Долгий след «Боинга», или Игры на костях
Гибель одного человека – трагедия, гибель миллионов – статистика. Судя по возне вокру гкатастрофы 17 июля прошлого года над территорией Украины малайзийского «Боинга-777» рейса МН17, гибель сотен людей – это упражнение. В умении вести подковёрную борьбу, в тайной дипломатии. Здесь «хороши» все средства. И их применяют все стороны. В итоге получается грустно. И – гнусно.
Особенно при выходе проблемы на высший уровень.
14 июля в Совет безопасности ООН был внесен проект резолюции о создании международного трибунала, который должен разобраться в причинах этой трагедии и назвать виновных. Инициативу проявила Малайзия при активной же поддержке Нидерландов, Австралии, Бельгии и Украины. Перечень логичен. Лайнер был малайзийским, большинство погибших являлись голландцами, австралийцами и бельгийцами, украинская позиция не требует объяснений.
Очень бы не хотелось считать логичной российскую позицию.
Официальные лица и органы госпропаганды РФ устроили обычный шабаш. Комментарии подают в одном флаконе Нюрнбергский процессу, Международный трибунал по бывшей Югославии, даже подзабытую гибель в авиакатастрофе над тогдашней Северной Родезией генсека ООН Дага Хаммаршельда. Ни к селу ни к городу поминаются «западные спецслужбы», куда без них… Зато о южнокорейском «Боинге», сбитом советской ПВО 1 сентября 1983-го, как-то скромно умалчивают.
Помолчали бы лучше и о Нюрнберге. За некоторые свои высказывания отдельные наши политики и особенно агитпроповцы давно должны ходить под сроками. И ра разжигание ненависти, и за призывы к развязыванию агрессивной войны. Мы уж не говорим о связях с иностранными неонацистскими организациями, которые в год 70-летия Победы приглашали в город, переживший блокаду… Но не будем отвлекаться от темы.
Заметим энтузиазм, с которым наши наших следователи и эксперты рвутся принять непосредственное участие в расследовании. Так и слышится коллективное: «Выбери меня, выбери меня!» Выглядит это несколько странно, потому что мы не получаем ответа на главный вопрос: «Какое отношение к малайзийскому «Боингу», сбитому над территорией Украины, на борту которого не было граждан РФ, имеют российские следственные органы?» При этом не следует забывать, что к следственным действиям и так привлечены эксперты из России, наряду с украинскими, малайзийскими, австралийскими, британскими и американскими коллегами. Чего ещё не хватает?
Напряжение усиливает муссирование уже двух «альтернативных версий» – про украинский ЗРК «Бук-М1» и украинский же штурмовиком Су-25. То есть в России даже среди ангажированных специалистов нет консолидированного мнения о случившемся. Зачем же выносить свой сор на всеобщее обозрение? Особенно когда всему миру известны радостные выступления Гиркина-Стрелкова про «очередной птичкопад» – сделанные в момент, когда принадлежность сбитого самолёта ещё не определилась. Теперь-то, ясное дело, предпочитают помалкивать.
В последние дни, когда вопрос вышел на площадку ООН, в дело включился Путин. Президент РФ провёл серию телефонных переговоров с западными политиками. Казалось, что решение состоится. Особенно учитывая стойкость австралийцев. Ведь на Зелёном континенте политики первого эшелона в выражениях обычно не стесняются.
Вспомним, как тамошние министры Питер Костелло и Брендан Нельсон объяснили местные правила поведения приезжим мусульманам. По стать им оказался и премьер Тони Эббот. В день годовщины трагедии он в своем выступлении объяснил всё на пальцах: МН17 намеренно сбили боевики, ориентированные на РФ, что стало следствием войны, развязанной против Украины соседней могучей державой. Как говорится, имеющий уши да услышит.
В Совбезе ООН столкнулись две позиции: консолидированная – за трибунал, российская – против. Внятных разъяснений последней не прозвучало. Дальше «контрпродуктивности» и сетований на «закрытость» расследования аргументы не зашли. В общем, Портосы со Смоленской площади явно действуют по принципу: «Дерусь, потому что дерусь!» И, что интересно, добились промежуточного успеха. Голосование по проекту резолюции о создании трибунала по МН17 отложено.
Выходит, доселе вроде несгибаемая «трибунальная пятёрка» дала слабину. При том, что до вчерашнего дня демонстрировала свою твёрдость. Что стало причиной такого поведения, точно не известно. Но и без утечек ясно – мы имеем дело с происками тайной дипломатии в самой её неприглядной ипостаси. Потому что в данном конкретном случае эта возня происходит в прямом смысле слова на крови и костях.
Автор: Аркадий Орлов, «В кризис.ру»