Кому угрожают американские ополченцы

«В мае 2016 года вооруженные ополченцы захватят Дарлингтон – округ в штате Южная Каролина с населением более 60 тысяч человек. Они займут здание местной администрации, арестуют мэра и распустят местный совет. Захватчики нейтрализуют полицию и установят блокпосты на въездах в округ. На пресс-конференции они объявят, что действуют в соответствии с Декларацией независимости, которая гласит, что если власть становится губительной для людей, то они имеют право ее упразднить».

Статью с описанием такого сценария несколько лет назад опубликовало издание Small Wars Journal. Она не содержала предостережений о конкретной угрозе – речь шла лишь о гипотезе, легенде возможного конфликта. Идея состояла в том, чтобы описать ситуацию, в которой представители ополчения – неформальных вооруженных групп, негативно относящихся к центральной власти, – пойдут на открытый мятеж. А властям придется проводить военную операцию – на собственной территории и против собственных граждан.

Авторы статьи описали и примерный сценарий такой операции, от сбора разведданных и переброски войск до собственно подавления мятежа. Они допустили, что мятежники получат определенную поддержку со стороны местной полиции, а их лозунги, позаимствованные у Движения чаепития (консервативного движения, объединенного критикой правительства США), найдут отклик у губернатора штата (в реальности подобные лозунги нередко транслируются политиками правого толка).

Сложно сказать, чем бы обернулся такой конфликт в реальности. В середине 1990-х годов вооруженное противостояние на ранчо Маунт-Кармелл (там находились члены секты «Ветвь Давидова», которых обвиняли в нарушении оружейного законодательства) привело к гибели более 80 человек, в том числе около 20 детей.

С другой стороны, сравнительно недавний конфликт из-за земли в Неваде (местный фермер отказался платить за выпас скота на государственных землях и позвал на помощь ополченцев, когда власти задержали его скот) завершился мирно. Власти тогда уступили, что позволило избежать жертв. Хотя это же и воодушевило тех, кто готов с оружием в руках противостоять правительству.

Сколько ополченцев в США?

Фото: www.splcenter.org

По данным правозащитной организации Southern Poverty Law Center на 2015 год, более 270 групп. Некоторые из них насчитывают с десяток последователей, другие утверждают, что в них состоят тысячи и даже десятки тысяч.

Точных данных об их общей численности нет. При этом ополченцы представляют собой лишь часть более масштабных движений, объединенных негативным отношением к центральной власти и зачастую экстремистскими идеями. Только лишь идеологию «суверенных граждан» (она считает центральную власть нелегитимной и декларирует право людей не платить налоги), по данным SPLC, в США поддерживают около 300 тысяч человек.

В конфликте с властью на стороне ополченцев могут оказаться и посторонние. Как это было, например, во время противостояния из-за земли в Орегоне (вооруженные люди захватили там заповедник, требуя, чтобы правительство отказалось от прав на эту территорию): среди тех, кто поддержал захватчиков, как писала пресса, оказались самые разные люди – от сторонников Движения чаепития до некоего «хиппи из Сан-Франциско», осужденного за убийство.

Как они вооружены?

Их арсенал может составлять десятки и даже сотни тысяч единиц оружия. Владение оружием – одна из базовых характеристик ополченцев: так, в Добровольческом ополчении южного Мичигана (SMVM) это основное требование для того, чтобы стать «ополченцем первого уровня».

Можно предположить, что у большинства из них как минимум несколько стволов. В целом оружием в США владеют менее половины населения, при этом в тех домовладениях, где оно есть, по данным на 2013 год, было в среднем по восемь единиц. Лидер упомянутой группы из Мичигана рассказывал, что в его арсенале – около двадцати.

В 2011 году у небольшой группы ополченцев из Аляски, которые готовились к вооруженному противостоянию с властями, нашли десятки автоматов, а также пулеметы, ружья, пистолеты, гранатомет и емкости со слезоточивым газом. Годом ранее у ополченца из Мичигана, обвиненного в заговоре против правительства, изъяли более сорока стволов (позднее, когда обвинения были сняты, все оружие ему вернули).

Подготовка ополченцев включает в себя как стрельбу, так и другие составляющие – патрулирование, разведку, рукопашный бой.

Как они появились?

Само по себе движение восходит к временам создания американского государства. Война за независимость, собственно, была примером противостояния ополченцев и центральной власти (в том случае – Великобритании). Одна из современных антиправительственных групп – движение «Три процента» – прямо сравнивает себя с ополченцами тех лет (название основано на теории о том, что победу в Войне за независимость США обеспечили 3% населения).

Примерами противостояния были и Гражданская война в США, и другие, менее масштабные конфликты – такие как Восстание из-за виски 1791 года. Сотни фермеров тогда устроили бунт против налога на алкоголь: власть, что примечательно, в ответ мобилизовала более 10 тысяч лояльных ополченцев, после чего мятеж был прекращен.

Вторая поправка к Конституции США гласит, что «хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства». Она же гарантирует право людей на ношение оружия.

На распространение таких групп в 1980-е годы повлияли самые разные факторы – от растущей миграции (вину за это недовольные возлагали на власть) и ограничения оборота оружия (в середине 1990-х годов был принят закон об обязательных проверках при его покупке) до конспирологических теорий о «мировом правительстве», якобы готовящем вторжение в США. Стимулом стали и конфликты в Руби-Ридж (в противостоянии между членами семьи Уивер и властями погибли несколько человек) и на ранчо Маунт-Кармелл. Противники правительства сочли это доказательством того, что оно «готово убивать своих граждан». И поводом к тому, чтобы объединиться для защиты от предполагаемой угрозы.

Во второй половине 1990-х годов движение пошло на спад. Многие покинули ряды ополчения после взрыва здания суда в Оклахоме в 1995 году, при котором погибли более 150 человек (исполнители были связаны с группами ополчения и хотели отомстить властям за инциденты в Руби-Ридж и Маунт-Кармелл). Однако во второй половине 2000-х годов число таких групп вновь стало расти. Одним из факторов стало избрание Барака Обамы президентом США. Крайне правые сочли появление президента-демократа угрозой для страны (к этому примешивались и расистские мотивы, связанные с тем, что президентом стал чернокожий). Все это стало дополнительным стимулом для тех, кто, опасаясь военного вторжения или экономического краха, вооружался и объединялся в группы с единомышленниками.

По данным SPLC, в 2015 году число групп ополчения выросло более чем на 30%.

Чего они добиваются?

Ополчение объединяет сторонников свободного ношения оружия, ограничения иммиграции (некоторые из таких групп стали патрулировать границу с Мексикой), борцов за «превосходство белой расы», противников ислама (в прошлогоднем отчете ФБР упоминались группы, которые ведут наблюдение за мечетями и планируют нападения), конспирологов и «выживальщиков», запасающихся оружием и припасами в преддверии возможных катаклизмов.

Многие из них действуют под лозунгами «суверенных граждан». Они считают, что в США действует заговор, направленный на то, чтобы с помощью законов держать свободных людей в рабстве. С их точки зрения, можно не соблюдать законы – или же использовать официальные юридические процедуры, чтобы их обойти.

Другие верят в заговор против США. По одной из теорий, «мировое правительство», используя ООН, готовится завоевать Соединенные Штаты – якобы при поддержке американского правительства. Конспирологи утверждают, что в стране тайно строятся концентрационные лагеря, на ее территорию тайно перебрасываются войска ООН, на дорожных указателях появляются тайные знаки для захватчиков, а власти хотят заранее конфисковать у населения оружие. Бывший агент ФБР Тед Гундерсон, выступая в 2009 году перед группой противников правительства, уверял, что власти заготовили 30 тысяч гильотин и полмиллиона гробов – якобы для того чтобы расправляться с несогласными.

Некоторые из ополченцев выступают за передачу земель, находящихся в федеральной собственности (например, заповедников), местным властям для их дальнейшего использования – например, в качестве пастбищ. Внешне это происходит под лозунгами «возвращения земли народу». На практике за ополченцами могут стоять политики и бизнес-группы, заинтересованные в доступе к этим территориям. Среди возможных бенефициаров называли братьев Кох – владельцев одной из крупнейших компаний США Koch Industries (их бизнес-интересы включают в себя горнодобывающую промышленность и лесозаготовки), известных поддержкой организаций правого толка.

 

Угрозу, исходящую от таких групп, оценивают по-разному. Исследователи из SPLC отмечают, что хотя многие и угрожают вооруженным противостоянием с властями (ради «защиты Конституции» или «интересов белой расы»), в действительности далеко не все к этому готовы. С другой стороны, опрос среди сотрудников силовых ведомств США, проведенный в 2014 году, показал, что по уровню потенциальной угрозы для них «суверенные граждане» превосходят все прочие группы – включая исламских экстремистов и Ку-Клукс-Клан.

 Автор: Михаил Тищенко, Slon Magazine

You may also like...