Увольнение директора ФБР и эхо Уотергейта для Трампа
Это решение изумило членов обеих партий, увидевших в нем беззастенчивую попытку вмешательства в ход расследования, которая не может не подлить масла в огонь в уже политически взрывоопасной ситуации. Даже после всех необычных шагов, предпринятых за четыре месяца президентства, Трамп еще способен удивлять: заявление об увольнении директора ФБР в разгар такого расследования выходит за любые рамки нормальности.
Эффектно отправив в отставку Джеймса Коми, Трамп уволил того, кто, возможно, помог ему стать президентом, а позже стал потенциальной угрозой для его будущего, пишет в The New York Times Питер Бейкер. Издание The Insider предлагает полный перевод статьи.
В письме к Коми с сообщением об отставке Трамп подчеркнул, что директор ФБР трижды говорил ему, что он не является объектом расследования; таким образом Трамп заранее открещивается от обвинений в том, что его решение было своекорыстным. Но на самом деле для него очень многое стояло на кону после того как Коми публично заявил, что ФБР расследует вмешательство России в прошлогодние президентские выборы и намерено выяснить, координировал ли кто-либо в команде Трампа свои действия с Москвой.
Это решение изумило членов обеих партий, увидевших в нем беззастенчивую попытку вмешательства в ход расследования, которая не может не подлить масла в огонь в уже политически взрывоопасной ситуации. Даже после всех необычных шагов, предпринятых за четыре месяца президентства, Трамп еще способен удивлять: заявление об увольнении директора ФБР в разгар такого расследования выходит за любые рамки нормальности.
Возможно, Трамп считал, что демократы до такой степени ненавидят Коми из-за того, что он делал в ходе расследования истории с личным почтовым сервером Хиллари Клинтон, что они поддержат его увольнение или хотя бы согласятся с ним. Но если это так, он просчитался: демократы тут же стали жестко критиковать его решение и потребовали назначить специального прокурора, чтобы гарантировать, что президент не сможет влиять на расследование российского вмешательства.
Предпринятый Трампом шаг вызвал подозрения в том, что президенту есть что скрывать, и у его собратьев по Республиканской партии; вероятно, теперь им придется серьезно подумать, прежде чем защищать его, не имея на руках всех фактов. Многие из них сделали во вторник осторожные заявления, а некоторые выразили опасения в связи с отставкой Коми и призвали к специальному парламентскому расследованию или созданию независимой комиссии, которая возьмет на себя функции комитетов по разведке Сената и Палаты представителей, расследующих сейчас эпизод с российским вмешательством.
Назначение преемника Коми может спровоцировать яростную битву, так как любой, кого выберет Трамп, автоматически попадет под подозрение. Это вполне может привести Белый дом в смятение в то время, когда ему нужно, чтобы Сенат сосредоточился на принятии закона, отменяющего реформу здравоохранения, принятую при Бараке Обаме.
Уверения Трампа, что увольнение Коми связано с его поведением во время расследования истории с почтовым сервером Клинтон, мало чем могут помочь президенту, учитывая, что сам он клялся в случае своей победы посадить ее в тюрьму. Лишь очень немногие посчитали правдоподобным, что президента на самом деле обеспокоило решение Коми объявить за считанные дни до выборов о повторном открытии дела — решение, которое, по утверждениям Клинтон и демократов, склонило чашу весов в пользу Трампа.
«Невозможно быть настолько легковерным, чтобы подумать, будто Дональд Трамп уволил Джима Коми из-за того, как тот обращался с делом о почте Клинтон, — сказал в интервью бывший глава избирательного штаба Клинтон Джон Подеста. — Сейчас больше, чем когда-либо прежде, необходимо независимое расследование».
Подеста отметил, что отправить Коми в отставку рекомендовал генеральный прокурор Джефф Сешнз. «Генеральный прокурор, заявивший о самоотводе во всех делах, связанных с Россией, рекомендовал уволить директора ФБР, занимавшегося расследованием российского вмешательства», — сказал он.
Защитники Трампа говорят, что его действия не поставят в тупик расследование ФБР, которое продолжают профессиональные агенты. «Это ничего не остановит, — сказал в интервью CNN сторонник Трампа, бывший прокурор штата Вирджиния Кен Куччинелли. — Заявления, что это может остановить расследование, смехотворны».
Трамп утверждает, что действовал по рекомендации Сешнза, но в последние несколько дней он не скрывал своих личных чувств по отношению к Коми и связанному с Россией расследованию. «История о сговоре России и Трампа — полнейший обман. Когда закончатся эти игры в шарады за счет налогоплательщиков?» — написал он в твиттере в понедельник.
Сравнения с Уотергейтом избежать невозможно. Когда специальный прокурор Кокс потребовал, чтобы Никсон предоставил суду аудиозаписи, полученные в результате незаконной прослушки, президент приказал уволить его. И генеральный прокурор Эллиот Ричардсон, и его заместитель Уильям Ракелсхаус отказались выполнить распоряжение и подали в отставку. Приказ об отставке Кокса подписал генеральный солиситор Роберт Борк — третье лицо в Минюсте.
Демократы видят здесь параллели. «Это в стиле Никсона», — сказал в своем заявлении сенатор от штата Пенсильвания Боб Кейси.
«Со времен Уотергейта наша правовая система не подвергалась такой угрозе, а наша вера в независимость и целостность этих систем не была так потрясена», — добавил сенатор-демократ от штата Коннектикут Ричард Блюменталь.
Даже давний политический союзник Трампа Роджер Стоун-младший, защищая президента, тем не менее провел параллель. «Где-то сейчас улыбается Дик Никсон, — сказал в интервью Стоун, который когда-то работал с Никсоном, а позже оказался среди сотрудников штаба Трампа, которых коснулось расследование ФБР. — От доверия к Коми ничего не осталось. Ирония в том, что Трамп выслушал, что тот говорил о неуклюжем расследовании истории с почтой Клинтон, а вовсе не о расследовании российского вмешательства, и решил, что пора от него избавиться».
В твиттере появилось и утверждение — как минимум одно, — что Трамп зашел так далеко, как не позволял себе даже Никсон. В твиттере Президентской библиотеки Никсона опубликована фотография Никсона, говорящего по телефону, и подпись: «Любопытный факт — президент Никсон не увольнял директора ФБР». К этому был добавлен хэштег #notNixonian — «не по-никсоновски».
Со времен Уотергейта президенты не решались выступать против директоров ФБР, как бы они ни были разочарованы их действиями. Единственным исключением был Билл Клинтон, в 1993 году уволивший Уильяма Сешнза, обвиненного в неуплате налогов и злоупотреблении служебным положением; президента тогда обвиняли в том, что он действует по политическим мотивам. Преемник Сешнза Луис Фри оказался для Клинтона еще большей головной болью — он содействовал независимому прокурору Кеннету Старру, который вел расследование действий президента. Но Клинтон не рискнул отправить Фри в отставку, понимая, каким может быть ответный удар.
При президенте Джордже Буше-младшем директор ФБР Роберт Мюллер III угрожал подать в отставку, если будет принята программа тайного наблюдения <за подозреваемыми в терроризме. — The Insider>, которую он считал незаконной, и президент отступил, не решившись пойти на риск скандала. К угрозе Мюллера тогда присоединился заместитель генпрокурора по имени Джеймс Коми. В конце концов Буш пересмотрел программу и ее юридическое обоснование; новую редакцию Мюллер и Коми одобрили.
Бывший директор библиотеки Никсона Тимоти Нафтали сказал, что действия Трампа — не полное повторение «бойни в субботу вечером», так как Коми не был назначен специально, чтобы расследовать обстоятельства президентской кампании 2016 года.
«С Коми или без него ФБР продолжит расследовать российское вмешательство в кампанию 2016 года, — сказал Нафтали. — Это ошибка совсем иного рода. Если только генпрокурор Сешнз не докажет факт служебного злоупотребления или серьезной халатности Коми, из-за того момента, когда президент Трамп принял свое решение, будут оставаться подозрения, что он что-то скрывает».
Tweet