Ресоциализация осужденных — качественно новый подход

Кабинет министров Украины вплотную подошел к модернизации пенитенциарной системы. Среди прочих новшеств, планируется качественно изменить государственную уголовно-исполнительную службу. На базе уголовно-исполнительной инспекции будет организована служба пробации.

В феврале с. г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О пробации». Он был разработан с учетом международного опыта в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказаний и социальной работы с лицами, совершившими преступления. Отметим, что примером для нас стали такие страны, как Польша, Канада и Швеция, с которыми наша страна давно и тесно сотрудничает по данному вопросу. Пробация в Швеции существует около 70 лет и функционирует в составе Службы тюрем и пробации Швеции.

Презентуя систему пробации, чиновники Минюста не раз с надеждой отмечали, что она повлияет на снижение уровня преступности в государстве и введет цивилизованные формы работы с лицами, которые привлекаются к уголовной ответственности. Ожидается, что в результате уменьшатся как число лиц, осужденных к наказаниям в виде лишения свободы, так и государственные расходы на содержание СИЗО и учреждений исполнения наказаний.

Что означает досудебная пробация?

Напомним, что профильный закон предусматривает три вида пробации: досудебную, наблюдательную и пенитенциарную.

Абсолютной новеллой является досудебная пробация. С ее внедрением одной из функций органов пробации станет составление досудебных докладов. Это собранная сотрудником службы письменная информация, характеризующая лицо, которое привлекается к уголовной ответственности. Досудебный доклад будет содержать социально-психологическую характеристику, оценку риска повторного совершения уголовного правонарушения, а также заключение о возможности исправления правонарушителя без лишения свободы. Поводом для сбора такой информации станет запрос суда.

Важным моментом здесь остается вопрос ответственности. Система досудебного отчета предполагает, что сотрудник службы пробации предоставляет суду мотивированное правовое мнение, опираясь на которое, суд принимает решение о применении к осужденному методов пробации, тем самым давая человеку шанс исправиться вне стен исправительной колонии. Однако до сих пор умалчивается о том, кто будет нести ответственность за возможную ошибку в случае, если осужденный вновь совершит преступление в период испытательного срока (пробации), невзирая на оказанное ему доверие. Инспекторы-практики высказали опасения, что благодаря досудебному отчету и суд, и прокуратура снимут с себя ответственность, и только сотрудник пробации окажется под тяжким бременем вины.

Одним из элементов пенитенциарной пробации является содействие осужденным, которые отбывают наказания в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок, в решении вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.Предусматривается, что органы пробации во взаимодействии с учреждениями исполнения наказаний, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления будут оказывать помощь осужденным, которые готовятся к освобождению, в определении места жительства, а также в трудоустройстве или устройстве в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи. Учитывая европейскую практику, к работе будут привлечены и волонтеры.

Как может разочаровать практика применения

Многие практики сегодня отмечают, что надежды чиновников и общественности могут остаться неоправданными. Актуальность проблемы подтверждают многочисленные мероприятия, посвященные этой теме. Только в этом месяце было проведено несколько круглых столов, на которых обсуждались проблемы внедрения пробации в нашей стране. Так, 8 ноября эту тему обсуждали в Одессе, 9 ноября – в столице и 11 ноября специалисты собирались в Харькове.

Представители общественных организаций отмечают, что чиновники, говоря о внедрении новой системы, утверждают, что она практически не требует дополнительных финансовых вливаний и финансовой поддержки. Между тем, программы пробации, предлагаемые сегодня, говорят об обратном. Прежде всего, система сможет работать, только если вокруг нее будут работать партнеры – социальные службы, способные оказать реальную помощь человеку, преступившему закон. Иначе новая служба так и останется, по сути, старой уголовно-исполнительной инспекцией, ведущей бумажную работу.

Отметим, что одна из тем, ставшая предметом оживленного обсуждения – вопрос кадрового обеспечения. Специалисты-практики не скрывали, что основными причинами кадрового голода являются довольно тяжелые условия труда, большая нагрузка и недостаточное финансовое обеспечение. Кроме того, реформа ставит перед сотрудником пробации новые задачи, но лишает его тех социальных гарантий, которые были ранее. Нынешние сотрудники уголовно-исполнительных инспекций имеют статус аттестованных сотрудников и специальные воинские звания, поэтому могли рассчитывать на досрочную пенсию. Новый закон, образно говоря, снимет с них погоны и лишит такой возможности. И если люди не получат взамен достойную оплату труда и действенные механизмы реализации программы пробации, эта идея погибнет в начале становления.

Когда заработает?

Напомним, реформа пенитенциарной службы началась с ликвидации ведомства. Вместо старой исправительной системы в Министерстве юстиции создадут три департамента. Первые пробационные центры появятся в Киеве и Одессе.

Согласно статистике, в Украине достаточно большой процент людей имеют судимости, и многие отбывали наказания, не связанные с лишением свободы. По состоянию на 1 сентября с. г. на учете в подразделениях уголовно-исполнительной инспекции состояли 77 687 осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы и административными взысканиями. Прежде всего, именно этих людей и их родственников интересует, что же поменяется в службе, будет ли качественно новый подход к вопросам ресоциализации, и можно ли провести реальную реформу без финансовых вливаний.

«Хочу отметить, что помощь, которая должна быть оказана осужденному, не будет оказана непосредственно работниками пробации – ее будут оказывать партнеры службы. Сама же пробация должна выступать как координатор между соответствующими органами и организациями, которые могут оказывать такие услуги. И такие службы сегодня есть, – рассказал председатель департамента пробации Министерства юстиции Украины Олег Янчук.

 – Есть Закон «О социальной адаптации лиц, отбывающих или отбывших наказание в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок», у местных органов власти есть обязанность оказывать услуги, способствующие адаптации, но сам осужденный по разным причинам не может туда попасть. Он может не знать о своих правах и возможностях, процедурах обращения, а сотрудник пробации должен будет помочь ему».

Сама пробация должна иметь договоры с такими партнерами, например, с местными органами охраны здоровья, образования, социальной защиты и т. д. И когда сотрудник пробации готовит досудебный доклад и уведомляет суд, что данного гражданина можно не отправлять в места лишения свободы, а дать ему возможность доказать свое исправление на свободе, он опирается только на те ресурсы, которые имеет служба. Если, например, работник пробации посчитал, что отсутствие образования у данного осужденного негативно отражается на его поведении, он может предложить суду, чтобы лицо поступило на профессиональное обучение в тот или иной колледж, который есть в данной местности. При этом учебное заведение должно быть партнером пробации.

«Я уверен, что возможности найти ресурсы будут и у пробации, и у иных государственных служб, которые станут ее партнерами, – продолжил руководитель департамента. – Кроме этого, организации частного сектора, как и международные организации, тоже могут стать партнерами службы». Чиновник также отметил, что до конца месяца может быть укомплектован штат службы пробации, и как только эта работа будет завершена, люди начнут работать по новым направлениям.


Комментарии

Олег Янчук, председатель департамента пробации Министерства юстиции Украины

– Сегодня в стране проходит пенитенциарная реформа, в результате которой меняется управленческий аппарат системы исполнения наказаний и пробации. В рамках этой реформы был создан департамент пробации. Это новый орган, который должен обеспечивать исполнение требований Закона «О пробации» и создать организационно-штатную структуру подразделений пробации.

Разумеется, при подборе кадров мы планируем использовать потенциал сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Они имеют большой опыт исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, а это одна из функций пробации на сегодня. Те сотрудники, которые захотят работать в службе пробации, обеспечивая не только контроль за исполнением наказаний, но и поддержку, взаимодействие с органами местного самоуправления, т. е. работать несколько иначе, останутся.

Пока сотрудников, которые работают ныне и желают работать далее в обновленной службе, планируем переводить без особых конкурсов. Конечно, все пройдут процедуру аттестации – это письменный экзамен и собеседование. Будет выясняться их видение и их роль в новой системе. Позднее, когда будут приняты дополнительные изменения в законодательство, все сотрудники пробации станут госслужащими. Будут проводиться и государственные конкурсы, предусмотренные действующим законодательством, и у нас уже есть очень интересные наработки, каким образом мы будем проводить предварительный отбор претендентов на должности.

Также есть очень хороший опыт европейских стран в этом направлении. Например, важен будет не столько опыт работы, который человек приобрел до того, как попал в службу пробации, сколько наличие умений и навыков, которые позволят ему стать эффективным сотрудником.

Денис Чернышов, заместитель министра юстиции Украины

– Я вижу в пробации очень большую перспективу как в социальном, так и в экономическом плане. Экономическая сторона – это огромная экономия бюджетных денег, если значительно сократится число осужденных, а социальная – это как раз то, что, проходя через систему пробации, осужденный приходит к раскаянию.

Мы все сегодня чувствуем негативное отношение к пенитенциарной системе, которое сложилось еще с советских времен. Она воспринимается как система пыток. Применение тех принципов, которые несет в себе система пробации, заложенных в законе, приведет к изменению и самой системы, и отношения к лицу, отбывающему наказание согласно решению суда.

Конечно, сегодня на сотрудников пробации ложится очень большая ответственность: нужно всесторонне оценить человека и принять решение, можно ли его, не отправляя в места лишения свободы, вернуть обществу как полноценного гражданина.

Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета»

Читайте также: