Как проходит тайная проверка порядочности прокуроров и зачем она нужна

Со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16.06.2016 в органах прокуратуры Украины с 24.06.2016 был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов. 30-дневный срок, отведенный прокурорам для подачи анкет добропорядочности, на данный момент истек, и анкеты уже опубликованы на сайте ГПУ.

 Принятый и подписанный за несколько часов Закон №1355-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины» внес существенные изменения в деятельность прокуратуры.

Как известно, со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16.06.2016 в органах прокуратуры Украины с 24.06.2016 был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов.

Впервые о проведении тайной проверки добропорядочности Генеральный прокурор Юрий Луценко сообщил 16 июня, во время рабочего визита во Львов. «К примеру, прокурор уверяет, что у него нет автомобилей, но ежедневно приезжает на работу на последней модели Audi или какой-то новой машине. Этот факт мы хотим знать. Если теща прокурора строит 3-этажный дом, не надо стоять у него с гранатометом – достаточно сообщить Петру Шкутяку», – аргументировал он предлагаемую инициативу.

Напомним, ветеран АТО, общественный активист П. Шкутяк был назначен инспектором управления внутренней безопасности ГПУ и руководителем рабочей группы по проверке добропорядочности прокуроров. В ее состав вошли еще 8 прокуроров и один инспектор.

Семь постулатов

30-дневный срок, отведенный прокурорам для подачи анкет добропорядочности, на данный момент истек, и анкеты уже опубликованы на сайте ГПУ. А вообще прокуроры Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следователи органов прокуратуры теперь должны подавать анкеты порядочности ежегодно до 1 февраля.

В анкете прокурор указывает, к примеру, что не совершал действий, порочащих звание прокурора, своевременно и достоверно задекларировал свое имущество, доходы и расходы, не совершал коррупционных правонарушений и не вмешивался в деятельность других прокуроров, что уровень его жизни соответствует имеющемуся имуществу и доходам, он добросовестно выполняет обязанности и придерживается присяги и т. п. В общем, прокурор должен подписаться под 7 утверждениями, а выводы о наличии/отсутствии фактов он должен сделать сам. Похожая ситуация сложилась с выполнением Закона «Об очищении власти», когда каждый, кто подавал заявление, самостоятельно делал вывод о том, распространяются ли на него запреты, установленные законом.

Однако возникает вопрос: как ответы на вопросы в анкете могут вывести на чистую воду нечестных прокуроров?

Тайна проверки

Немало вопросов вызывает и сам порядок проведения тайной проверки добропорядочности. Она заключается в размещении анкет прокуроров на официальном сайте ГПУ и ожидании от граждан информации, которая может поставить под сомнение утверждения прокурора в заполненной им анкете. На такое ожидание отведено 6 месяцев. В случае получения компрометирующей информации рабочая группа по проверке добропорядочности прокуроров должна направить ее руководителю прокуратуры, в которой работает «нарушитель», а руководитель, в свою очередь, обязан решить вопрос о назначении служебной проверки.

Но если полученная компрометирующая информация уже была когда-то предметом служебной проверки, независимо от ее полноты и беспристрастности, повторно она проверяться не может. Как не может проверяться и информация о действиях или бездействии прокурора, с момента совершения которых прошло 2 года.

В дальнейшем выводы таких расследований изучаются подразделением внутренней безопасности ГПУ. В случае его несогласия с заключением служебной проверки вывод может быть отменен. Правда, последствия отмены (например, повторная проверка, ответственность и т. д.) в нормативном акте не прописаны.

Если по результатам тайной проверки порядочности будут установлены признаки совершения дисциплинарного проступка, прокурора привлекут к ответственности. Непредоставление, несвоевременное предоставление анкеты также является основанием для привлечения лица к ответственности.

Подача анкет подлежит учету в реестре тайных проверок порядочности прокуроров. Ответственным за ведение такого реестра является подразделение внутренней безопасности.

Как видно, теперь к прокурорам не меньшие требования, чем к судьям. Их также будут проверять на порядочность, к примеру, в вопросе соответствия их и членов их семей уровня жизни имуществу и полученным доходам, как проверяют судей во время прохождения ими первичного квалификационного оценивания.

Как уведомить о нечестном прокуроре

Одной из особенностей проверки порядочности прокуроров является то, что заполненные ими анкеты подлежат обнародованию. Так, на сайте Генеральной прокуратуры Украины уже есть раздел «Тайная проверка прокуроров». В этом разделе можно найти нормативно-правовые акты, которые регулируют проведение данной проверки, информацию о ней и собственно анкеты.

Примечательно, что в разделе «Информация» указывается следующее:

«Поводом для проведения тайной проверки порядочности является только информация, которая свидетельствует о недостоверности одного или нескольких утверждений, указанных прокурором в анкете. При наличии такой информации любое лицо может предоставить ее в управление внутренней безопасности и защиты работников прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины одним из удобных способов:

  • путем подачи управлению внутренней безопасности и защиты работников прокуратуры письма, обращения, сообщения в бумажной форме по адресу: Киев, ул. Резницкая, 13/15 с пометкой «Проверка добропорядочности»;

  • путем передачи такой информации на электронный адрес: [email protected].

Согласно установленному порядку, в таком уведомлении обязательно должны указываться ФИО прокурора, по которому предоставляется информация, фактические данные, которые могут быть проверены, и утверждение, по которому, по мнению извещателя, прокурором предоставлена недостоверная информация (например, о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения). Только при таких условиях предоставленная информация подлежит проверке. Для выяснения дополнительной информации по поводу проверки порядочности прокуроров желательно (но необязательно) указывать контактные данные лица, предоставляющего сведения.

В разделе «Анкеты» в алфавитном порядке обнародованы заполненные прокурорами анкеты. Их на данный момент уже достаточно много, но отличаются они, по большому счету, только данными о личностях, которые их заполняли. Все как один подтверждают, что не совершали определенных действий, порочащих звание прокурора, что своевременно и достоверно задекларировали свое имущество и пр. Найдется ли хоть один прокурор, который напишет обратное?

С другой стороны, обнародование этих анкет означает, что любой гражданин, которому известно о недостоверности утверждений конкретного прокурора, может проинформировать об этом. Однако наличие таких сведений не будет иметь следствием проведение служебного расследования, если, среди прочего, такая информация касается действия (бездействия) прокурора, с даты которого прошло более 2 лет. Т. е. все прокуроры получили «индульгенцию» за предыдущие годы (до февраля 2015 г.), даже если совершали действия, порочащие их звание, нарушали ограничения, предусмотренные законодательством в сфере предотвращения коррупции, а также вмешивались «в служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или судей, в т. ч. путем публичных высказываний относительно их решений, действий или бездеятельности».

По сути, прокурор будет считаться порядочным, если о порочащих его поступках не станет известно вовремя, т. е. в течение 2 лет после их совершения.

Генеральная инспекция

Как известно, 8 августа Ю. Луценко подписал приказ «О первоочередных организационных мерах по обеспечению формирования кадрового состава Генеральной инспекции». Как отметил Генеральный прокурор, этот орган «должен следить за законностью действий прокуроров и следователей всей системы прокуратуры и должен быть создан с нуля».

Также Генпрокурор сообщил о создании конкурсной комиссии, состоящей из 7 человек, из которых 5 – представители общественности. Председателем этой комиссии назначена заместитель Генерального прокурора Украины Анжела Стрижевская, а бывшему Федеральному прокурору и помощнику Генерального прокурора США Богдану Витвицкомупредложено перенести американский опыт при собеседованиях кандидатов. По результатам работы комиссия должна предоставить на утверждение Генеральному прокурору по одной кандидатуре на должности руководителя, двух заместителей и членов Генеральной инспекции.

Срок подачи заявок от кандидатов – с 10 августа до 10 сентября. В свою очередь, конкурсная комиссия начнет работу с 10 сентября.

Кандидатам на должности предложат добровольно пройти общий тест на IQ, а также на знание законодательства. Те, кто лучше сдадут этот тест, будут допускаться к собеседованию, пояснил Ю. Луценко. После этого конкурсная комиссия будет определять победителей среди кандидатов.

Генпрокурор также отметил, что заработная плата сотрудников Генеральной инспекции будет вдвое выше, чем у работников органов прокуратуры. Комиссия по отбору кандидатов в Генинспекцию будет постоянно информировать о своих заседаниях, и любая информация, касающаяся соискателей, будет доступной.

Между тем, на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №4917 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на создание и обеспечение деятельности Генеральной инспекции». Задачами этого проекта являются урегулирование на законодательном уровне создания в структуре Генеральной прокуратуры Украины и деятельности Генеральной инспекции, определение ее статуса, функций, полномочий, особенностей деятельности и прозрачных конкурсных основ отбора прокуроров в это подразделение, а также дополнительных гарантий от возможного вмешательства в их деятельность.

Проектом предлагается внести изменения в Закон «О прокуратуре» и в Уголовный процессуальный кодекс Украины и предусмотреть: статус Генеральной инспекции; задачи; полномочия; порядок назначения руководителей и работников Генеральной инспекции; конкурсные требования к кандидатам на должности; основы независимости (отношения подчинения, связь с другими структурными подразделениями и т. п.); разграничение полномочий с НАБУ и САП; процессуальные права руководителя Генеральной инспекции; определение прокурора «высшего уровня», «руководителя органа прокуратуры» в контексте деятельности Генеральной инспекции; особенности осуществления надзора за ОРД и т. п.

Согласно проекту, Генеральная инспекция признается отдельным звеном системы органов прокуратуры. Создание Генеральной инспекции, определение ее штата будет осуществляться Генеральным прокурором Украины. На Генеральную инспекцию предлагается возложить:

  • осуществление полномочий по досудебному расследованию уголовных преступлений, совершенных прокурорами и сотрудниками органов прокуратуры;

  • осуществление надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования по прокурорам и работникам органов прокуратуры (кроме случаев, отнесенных к компетенции Специализированной антикоррупционной прокуратуры);

  • поддержание государственного обвинения в соответствующих производствах (кроме случаев, отнесенных к компетенции Специализированной антикоррупционной прокуратуры);

  • проведение служебных расследований по прокурорам и работникам органов прокуратуры;

  • предотвращение правонарушений в органах прокуратуры;

  • проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, входящих в сферу управления прокуратуры;

  • обеспечение информационной безопасности и связей с общественностью.

«Предложенные проектом изменения направлены на обеспечение независимости и эффективности расследования преступлений, совершенных прокурорами и другими работниками органов прокуратуры, осуществление государственного обвинения в соответствующих производствах, проведение служебных расследований, аудита финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проектом устанавливается порядок проверки прокурора на порядочность и предполагается, что ее непрохождение будет основанием для дисциплинарной ответственности прокурора.

Проверку порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур проводят подразделения Генеральной инспекции в порядке, утвержденном Генеральным прокурором Украины.


Проверка в Европе и США

Заполнение анкет добропорядочности практикуется в правоохранительных органах США, Канады и европейских стран. Такие анкеты состоят из нескольких десятков листов конкретных вопросов. Кроме детальной информации о финансовом состоянии лица и его близких родственников, есть также вопросы о местах проведения отдыха и источниках его оплаты, средней дозе алкоголя в неделю, случаях управления транспортом в состоянии опьянения, незаконной охоты и т. п. При этом вся предоставленная в анкете информация может быть проверена как на полиграфе, так и путем сбора из разных источников данных о личности, ее образе жизни и круге общения.

Авторы: Яна Собко, Наталья Мамченко, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...