Как называют в Германии водителей выехавших на встречную полосу движения?

Кто и когда в Германии ездит по встречной полосе? Как называют таких водителей? Сколько аварий из-за них происходит? Что советует немецкая полиция?  Водители-призраки, – так их называют по немецки: Geisterfahrer. Или прозаичней: Falschfahrer, то есть "поехавшие не туда"… Это водители, которые по ошибке или умышленно оказались на встречной полосе автобана или другой скоростной трассы.

В целом на скоростные автострады приходится в Германии меньше всего аварий, но среди них – больше всего происшествий с фатальными последствиями. И самые страшные ДТП случаются как раз по вине водителей-призраков. В такой ситуации может оказаться любой. Возраст, пол или стаж за рулем роли не играют.

Специальный знак на автобане

Автобан. Особенности движения

Высокие скорости – зона повышенной опасности с особыми правилами движения. Время реакции в критических ситуациях – считанные доли секунды. На автобанах следует соблюдать дистанцию, как минимум, половину от показания спидометра в метрах, то есть 60 метров при скорости 120 километров в час, 100 метров – при двухстах. Здесь запрещено сдавать задним ходом, в том числе, на полосе для экстренной остановки (Standspur), не говоря уже о том, чтобы разворачиваться.

Проезжие части разделены металлическими отбойниками (mittlere Schutzplanke) или бетонными заграждениями (Betonleitwand), поэтому выезд на автобан против движения оказывается своего рода ловушкой. Развернуться без помощи полиции, не подвергая смертельной опасности себя и других, невозможно. Это строго запрещено.

Перекрытый для движения после аварии автобан A8

Перекрытый автобан

В случае аварии при таком маневре виновнику грозит лишение свободы сроком до пяти лет, если он сам останется в живых. Если водитель, заметив ошибку, будет поступать в соответствии с рекомендациями полиции, он может обойтись денежным штрафом и запретом садиться за руль в течение нескольких месяцев. Паническая реакция в таких ситуациях вполне объяснима, но как раз она и приводит к трагическим последствиям. Эксперты, однако, подчеркивают, что многие в таких ситуациях инстинктивно действуют правильно.

Автомобильное радио

Если где-то на скоростной магистрали появился такой автомобиль, радиостанции, вещающие в данном регионе, незамедлительно прерывают эфир. Начало экстренных сообщений сопровождается сигналом, на который реагируют радиоприемники, повышая звук, переключая канал или отключая музыкальный плейер. 

Как подсчитал Общегерманский автомобильный клуб (ADAC), такие сообщения звучат около трех тысяч раз в году, то есть восемь-девять предупреждений в сутки. По другим сведениям – около пяти предупреждений. Как считают эксперты, только в одном из этих случаев речь идет о реально возникшей ситуации. Остальные предупреждения являются результатом глупых шуток или ложной тревоги.

В конце каждого предупреждения звучит стандартная фраза, знакомая наизусть, пожалуй, большинству немецких водителей: "Bitte bleiben Sie äußerst rechts und überholen Sie nicht. Wir informieren Sie, sobald die Gefahr vorbei ist" – "Держитесь правой стороны и не обгоняйте. Мы сообщим вам, когда опасность будет позади".

Официальные оценки и трудности статистики

Три тысячи предупреждений в эфире – это лишь одна цифра. Министерство транспорта Германии исходит из того, что ежегодно на немецких автобанах реально возникает около 1700 подобных ситуаций, включая тех водителей-призраков, которые остаются незамеченными, проскакивая до следующей стоянки, где разворачиваются и исчезают в потоке.

Однажды клуб ADAC детально проанализировал немецкую прессу на предмет информации о водителях-призраках в редакционных материалах за год. В статьях и сообщениях описывалось почти 150 случаев. Около 80 таких поездок против движения закончилось без аварий, более 60 – столкновениями. Число погибших составило 20 человек. 86 получили серьезные травмы.

Реальная цифра выше. В 2015 году году на немецких дорогах погибли 3475 человек, около 380 из них – на автобанах. По меньшей мере, двадцать человек – по вине "призраков", включая самих водителей.

Причины и место действия

На проезжую часть автобана со встречным движением попадают из-за невнимательности, усталости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за плохой видимости, например, в ночное время, в туман, снег или сильный дождь или умышленно, если речь идет о самоубийцах.

Федеральное автодорожное ведомство (BASt) провело исследование, чтобы выяснить, когда и где именно водители становятся призраками. Примерно 33 процента ошибаются на развязках и въездах-съездах с автобанов. В Италии и во Франции с такими проблемами практически не сталкиваются. Автобаны в этих странах платные, въезд на них возможен только через кассовые пункты.

16 процентов случаев приходится на развороты на проезжей части автобана. Часто это происходит осознанно, если кто-то проскочил нужный выезд или поехал не в ту сторону. Вместо того, чтобы добраться до следующий развязки или съезда, некоторые водители, особенно, в состоянии стресса и нехватки времени, решаются на разворот против всех правил, в надежде проскочить. Эксперты такое поведение иначе как временным помутнением рассудка не объясняют. В число этих 16 процентов входят и те водители, чьи машины развернуло на скользкой дороге или в результате аварии, и которые затем по ошибке поехали против движения.

Около семи процентов водителей выезжает в неправильном направлении со стоянок или парковок у придорожных торгово-сервисных центров (Autobahnrastplatz, Autobahnraststätte). Четыре процента – на участках, где проводится ремонт.

Вовремя остановиться

Согласно данным ADAC, 26 процентов водителей почти сразу замечают свою ошибку, то есть останавливаются уже через сто метров или раньше. 34 процента – не проехав и 500 метров, 17 процентов – менее одного километра, но 23 процента едут дальше…

Несколько лет назад водитель-самоубийца успел проехать против движения по автобану А28 восемь километров. В результате лобового столкновения погиб он сам и четыре человека в машине, оказавшейся в неправильное время в неправильном месте.

Суицид также является одной из причин появления водителей-призраков, как и так называемые юношеские пробы мужества, но процент таких случаев все же минимален.

Как себя вести, если вы стали водителем-призраком?

– Включить аварийную сигнализацию и ближний свет фар, если передвигались без него. В Германии ближний свет в дневное время не является обязательным, но на автобанах его рекомендуется включать всегда

– Как можно более плотно подъехать к ближайшему на данный момент краю проезжей части и остановиться

– Если автомобиль находится ближе к левому краю, то есть едет против движения на самой быстрой полосе встречного движения, не пытаться перестроиться через один, два или несколько рядов, чтобы съехать на полосу для аварийных остановок, а остановиться у средней разделительной планки

На испытательном полигоне

На испытательном полигоне

– Соблюдая максимальную осторожность, покинуть салон. При наличии сигнального жилета, надев его, установить перед автомобилем на достаточном расстоянии аварийный треугольник. Передвигаться при этом следует за отбойной планкой

– Вызвать полицию по телефону 110 или через тумбу аварийной связи (Notrufsäule). Они установлены через каждые 500-2000 метров

– Ни в коем случае не пытаться пересечь автобан, даже если он кажется пустым

– Ожидать прибытия полиции между защитными планками в центральной части автобана, если машина оказалась в левой полосе, или за металлическим отбойником на обочине, если автомобиль находится на боковой полосе для аварийных остановок

– Не пытаться самостоятельно до прибытия полиции развернуть автомобиль

Как вести себя, если вы услышали сообщение об опасности на вашем пути?

– Немедленно приступить к снижению скорости, чтобы при необходимости срочного маневра машину не занесло

– Не обгонять и занять крайнюю правую полосу. При плотном движении и невозможности перестроиться вправо, существенно увеличить дистанцию

– Включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения

– По возможности свернуть на ближайшую стоянку и дождаться отбоя тревоги по радио.

Автор: Максим Нелюбин, Deutsche Welle 

You may also like...