Как выживают АЗС: между бодягой и контрабандой

«Бадяжат» сейчас из чего угодно: используются прямогонный бензин, газовый конденсат, бензол, отходы коксохимического производства – и все это «облагораживается» спиртом и другими добавками для повышения октанового числа. Есть даже случаи применения давно запрещенного тетраэтилсвинца, который резко повышает токсичность выхлопа: ведь проверить все равно некому.

 В первом полугодии 2015 года продажа нефтепродуктов в розничном сегменте упала на 31 процент. Как выживают автозаправочные станции в таких условиях, почему на брендовых станциях потери меньше и насколько вырос рынок сжиженного газа, в анализе от ЦТС – независимого информационно-консалтингового центра.

В Украине продолжают падать официальные продажи топлива. За первое полугодие реализация нефтепродуктов в розничном сегменте (без учета оккупированного Крыма) просела на 31% до 1,48 млн т. При этом продажи бензинов упали на 32%, а дизтоплива – на 28%.

Около 10% падения рынка объясняются войной – ведь многие АЗС на востоке уничтожены или не попадают в украинскую статистику. Еще около 3% обеспечило переоборудование автомобилей на сжиженный газ: его реализация выросла почти на 10%. Остальное «съел» черный рынок, считают эксперты.

После того, как гривна начала девальвировать, а НБУ ввел ограничения на покупку валюты, которые операторам рынка приходится обходить с помощью дорогих серых схем, подорожание топлива запустило снежный ком теневого рынка.

Вначале на контрафакт начали переходить одиночные заправки, чтобы не закрыться из-за падения спроса. Ситуация усугубилась тем, что уже больше года в нашей стране действует мораторий на не фискальные проверки физических и юридических лиц, поэтому госслужбы не могут проверить не только качество топлива, но даже пожарную безопасность.

«Если у тех, кто калампуцает бадягу, цены на 1,5-2 гривны ниже, то соседи совершенно не могут конкурировать. И тоже начинают думать о том, чтобы продавать контрафакт», – говорит президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. В результате, на откровенную «бадягу» перешли и некоторые брендовые заправки. В целом, по оценкам консалтинговой группы «А-95», ею торгуют около трети от всех АЗС страны.

«Бадяжат» сейчас из чего угодно: используются прямогонный бензин, газовый конденсат, бензол, отходы коксохимического производства – и все это «облагораживается» спиртом и другими добавками для повышения октанового числа. Есть даже случаи применения давно запрещенного тетраэтилсвинца, который резко повышает токсичность выхлопа: ведь проверить все равно некому.

Кроме подобного «неликвида», заправки в приграничных областях пытаются выжить за счет контрабанды. А особенно она распространена в Донецкой и Луганской областях, а также в соседних Запорожской и Харьковской: бензовозы идут из России через зону АТО, в результате падение официальных продаж в этих регионах – максимальное по Украине, и достигает 40%.

Те же заправки, которые продолжают работать легально, подсчитывают потери. При этом наибольшие они – у тех компаний, которые ориентированы на низший ценовой сегмент. Исключение составляет разве что сеть группы «Приват», которая до сих пор может демпинговать благодаря заниженным ценам на нефть у полугосударственной «Укрнафты».

Пока что не помогла сделать аукционы прозрачнее смена главы правления «Укрнафты»: хотя отобраный на конкурсе британец Марк Роллинз был назначен на эту должность еще 22 июля, 19 сентября на аукционе «Приват» опять купил нефть по старовой цене.

Премиум-сегменту жить немного легче, чем остальному легальному рынку. «Сложная рыночная ситуация, соответственно, влияет и на объемы продаж нашей компании – они также существенно упали, но немного меньше рыночных показателей», – комментирует Василий Дмытрив, маркетинг-директор сети АЗК «ОККО», при этом не уточняя конкретных цифр падения.

По его словам, соотношение брендового и обычного топлива за последние два года практически не изменилось, то есть, люди, привыкшие к брендовому товару, и сейчас от него не отказываются. «Но когда растет в рознице торговля фальсификатным топливом, возникает вопрос, что для многих игроков на рынке является премиальным, а что – обычным», – рассуждает представитель компании.

При этом заправок никто не закрывает: те сети, которые не могут себе позволить торговать неликвидом, сокращают персонал на 10-20%, причем как на заправках, так и в офисах.

Вылечат ли рынок

 "Невнимательность" государства к теневому рынку убыточна и для бюджета: по оценкам Косянчука, страна недополучает из-за "бадяги" топлива около 1 млрд грн в месяц. "Но у меня есть данные, что крышевание черного рынка до сих пор происходит на уровне Генеральной прокуратуры", – сетует эксперт.

Оздоровить ситуацию может несколько факторов.

1) Внедрение электронного администрирования акцизов, подобно тому, как уже заработало администрирование НДС. В этом случае налоговики могли бы легко сравнить "вход" налога на АЗС с его "выходом". То есть, уже будет намного сложнее продавать нефтепродуктов больше, чем было закуплено по документам. Глава ГФС Роман Насиров пообещал запуск системы администрирования до конца нынешнего года.

2) Отказ от моратория на проверки бизнеса. Этот мораторий был введен сразу после революции для стимулирования бизнеса и борьбы с коррупцией, однако после пожара на нефтебазе в Белой Церкви депутаты и эксперты все чаще критикуют его. Мол, действие моратория слишком затянулось, и в нем заинтересовано, прежде всего, промышленное лобби.

3) Снижение акциза. Маловероятный фактор, учитывая нынешнюю налоговую политику Кабинета министров. С 1 января, напомним, розничные продажи подакцизных товаров были обложены новым 5% налогом, поступающим в местные бюджеты.

4) Снятие Национальным банком ограничений на покупку валюты удешевило бы доллар для сетей АЗС: операторы смогли бы его покупать на Межбанке, а не у посредников. Это "сбило" бы цены на стелах на несколько десятков копеек. Глава НБУ Валерия Гонтарева 20 августа заявила, что, согласно с договоренностями с МВФ, снимет все валютные ограничения до апреля 2016.

До чего дорастет сжиженный газ

 Массовое переоборудование автомобилей с бензина на сжиженный газ (СПБТ – "смесь пропан-бутана техническая") всегда воспринималось с оптимизмом. Этот вид топлива фальсифицировать намного сложнее, чем обычный бензин и стоит он дешевле – около 9 грн за литр против свыше 20. Да и производился он в Украине в достаточном количестве.

Причем отечественный рынок СПБТ – уникальный: в ЕС нет таких темпов роста, да и функционирует он совсем по-другому. "В Европе жители расходуют на топливо 5% своей зарплаты, а у нас – от 25% и больше. И значит, для них дешевизна не является решающим фактором. Они переходят на сжиженный газ, например, для того, чтобы меньше вредить окружающей среде, а не для того, чтобы экономить", – комментирует ситуацию Леонид Косянчук

Однако с 2008 года, когда АЗС продавали в качестве топлива около 18 тысяч тонн сжиженного газа в месяц, рынок вырос в 2,5 раза: в июне этот показатель составил 45,8 тыс. тонн. В то же время, производство СПБТ в нашей стране падает. Традиционно есть два источника его получения: нефтеперерабатывающие заводы, добывающие его из нефти одновременно с бензином и дизтопливом, а также нефтегазодобывающие компании, производящие пропан-бутановую смесь из газового конденсата.

Однако за последние годы в стране остановились Лисичанский и Одесский НПЗ, в строю осталась только кременчугская Укртатнафта. Добыча газа также падает: ведь мало кто инвестирует в новые скважины. Поэтому в 2014 году уже 52,6% рынка СПБТ занимал импорт: в основном, из Беларуси, России и Казахстана. Причем именно российский импорт растет быстрее всего: по данным консалтинговой компании UPECO, поставки сжиженного газа из РФ выросли на 47,2% до 249,1 тыс тонн.

Поэтому в настоящее время переход на этот вид альтернативного топлива перестал быть фактором импортозамещения, более того, с его помощью формируется импорт из страны-агрессора.

Но пока что можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы все больше автомобилей будет переоборудоваться на этот вид топлива, и рынок СПБТ будет расти. Этот вид топлива остается привлекательным до тех пор, пока его цена не выше 60% от цены бензина А-92. Но пока что его дефицита на рынке не наблюдается: РФ и Казахстан могут и дальше увеличивать поставки в нашем направлении.

Автор: Артем Захарченко, ЦТС

 

You may also like...