Как Россия давит на Беларусь

Беларусь подвергается беспрецедентному военно-политическому давлению со стороны России. Кремль намерен использовать территорию Беларуси для создания конвенциональных и гибридных угроз для западных стран и Украины.

 Об этом говорится в новом докладе Центра стратегических и внешнеполитических исследований: "Беларусь в контексте противостояния Россия–НАТО: Угрозы и вызовы для суверенитета, независимости и национальной безопасности. Стратегические выводы и рекомендации". Его авторами являются руководители центра Арсений Сивицкий и Юрий Царик, сообщает Thinktanks.by.

Беларусь подвергается беспрецедентному военно-политическому давлению со стороны России

Навязывание противостояния

Описывая текущую ситуацию, сложившуюся между Минском и Москвой, авторы доклада констатируют, что Беларусь в настоящее время подвергается беспрецедентному военно-политическому давлению. 

"Это давление исходит от Российской Федерации и связано с попытками российского руководства вовлечь Республику Беларусь в ведущееся им комплексное, в том числе – военное, противостояние со странами Запада. Стратегической целью данной политики является подрыв евроатлантического единства, включая дезинтеграцию ЕС и НАТО", — убеждены исследователи.

Они напоминают, что если до второй половины 2015 года Беларусь оставалась во многом на периферии противостояния России и Запада, то с июля–августа 2015 года и особенно – с весны 2016 года – «белорусский вопрос» становится одним из центральных во внешнеполитической и военно-политической повестке российского руководства. 

Крайним проявлением давления Москвы на Минск стало размещение на границе с Беларусью российских войск в количестве, потенциально достаточном для того, чтобы реализовать на белорусской территории меры «гибридной войны», аналогичные по масштабу тем, которые были реализованы на востоке Украины. 

"Организованный российской стороной инцидент, связанный с сообщениями о «террористической угрозе в Крыму», и последующее приведение вооруженных сил в боевую готовность подтверждает готовность Кремля использовать провокации для эскалации напряжённости и создания поводов для активного вмешательства. Данный шаг нацелен на запугивание стран Запада, снижение их мотивации в отношении политики сдерживания России. Кроме того, девальвируя «минский процесс» и привлекая всеобщее внимание к Украине, данный кризис «развязывает руки» Кремля для агрессивных действий в отношении Республики Беларусь", — полагают исследователи. 

Рост избыточного военного присутствия

Как говорится в докладе, на западе России в Западном военном округе сразу же после аннексии Крыма и дестабилизации ситуации на востоке Украины начала создаваться ударно-наступательная группировка войск, имеющая в первом эшелоне переформированную 20-ю и 6-ю общевойсковые армии, 11-й армейский корпус, а во втором эшелоне 1-ю гвардейскую танковую армию.

К настоящему времени в Южном воен- ном округе были сформированы четыре дивизии, 9 бригад и 22 полка, в том числе – две ракетные бригады, оснащенные комплексами «Искандер-М». Дополнительно к концу 2016 года будет сформирована ещё одна мотострелковая дивизия в Ростовской области.

Официально данные меры подаются как «адекватное реагирование» в условиях обострения военно-политической обстановки на юго-западном стратегическом направлении из-за наращивания военного присутствия НАТО в Восточной Европе, ситуации в Украине и деятельности международных террористических группировок, в том числе на Северном Кавказе. 

"Продолжающееся сегодня усиление военного присутствия России на западном и юго-западном стратегических направлениях является необходимым только в том случае, если Россия вынашивает агрессивные, а не оборонительные, планы в отношении Альянса и региона соприкосновения с НАТО. С точки зрения охраны государственных границ и обеспечения обороны территории Российской Федерации принимаемые Москвой меры являются очевидным образом избыточными и непропорциональными. Это обусловлено как отсутствием у НАТО планов по нападению на Российскую Федерацию (включая Калининградскую область), отсутствие политического консенсуса по данному вопросу, так и отсутствием у Альянса в регионе непосредственного соприкосновения с Россией военного потенциала, необходимого для такого гипотетического нападения", — пишут авторы доклада.

На их взгляд, еще более избыточными и непропорциональными эти меры являются в связи с тем, что между Россией и НАТО на западном стратегическом направлении находится Беларусь, входящая совместно с Россией в общие структуры обеспечения коллективной обороны и безопасности в рамках Союзного государства и ОДКБ. Беларусь имеет серьезно подготовленные и боеспособные 65-тысячные Вооруженные силы, превосходящие по своей военной мощи всех своих соседей на западной, северо-западной и южной границах.

В то же время исследователи убеждены, что анонсированные меры со стороны стран НАТО по усилению военного присутствия на восточных рубежах являются явно недостаточными с точки зрения выполнения обязательств блока по обеспечению защиты своих центрально- и восточноевропейских членов. Реальную военную угрозу для Российской Федерации (равно как и Республики Беларусь) данные меры не представляют и представлять не могут.

"Развертывание Россией на западном стратегическом направлении масштабной ударно-наступательной группировки войск носит явно не оборонительный, а наступательный характер и преследует цели оказать военно-политическое давление на Беларусь, Украину и страны НАТО", — уверены эксперты.

При этом, по их мнению, открытое прямое военное столкновение Российской Федерации со странами НАТО не входит в планы российского руководства. Однако эскалация напряжённости в отношениях с блоком является элементом хорошо продуманной и просчитанной стратегии Москвы на западном направлении и на глобальном уровне – стратегии, которая допускает при определённых обстоятельствах и военное столкновение со странами альянса.

Белорусский "буфер"

Как считают авторы доклада, во внешнеполитических устремлениях России существенная роль отводится Беларуси. 

Сохраняя свою нейтральную позицию по отношению к украинскому кризису, а также полный и эффективный контроль над собственной территорией, Беларусь выступает значительным донором региональной стабильности и безопасности. 

Гипотетическая невозможность для России использовать территорию Беларуси для агрессивных действий в отношении третьих стран вносит существенный вклад в ограничение эскалации напряжённости в регионе и, таким образом, сдерживание России.

Кроме того, Беларусь, имеющая отношения всестороннего стратегического партнёрства с Китаем, стремительно развивающиеся позитивные отношения с США и ЕС и одновременно союзнические отношения с Россией, выступает в качестве потенциально важной площадки международного сотрудничества, содействующей снижению роли фактора силы в международных отношениях.

Однако, на взгляд представителей Центра стратегических и внешнеполитических исследований, стратегия Москвы прямо диктует необходимость изменения международного положения и статуса Беларуси. В частности, для реализации стратегического замысла Москвы требуется превращение Республики Беларусь из донора безопасности и стабильности в источник множественных вызовов и угроз безопасности и стабильности странам НАТО и Украине. 

Поэтому, отмечается в докладе, Российская Федерация последовательно оказывает давление на Республику Беларусь с целью добиться размещения на белорусской территории российских войск, которые бы были наделены экстерриториальным статусом. Фактически именно в этом состоял смысл заключения соглашения о размещении на территории  Беларуси российской авиабазы, которое грубо навязывалось Москвой белорусской стороне летом–осенью 2015 года.

 "Категорическое нежелание белорусского руководства допускать такое развитие событий вынудило российскую сторону изменить характер оказываемого давления и задействовать для этого механизмы, существующие в рамках интеграционных процессов. В частности, именно для этого российской стороной были анонсированы непропорционально масштабные меры в ответ на шаги, предпринятые НАТО в регионе", — полагают эксперты.

Они также считают, что "российская сторона не может испытывать удовлетворённость достигнутым уровнем содействия со стороны Беларуси и будет продолжать наращивать своё давление с целью решения изложенных выше ключевых задач".

Освобождение от иностранного военного присутствия

Исходя из складывающейся ситуации, авторы доклада составили большой набор рекомендации белорусским властям. Среди них — предложение продолжить реализовывать многовекторную внешнюю политику, нацеленную на реализацию национальных интересов в неблагоприятных внешних условиях. Приоритетами такой политики являются полная нормализация и дальнейшее развитие отношений с Европейским Союзом, США, ускоренное развитие стратегического партнёрства с Китайской Народной Республикой, сохранение и совершенствование интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе – развитие всестороннего сотрудничества и дружеских отношений с Украиной.

Исследователям представляется целесообразным дальнейший отказ Республики Беларусь от размещения иностранных, в том числе – российских, военных баз и объектов на её территории. Беларусь должна оставаться свободной от иностранного военного присутствия. Причём, данный принцип целесообразно закрепить в национальном законодательстве, а в перспективе – и в Конституции Республики Беларусь в неразрывной связи со статьёй 18 Конституции.

При этом, по мнению исследователей, для Беларуси является целесообразным сохранение участия в интеграционных, включая военно-политические, образованиях с участием Российской Федерации и нацеленности на выполнение своих союзнических обязательств с учётом исключительно оборонительного характера белорусской военной доктрины.

"При этом сами военно-политические альянсы с Россией, будь то в рамках ОДКБ или Союзного государства, должны рассматриваться как механизмы обеспечения коллективной обороны, но не как наступательные объединенные группировки", — убеждены представители Центра стратегических и внешнеполитических исследований.

Источник:  ej.by

Читайте также: