения общественного мнения. Кстати, специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине, к сожалению, не фиксирует информационных инцидентов подрывного характера в нашей стране и не интересуется последствиями информационной экспансии России;

принцип «права народов распоряжаться своей судьбой» Заключительного Акта СБСЕ –«народы имеют право определять свой статус и осуществлять свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие». Учитывая этот принцип, пропаганда России образовала собственный миф о востоке Украины. Так, широко распространенное кремлевское убеждение выглядит искаженным и трактуется, как «направленные действия украинского руководства на продолжительное угнетение народа Донецкой и Луганской областей». Эта информационная технология называется «искажение содержания». Она многократно применялась российской дипломатией с трибун Генеральной Ассамблеи ООН и ОБСЕ.

Итак, отсутствие учета угроз в информационной сфере со стороны ООН и ОБСЕ создает основу для формирования комплексов принципиально новых опасностей для мира и стабильности. По мнению политических экспертов, Москва создала соответствующий алгоритм информационного влияния для расшатывания ситуации в Украине, который фактически не нарушает Устав ООН и Заключительный Акт СБСЕ.

Во-первых, действующие правовые основы не полностью учитывают угрозы миру и стабильности в мире, и в деформированном виде используются Россией в свою пользу.

Это позволяет Москве безнаказанно проводить информационные операции на территории других государств для изменения общественного мнения, что практически не считается нарушением правовых норм ООН и ОБСЕ.

Во-вторых, информационные войны, направленные на «контролируемое» общество, создают внутри народа радикальные политические настроения в комплексе с формированием общественно-политических групп и организаций. Проще говоря, это та самая информационная платформа, на которую опирались «зеленые человечки» в Крыму и сепаратисты на Донбассе.

В-третьих, расшатанная в «контролируемом» обществе информационная ситуация позволяет ее инициатору (т.е. России) подводить мировое мнение к критической черте и ставить вопрос об использовании права на самоопределение «искусственно появившегося» народа (ст. 73 Устава ООН).

И наконец, в-четвертых, все это приводит к созданию информационных условий для проявлений внешних признаков социально-политического конфликта под прикрытием мотива ООН «о праве народа распоряжаться своей судьбой».

Собственно, подобную схему российские спецслужбы пытались использовать для распространения проекта «Новороссия» на восемь украинских областей.

Для России такие действия можно охарактеризовать, как свойственные ее военно-политическому курсу. Так, в Военной доктрине, которую Президент В.Путин подписал 25 декабря 2014 г., информационным войнам отводятся ведущие позиции. Например, россияне отнесли к особенностям современных военных конфликтов комплексное применение военной силы, информационные мероприятия, протестный потенциал населения, управляемые политические силы и общественные движения на территории других государств. Именно таким образом был аннексирован Крым и вспыхнули радикальные настроения на востоке Украины, которые переросли в длительные боевые действия.

***

Таким образом, на сегодняшний день происходит кризис механизмов обеспечения безопасности в Европе и мире в целом, которая заключается в следующем:

а) международными организациями по безопасности не принимается во внимание фактор ведения информационных войн;

б) существующие угрозы существованию мира не соответствуют современным опасностям гибридного характера и должны быть пересмотрены;

г) на современном этапе существующая система организаций по обеспечению мира и безопасности считается малоспособной в контексте применения средств международного реагирования на современные вызовы.

Вячеслав Гусаров, эксперт Центра военно-политических исследований, группа «ИС»

You may also like...