Легализация частного сыска в Украине: чем завершится очередная попытка?

Сейчас на территории Украины частные детективы осуществляют свою деятельность в пределах правового поля, но без гарантий или нормативной защиты их прав. Действующими нормами КВЭД соответствующий вид деятельности предусмотрен в разделе 80 – 80.30, где речь идет об услугах детективов и проведении расследований.  Законопроект №3726 призван установить законодательное регулирование этой разновидности коммерческой деятельности.

На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №3726 «О частной детективной (розыскной) деятельности» от 28.12.2015, поданный группой депутатов от разных фракций и рекомендованный к принятию Комитетом ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Этот проект призван установить законодательное регулирование такой разновидности коммерческой деятельности, как розыскная или детективная, определить права и обязанности частных детективов, их объединений и детективных агентств. Насколько этот законопроект актуален для Украины, и какие особенности нормативного регулирования в нем применяются, анализировала «Судебно-юридическая газета».

Правовые основы деятельности частных детективов

Положения законопроекта №3726 в его текущей редакции определяют правовые основы частной детективной (розыскной) деятельности. Такая деятельность рассматривается как один из путей обеспечения конституционных гарантий защиты законных прав и интересов человека и гражданина (ст. 1) и предполагает оплату услуг и фактических затрат на их предоставление. В документе даются определения частного детектива и частной детективной деятельности, а также договора о предоставлении детективных (розыскных) услуг и клиента, такие услуги получающего.

Кроме того, законопроект предусматривает наличие детективных агентств – юридических лиц, для которых детективная деятельность является основной. Такие организации создаются при участии одного или нескольких частных детективов и действуют на основании устава (ст. 6 законопроекта). При этом норма предполагает, что учредителями и участниками такого агентства могут быть только частные детективы.

Отдельного упоминания заслуживает «самоуправление частного детектива», которое подразумевает возможность самостоятельно решать вопросы организации детективной (розыскной) деятельности в порядке, установленном законом. Эта возможность сформулирована в виде гарантии неотъемлемого права частного детектива на такое самоуправление.

Предусмотрено законопроектом и обязательное лицензирование частных детективов, получение ими свидетельств о праве заниматься детективной деятельностью от органов Национальной полиции (ст. 7). Такая процедура не позволит заниматься розыском большому кругу лиц, учитывая, что закон содержит ограничения касательно занятия детективной деятельностью.

Нужно отметить, что проект относит частный сыск к видам независимой профессиональной деятельности. Если речь идет не о частном детективном агентстве, а о физическом лице, его статус как субъекта указанной деятельности не предполагает обязательной регистрации предпринимателем (как и в случае, к примеру, с адвокатом, который также получает свидетельство о праве заниматься своей профессиональной деятельностью).

Права частного детектива

Ст. 11 законопроекта №3726 устанавливает цели детективной деятельности и перечень услуг, которые предоставляют частные детективы. Они могут заниматься поиском пропавших людей и имущества, собирать в установленных законом рамках информацию, искать пропавших животных и должников, а также помогать с поиском и фиксацией информации для стороны, которая участвует в уголовном, гражданском, административном или хозяйственном судопроизводстве. Однако при этом список услуг содержит пункт «и другие детективные услуги, не запрещенные законодательством».

Для оказания таких услуг частному детективу предоставляется ряд прав (ст. 12) и на него возлагается ряд обязанностей (в ст. 13). В частности, частные детективы могут обращаться с запросами к органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам и служащим, а также к предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям. Может детектив обратиться с запросом и к физическому лицу, но только с согласия такого лица. Для рассмотрения запроса частного детектива органам местного самоуправления или государственной власти законопроектом отводится 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

В вопросах, непосредственно касающихся их профессиональной деятельности, детективы могут также знакомиться с документами и материалами на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом), и здесь процедуры согласия или отказа уже не предусмотрено. В то же время, осмотр или изучение материалов, предметов, документов должен производиться с согласия их собственников, законных пользователей или представителей собственников. Указанные права разнесены в разные пункты ст. 12 и, предположительно, должны применяться в разных ситуациях.

Кроме того, частные детективы могут проводить наблюдение на открытой местности, в общественных местах или на транспорте, а также осмотр разного рода объектов, в частности внешний осмотр объектов и сооружений, доступ к которым не ограничен. А вот осматривать сооружения, которые закрыты для свободного доступа, как и внутреннюю часть таких помещений, им позволено только с разрешения владельца или законного пользователя. Жилые помещения детектив может осматривать лишь с письменного согласия и исключительно с целью осуществления частной детективной деятельности. В своей работе детективы могут применять технические средства, вести видео- и фотосьемку, видео- и аудиозапись, в установленном законодательством порядке пользоваться спецсредствами.

Нарушение законных прав и свобод физических и юридических лиц при совершении частной детективной деятельности не допускается. Как видим, объем прав частного детектива позволяет эффективно собирать информацию, что не противоречит целям подобной деятельности. Для получения данных, которые могут быть отнесены к личным, или других случаев, когда деятельность детектива может ограничиваться правами другого физического лица, предполагается согласие такого лица.

Взаимодействие частных детективов и правоохранительных органов

Одной из достаточно очевидных коллизий, которые может создать законопроект №3726, является взаимодействие представителей правоохранительных органов и частных детективов. Конечно, часть услуг, которые перечислены в проекте закона, относятся к частной сфере, и представители правоохранительных органов тут будут ни при чем (если не будет совершаться правонарушение).

К примеру, это услуги детективов по поиску, обнаружению и фиксации фактов незаконного использования прав интеллектуальной собственности, которые принадлежат клиенту, а также случаев недобросовестной конкуренции (п. 2 абз. 4 ст. 11 проекта №3726). Но вот услуга по поиску лиц, местоположение которых неизвестно, и уточнение причин и обстоятельств их исчезновения (п. 4 абз. 4 ст. 11) могут пересекаться с непосредственной деятельностью правоохранителей. Для таких случаев законодатель предусмотрел ряд положений, позволяющих разграничить деятельность частных детективов и правоохранительных структур.

В частности, ст. 4 законопроекта четко устанавливает, что действие законов, которые регулируют правовой статус работников правоохранительных органов, на субъектов частной детективной деятельности не распространяется. Детектив не может проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к исключительной компетенции оперативных подразделений, предусмотренные ст. 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». А ст. 14 проекта предусматривает обязанность частного детектива безотлагательно сообщать о фактах совершения правонарушений, которые он обнаружил в процессе своей деятельности, и передавать соответствующую подтверждающую информацию правоохранительным органам.

Согласно нормам этой же статьи, частные детективы могут помогать правоохранительным органам в предотвращении, выявлении, пресечении или раскрытии преступлений, преследовании лиц, которые нарушили закон, поиске пропавших лиц или охране общественного порядка, а также оказывать другие услуги, не запрещенные законодательством, в т. ч. на договорных основаниях. Однако это не должно нарушать обязательства детектива по договору, который он заключил с клиентом.

В последних абзацах упомянутой ст. 14 органам государственной власти и местного самоуправления предписывается содействовать частным детективам в их деятельности, а сами частные детективы признаются независимыми от государственных органов. Таким образом, частный детектив не может перенимать на себя функции правоохранительных органов, но может действовать параллельно с ними, содействовать им и даже оказывать услуги на основе отдельных договоров.

Есть ли необходимость в законодательном регулировании?

Сейчас на территории Украины частные детективы осуществляют свою деятельность в пределах правового поля, но без гарантий или нормативной защиты их прав. Действующими нормами КВЭД соответствующий вид деятельности предусмотрен в разделе 80 – 80.30, где речь идет об услугах детективов и проведении расследований.

В стране действует Всеукраинская ассоциация частных детективов» (ВАЧД), которая официально зарегистрирована в 2012 г. Ее президент Игорь Тимофеев считает законопроект №3726 «более свободным» по сравнению с предыдущими попытками принять подобные нормы, но высказывает обеспокоенность тем, что лицензирование деятельности детективов Национальной полицией может в итоге привести к безмерному контролю с её стороны и в некоторых случаях к возникновению конфликта интересов.

При этом И. Тимофеев отметил, что услуги частных детективов в Украине востребованы (с учетом местной специфики), однако достоверной статистики организаций и частных лиц, которые фактически ведут детективную деятельность, в нашей стране нет, а в ВАЧД входят чуть меньше 50 человек. По мнению эксперта, наличие или отсутствие специального закона, регулирующего детективную деятельность, может иметь разные последствия. В Великобритании и Германии специального закона о частных детективах нет, в США их деятельность регулируется законами каждого штата, и статус частного детектива может меняться.

А вот по мнению главы подкомитета по вопросам законодательства об административных правонарушениях Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Антона Яценко, частные структуры не должны заниматься детективной деятельностью – с точки зрения правоохранительной практики они являются «лишним звеном». Он считает, что деятельность детективов может входить в конфликт с нормами Конституции и законодательством о защите персональных данных, и необходимости в таком законе сейчас не видит.

Любой из подходов можно считать обоснованным, но окончательное решение и содержание норм законодательства остается за органом законодательной власти.

Автор: Игорь Боголюбский, «Судебно-юридическая газета»

 

You may also like...